Смекни!
smekni.com

Черногорский феномен (стр. 3 из 3)

Не стоит даже и говорить о каких-либо существенных экономических выгодах, которые могли бы получить великие державы от сотрудничества с Черногорией - трудно даже назвать “экономикой” народное хозяйство страны вплоть до начала XX века.

Может быть про эту никчемную страну просто все забыли? Действительно, а что в этих горах могло привлечь турецких султанов, у которых были дела поважнее, нежели принципиальная война с полудикими скотоводами за безжизненные каменистые нагорья? Да, вряд ли лишняя отара овец налогов. Однако почему же постоянно так наглядно выпирала независимость Черногории? Ведь забвение со временем ассимилировало бы ее и этнически и политически в состав какой-нибудь третьей державы?

Может быть выгодное географическое положение так привлекало сверх державы того времени? Не совсем, хотя в этом есть доля истины. В этом смысле та же Албания обладает гораздо лучшими характеристиками для создания военного плацдарма. На мой взгляд, секрет этого феномена кроется в принятой и успешно поддерживаемой внешнеполитической тактике балансирования между “большими соседями”. Вспомним XV век - “стравливание” Венеции и Османской империи; XVI-XVII века - балансирование между Австро-Венгрией и Османской империей, XVIII-XX века - между Россией и Австро-Венгрией. Причем при всех катастрофах, восстаниях и кровопролитных войнах, влекших новый перекрой границ Черногория громко заявляла о своих искренних симпатиях победителям, в надежде отхватить как можно большую часть адриатического побережья, скадарской низменности или плодородных земель Нови-Пазарского санджака. Черногория стремилась быть как можно заметнее на международной арене, время от времени “шантажируя” имеющих потенциальные интересы в регионе, что в принципе она может предоставить свою территорию, порты, снабжение их соперникам. Несомненно, немаловажную роль сыграла и политика династических браков черногорских правителей, в бóльшей степени с русской царской семьей.

В заключение следует добавить, что “черногорский феномен” не является каким-то сверхъестественным чудом света, как, признаюсь, это могло бы показаться из моих рассуждений. Это всего лишь внешнеполитическая стратегия малой державы, отличительная черта которой в конкретном ее проявлении в Черногории состоит лишь в успешности ее реализации в течение довольно продолжительного периода. Безусловно, на длительный успех этой стратегии оказали влияние многие геополитические факторы, среди которых основными являются: а) удаленность от центра политической активности Европы; б) труднопроходимый ландшафт; в) слабая экономическая и изначальная политическая заинтересованность великих держав в Черногории. Однако перечисленные причины не то, чтобы принижают заслуги этой небольшой горной страны, облегчая поставленную перед ней задачу сохранения самостоятельности, но в некоторой степени их и увеличивают, поскольку известно, насколько сложно выбраться из забвения и смело заявить о себе в обществе сильных мира сего, создав тем самым свой имидж со знаком плюс.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Под ред. Ф.Н. Петрова. Балканские страны. М., 1946.

2. Под ред. В.Н. Виноградова. Международные отношения на Балканах. М., 1974.

3. Витте C.Ю. Избранные воспоминания: 1849-1911 гг. М., 1991.

4. История дипломатии. Т.1,2. М., 1959.

5. Писарев Ю.А. Великие державы и Черногория в первой мировой войне 1914-1918. М., 1968.


[1] Для многих из них характерны светлый цвет глаз (преимущественно серый), светлые волосы, спокойный характер, отличающийся от литературного языка диалект.

[2] Впоследствии С.Ю. Витте в своих воспоминаниях выразился об этой традиции следующим образом: “Вообще эти особы крепко присосались к русским деньгам”. См. С.Ю. Витте, Избранные воспоминания, 1849-1911 гг. М.: Мысль, 1991, с.428.

[3] С этой точки зрения интересна популярная черногорская поговорка: “Нас са руси 200 миллиона, а без руси пола камиона”.

[4] Однако о реформе черногорской армии Витте с иронией замечал, что по словам князя Николая получается, что “черногорцы - молодцы; нужно только сформировать постоянные части, а для этого нужны деньги”. См.: там же, с.427.

[5] См.: Писарев Ю.А. Великие державы и Черногория в годы первой мировой войны. М.: Наука, 1974г., с.132.

[6] ст.29 Берлинского трактата.

[7] С.Ю. Витте держится мнения, что убийство последнего представителя правящей сербской династии Обреновичей Александра и его жены, а также возведение на престол Петра Карагеоргиевича произошло не без участия князя Николая и его родственников. См.: там же, с.428-429.

[8] В этом смысле характерно сообщение русского посланника в Цетинье А.А. Гирса министру иностранных дел С.Д. Сазонову от 31 июля 1914г., как раз в разгар дипломатической подготовки к 1-ой мировой войне: “На мой вопрос, когда и при каких условиях Черногория вмешается в военные действия, король ответил: если австрийцы не вступят на черногорскую территорию, черногорцы сами нападать не будут... Король выжидает развития военных действий...”.

[9] 13,8 тыс.км.2 в сегодняшних границах.

[10] Согласно первой переписи населения, произведенной в 1921г. в стране постоянно проживало лишь 199 тыс. чел.