Смекни!
smekni.com

Пространственные различия в эффективности избирательных компаний на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга 3-го созыва (стр. 3 из 5)

В 2002 году картина успешности политических объединений изменилась с точностью до наоборот. Как можно видеть из таблицы 4 ни одно из объединений не имело очевидного преимущества, как это было в 1998 году, а скорее даже снижало шансы претендента на место в парламенте.

Кроме того, от всех объединений, от которых были выдвинуты инкамбенты, остальные претенденты не перешагнули нулевой порог успешности, а переизбиравшиеся имели очевидное преимущество.

Из таблицы 4 видно, что фактор инкамбенси явно вышел на первое место по отношению к партийности.

Таблица 4 Средняя успешность кандидатов по партиям на выборах в ЗакС в 2002 г.

Название партии, выдвинувшей кандидата Претенденты Инкамбенты
Политическая партия Народная партия Российской Федерации" -35,4 100.8
Самовыдвижение -45,4 239.8
Санкт-Петербургская общественно-политическая организация Политический центр" -75,7 342.7
Межрегиональное молодежное общественно-политическое движение Единый молодежный блок" -76,4
Наука, промышленность, образование 71,6
Народная Солидарность -76,4
СПС + Яблоко -12,7 158.7
Межрегиональная политическая общественная организация Партия свободы" -82,0
Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской партии Единство и Отечество"-Единая Россия" -10,1 218.8
Межрегиональная общественная организация Единство ради прогресса" -71,1
Санкт-Петербургское городское отделение политической партии Развитие предпринимательства" 15,5
Общероссийское политическое общественное движение Зеленых Родина" 8,0
Политическая партия Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов" -49,4
Межрегиональная общественно-политическая организация Партия Зеленых" -36,5
Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии Либерально-демократическая партия России" -92,3
Санкт-Петербургское региональное политическое движение Воля Петербурга" -72,6 193.6

Источник: Аксенов К.Э. Лидеры истинные и мнимые: сравнительная эффективность кандидатов и партий, 2003

В условиях наметившегося кризиса политических брендов все большее значение имеет качество самих кандидатов, входящих в партийный список, или пользующейся поддержкой структуры в одномандатном округе. Выборы в питерское Законодательное Собрание показали, что одного раскрученного партийного имени и "гарантий" первых лиц партии для избирателей уже недостаточно. Люди хотят видеть достойные фигуры и полезных, эффективных для города персон в избирательном списке партии. Действительно ли эти люди достойны, они должны сами доказать не на словах, а на деле. Доверие к крупным политикам федерального уровня, "настоятельно рекомендующим" определенных кандидатов, - уже не столь безупречное, как это было, скажем, на прошлых думских выборах в 1999 году.

4. Увеличение доли протестного голосования и абсентеизма.

Выборы в ЗакС прошли при необычно низкой для "второй столицы" явки избирателей. Для политически активного и подкованного населения уровень посещаемости участков составил в среднем 28,3% .

Та же тенденция проявилась и на выборах депутатов Государственной Думы от Петербурга: 61% в 1995-м и 54% в 1999 г.

Многие не пошли на выборы, потому что считают, что от их голоса ничего не зависит. Но не трудно представить, что если бы в голосовании приняли участие «другие 30% избирателей», то результат питерских выборов был бы иным.

В более чем половине округов явка не превысила 10% от порогового уровня (рисунок 2, 3 иллюстрирует процент явки избирателей по избирательным округам в 2002 и 1998 гг.) – тревожно малая величина. Для сравнения в первом туре выборов в ЗакС 2-го созыва, который является наиболее репрезентативным в условиях сравнения с однотуровым голосованием, явка избирателей на участки в среднем составила 40,52%, что на 12,22% превышает показатель декабрьских выборов 2002 года.

Однако, не менее удручающим фактором является высокое протестное голосование. Примерно 10% избирателей, причем большинство из них молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, отдали свои голоса за кандидата "Против всех". Во многих округах протестное голосование достигало 15% (см. рисунок 4).

