Смекни!
smekni.com

Разделение властей (стр. 3 из 3)

Имея глубокие исторические корни, теория разделе­ния властей как самостоятельная и цельная политиче­ская доктрина сформировалась в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Основные постулаты «клас­сическою» варианта этой доктрины были выдвинуты сначала Джоном Локком, а затем Шарлем Луи Мон­тескье как идеологами умеренных кругов буржуазии, стремившихся мирным путем получить доступ к госу­дарственной власти на основе компромисса с либераль­ным дворянством.Не случайно, что именно в Англии XVII в., где буржуазная революция носила умеренный и компромиссный характер, концепция разделения влас­тей в трактовке известного английского философа Джо­на Локка смогла отразить потребности рождающегося буржуазного строя и поэтому стала популярной полити­ческой доктриной.

Свои политические идеи Джон Локк (1632—1704) изложил в ряде работ, среди которых особенно выделяется «Второй трактат о государстве: О государственном правлении», изданный в 1690 г.—через два года после так называемой «славной революции», т. е. политичес­кого переворота 1688 г., установившего в Англии конс­титуционную монархию. В отличие от некоторых своих предшественников и современников (например, Дж. Мильтона, О. Сиднея, Дж. Гаррингтона и др.), чьи по­литические взгляды отражали потребности лишь отдель­ных групп восходящею класса, Дж Локк сумел воз­выситься до теоретического выражения общеклассовых интересов буржуазии, осознание которых позволило ей объединить свои силы и одержать победу в борьбе с феодальным абсолютизмом, хотя бы и на основе ком­промисса с новым, обуржуазившимся дворянством.

Исходя из реально сложившихся в стране политиче­ских отношений, Дж. Локк как «сын классового компро­мисса 1688 г» теоретически оправдал его, поскольку в результате «славной революции» был практически реа­лизован локковский идеал—конституционная монархия. С либеральных и умеренных позиции Дж. Локк сформулировал некоторые общие принципы буржуазного государственного строя, обосновал своего рода программу сторонников тех общественно- политических порядков, ко­торые закрепились после того, как английское общество было переделано на буржуазный лад. К. Маркс назвал Локка «классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодализму.

В целях обеспечения основных прав человека Дж. Локк считал необходимым ограничить политическую власть и ввести ее в определенные рамки. Одним из важнейших средств достижения этого, по мнению Лок­ка, является разделение властей, способное предотвратить концентрацию всей полноты власти в руках одних и тех же людей, которые, обладая возможностью созда­вать законы, могут захотеть исполнять их к своей лич­ной выгоде, в противоречии с общими интересами. По­этому Локк предлагает отделить, исполнительную власть от законодательной и обязать самих законодателей под­чиняться действию ими же установленных законов.

Учитывая объективные потребности в разделении усложняющегося труда по управлению государством, Локк различает три власти: законодательную, исполни­тельную и федеративную (союзную). Такую классифи­кацию он проводит в соответствии со спецификой осу­ществляемых ими функций—создание законов для об­щественного блага, их исполнение и ведение отношений с другими государствами Законодательная власть как выражение воли народа (имущих сословий) должна быть, по Локку, отделена от остальных властей и отдана в руки «многих лиц, надлежащим образом соединенных в собраниях», т. е. избираемому народом представи­тельному органу—парламенту. Исполнительная и со­юзная власти хотя и являются, по словам Локка, раз­личными по своему содержанию, однако эти власти трудно разделить между различными органами, поскольку их несогласованность могла бы повлечь за собой беспорядок или гибель общества. Исходя из этого, Локк вверяет обе эти власти одному лицу — монарху, которому должна принадлежать и так называемая «прерогатива», т. е. полномочия по охране «общего блага» в случаях, не терпящих промедления. Однако, подчеркивает Локк, монарх не должен злоупотреблять своей прерогативой, которая правомерна лишь постольку, поскольку используется в общих интересах. Судебную власть Локк не обозначает как отдельную, а считает ее составным элементом исполнительной власти, подчеркивая при этом, что в отправлении правосудия должен принимать участие народ.

Посредством «правильной» организации государственной власти Локк стремился сконструировать сложный политический механизм, способный «уравновесить власть правительства, вложив отдельные части ее в «различные руки», а именно—разделить ее между парламентом и королем, т. е. в конечном счете между буржуа­зией и дворянством.

В основе доктрины Локка лежат социально-политические соображения, заботы о стабильности буржуазных государственно-пра­вовых институтов, стремление предотвратить подлинно революционное их преобразование, не допустить новые смуты и перевороты, которые он считает национальным бедствием.

Локк исследует основные принципы и направления взаимодействия различных властей, способы и формы их соучастия в осуществлении государственных дел, говорит о необходимости взаимных «сдержек и противовесов».

Идею разделения властей развили позднее Монтескье и Руссо, что было рассмотрено выше.

Максимилиан Робеспьер (1758—1794 гг.) как вождь якобинцев и комиссар Конвента, выступая за «самодержавие народа» и считая равновесие властей «химерой», заявлял, что все должностные лица являются лишь уполномоченными народа, должны отчитываться перед ним в своей деятельности. Именнотогда Якобинский Конвент сосредоточил в своих руках всю полноту верховной власти, как законодательной, так исполнительной, отказавшись тем самым от разделения властей. Обоснование неограниченного суверенитета народа и отрицание принципа разделения властей содержалось в Якобинской Конституции 1793 г., которая, однако, не вступила в силу из-за гражданской войны и иностранной военной интервенции.

С победой контрреволюции буржуазия, ликвидировала режим Конвента, уже открыто выступает против демократических «эксцессов» народного представительства. Поднимая на щит лозунг разделения властей как «первого условия свободного правления», она стремится те самым укрепить и сделать независимой от парламента правительственную власть. Разделение властей трактуется как «вечный закон» и необходимая предпосылка справедливости, общественного порядка и законности. Из этого исходит, например, Конституция Франции 1795 г., закрепляя, что «общественный порядок не может быть гарантирован, если не установлено разделение властей».

Список литературы

1. Барнашев А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.

2. Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в аппарате государственного управления.-М., 1990

Фетисов А.С. Разделение властей // Социально-политический журнал, 1995, №6