Рисунок 2 Участие избирателей на выборах в ЗакС 3-го созыва (по округам), в %

Рисунок 3 Участие избирателей в 1-м туре выборов в ЗакС 2-го созыва (по округам), в %

Таким образом, петербургский парламент был избран пожилыми женщинами с высшим образованием, которые были наиболее активными участниками голосования. Теперь именно ИХ представители будут вершить судьбу города. Об этом позволяют говорить цифры, характеризующие избирателей проголосовавших 8 декабря на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга (данные ИА «Росбалт» Агентства социальной информации на основании опросов избирателей тринадцати округов в разных районах города)[5]

Таблица 5 Пол, возраст и образование избирателей, проголосовавших на выборах в ЗакС 3-го созыва

Женщины 64%
Мужчины 36%
18 – 29 лет 8,2%
30 – 39 лет 11,7%
40 – 49 лет 18,0%
50 – 59 лет 21,5%
старше 60 лет 40,6%
Незаконченное высшее 9,4%
среднее общее 19%
среднее специальное 29,3%
Незаконченное высшее 8,2%
высшее 34,1%

Источник: ЗакС избран пожилыми женщинами с высшим образованием, Санкт-Петербургские Ведомости Online 14.03.03 (http://www.spbvedomosti.ru/2002/12/21/zaks.shtm)

«Петербург в массе своей скромно "промолчал" на этих выборах, позволив пожилому меньшинству сделать выбор за молодое и среднего возраста большинство. Такая тенденция была еще недавно характерна для депрессивных провинциальных территорий, как правило, входивших в исчезнувший ныне пресловутый "красный пояс"»[6]. Для крупнейшего столичного города, по-прежнему соперничающего с Москвой за статус "первостоличности", такая социальная и политическая апатия выглядит как нонсенс. Однако, что есть, то есть! Особое безразличие к выборам и недоверие к власти опять проявила молодежь, в особенности люди до 25 лет, студенты.

Рисунок 4 Протестное голосование на выборах в ЗакС 3-го созыва (по округам), в %

Глава II. Пространственные различия в электоральной эффективности избирательных компаний по выборам в Законодательное собрание Санкт-Петербурга третьего созыва

Классификация избирательных округов строилась на основе индекса успешности проведенных избирательных компаний кандидатами.

Этот критерий был выбран исходя из того, что он является одним из значимых показателей электоральной эффективности компаний. “Традиционно самыми простыми показателями являются два – процент голосов избирателей, полученный на выборах, и абсолютное количество этих голосов. Что показывают эти цифры? Процент голосов, наряду с абсолютным количеством голосов является официальным показателем эффективности и несет юридический смысл. Он также отражает то, насколько кандидат был успешнее своих соперников в данном конкретном округе. Судить же о том, насколько успешнее прошли кампании кандидатов в разных округах, на его основании невозможно – количество кандидатов принципиально разное. Получить 51% голосов в округе с двумя кандидатами на порядок легче, чем в округе с 10 соперниками. Абсолютное количество голосов дает еще одно политически важное измерение. Теоретически количество людей, выразивших через голосование поддержку тому или иному избранному депутату иногда позволяет им сравнивать степень собственной «представительности». И уж конечно, при нашей одномандатной мажоритарной системе ни тот, ни другой показатель не дают прямой возможности сравнивать эффективности партийных кампаний по всему городу в целом”[7].

В таблице 6 представлены округа, в которых победивший кандидат набрал наибольшее количество голосов в процентах и в абсолютных цифрах.

Таблица 6 Округа, в которых было получено максимальное количество голосов на выборах в ЗакС в 2002 году.

Округ % голосов Кол-во голосов Ранг по % Ранг по голосам
45 80,87 17599 1 3
15 75,99 19906 2 2
14 74,10 20295 3 1
33 73,78 16554 4 5
12 72,74 16733 5 4

Источник: Аксенов К.Э. Лидеры истинные и мнимые: сравнительная эффективность кандидатов и партий, 2003