Смекни!
smekni.com

Презентация этноконфессиональных и региональных интересов в политических программах и предвыборных платформах партий (стр. 4 из 7)

Достижение национальной независимости Литвы являлось главным требованием "Литовской демократической партии" "Демократической партии Литвы" (Lietuvos Demokratu Partija — Lietuviu Demokratu Partija), основателями которой были П.Вышинскис, И.Вилейшис, Анджуляйтис. Идеалом партии в 1905 году была названа "свободная, никому не подчиняющаяся демократическая республика Литвы с правильным поделом имущества, соединенная федеративными связями с соседними демократическйм<и> государствам<и> правительством".55 Во втором разделе программы ближайшей целью партии определялась "широкая демократическая автономия этнографической Литвы", к которой причислялись вся Ковенская губерния, большинство уездов Виленской и Сувалкской губерний, и часть уездов Курляндской и Гродненской губерний), пояснялось, что "границы автономной Литвы проведутся придерживаясь желанию жителей".56 ДПЛ признавала, что "Литва может получит автономию через учредителей сейма всей России"57. Отличительной чертой Программы ЛДП была подробная проработка разделения полномочий центра (центральное правление всего государства) и региона (автономное правление Литвы). Центральная власть государства должна была состоять: а) из Государственной власти; б) из Сейма государства, выбранного всеобщим голосованием всех жителей государства; в) из делегаций автономных частей государства; г) из Государственного суда; причем Правительство Государства должно было иметь наместника для связи с литовским Сеймом, назначаемого из выбранных кандидатов Сейма Литвы.58 К компетенции центра были причислены иностранные дела, чеканка денег, общегосударственное законодательство и надзор за его соблюдением, всеобщие платежи государства, безопасность и оборона, почта и телеграф, а к местному автономному ведению — местное самоуправление, местные налоги, земельные дела, гражданский и уголовный кодекс в Литве, народное образование, дороги и транспортные коммуникации, народная милиция. Отмечалось, что "вероисповедания перед законом все равны", а "православная церковь не имеет никаких преимуществ перед другими вероисповеданиями".59 Государственным языком автономной Литвы должен был стать литовский язык, но наряду с литовским мог употребляться и "другой местный язык (белорусский, польский, еврейский и др.)".60 Тактика ЛДП намечала поддерживать организацию литовских крестьян и рабочих, способствовать развитию литовского школьного и книжного дела, повороту армии на сторону народа и соединению "с теми депутатами партий, наций и отдельных частей Русского государства, которые желают добиться автономии". 6| Под этими лозунгами ДПЛ принимала участие в выборах в I Государственную Думу и провела в нее четырех депутатов, имела также по два депутата во II и в IV Думах.

Особое место в политической жизни литовского общества пытался занять "Союз литовских христианских демократов"(Lietuviu Krikszczioniu Demokratu Sajunga), его лидеры — Л.Бистрас, П.Карвялис, П.Бучис, М.Мачюлис, М.Крупавичюс. Эта партия более походила на общественнорелигиозное движение, однонациональное (в отличие от Конституционокатолической партии). Современники считали, что в основу ее программы «была положена программа русской конституционно-демократической партии, дополненная известными религиозными элементами».62 СЛХД можно представить как объединение национально-'клерикального характера, отражающее элементы христианско-демократической идеологии европейского типа, основными программными установками христианских демократов стали лозунги создания автономной Литвы в этнографических границах, борьба с марксизмом и интернационализмом, защита католицизма от наступления православной церкви, воспитание литовского народа в религиозном духе.63 Союз стремился активно участвовать в политической жизни, но заметного влияния не имел. В IV Думу СЛХД провел одного депутата.

Менее энергично шел генезис политических организаций в трех остзейских губерниях — в Курляндской, Лифляндской и Эстляндской (современные Латвия и Эстония). Первыми национальными политическими объединениями там стали группы латышских и эстонских социалдемократов. Вплоть до 1905-1907 гг. ни эстонская, ни латышская буржуазия, ни либеральная интеллигенция не создали своих политических партий, что, вероятно, было связано с невысокой организацией национального движения, а отчасти со слабостью национальной буржуазии и с нежеланием относительно немногочисленной национальной интеллигенции сделать «решающий шаг к созданию национальных политических партий».64 «Латышская социал-демократическая рабочая партия» (лидеры Я.Янсонс, Я.Озолс) еще на своем I съезде в 1904 г. высказалась за объединение с РСДРП на федеративных началах. Программа ЛСДРП (1905 г.), так же как и программа РСДРП, состояла из программы-максимум и программы-минимум. Национальная программа была близка установкам РСДРП: право на самоопределение всем народам в Российской демократическай республике, равные права всем языкам и "свободное употребление родного языка в личной и общественной жизни, в школах, судах, правительственных и самоуправленческих учреждениях".65 В 1906 г. произошло объединение ЛСДРП с РСДРП на полуфедеративных началах, было принято новое название "Социалдемократия Латышского края", СДЛК стала автономной территориальной организацией. ЛСДРП бойкотировала I Думу, а затем принимала участие в выборах, проводила депутата во II Думу.

В начале 1905 г. были организованы "Латышская демократическая партия"(лидер А.Берг), "Латышская конституционно-демократическая партия"(Ф.Альберт, Ф.Гросвальд, А.Красткалн), "Латышская народная партия" (Ф.Вейенбергс, Ниедре), в конце года "Эстонская народная партия прогресса" (Я.Тыниссон, Х.Кеппель, О.Рютли, А.Юргенштейн). Эти политические партии заняли национально-либеральную нишу политического ландшафта в Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерниях. Общеполитические требования ЛКДП, ЛДП и ЭНПП были близки программным установкам кадетской партии, при этом они дополняли ее национальными требованиями: создание автономных Латвии и Эстонии в их этнографических границах, развитие местного самоуправления, введение местных языков как официальных, причем обе латышские партии особенно активно «выступали против немецкого засилия в экономической, культурной и других сферах жизни»66. Практически требования латышской буржуазии сводятся не к автономии, а попросту к земству». 67 ЛКДП поддерживала Манифест 17 октября 1905 года как признание появления в России конституционной монархии, предлагала широкую национальную автономию Латвии в составе России, намечала формирование местного самоуправления, основанного на бюджетной самостоятельности, планировала превращение латышского языка в государственный. При выборах в I Думу ЛКДП объединилась с другими латышскими и эстонскими партиями, а также с еврейскими политическими организациями для совместной борьбы с немецкой «Балтийской конституционной партией».68 ЛКДП имела по одному депутату в I и во II Думах, где они входили в кадетскую фракцию. Во II Думе в составе кадетской фракции было также два депутата ЛДП.

Эстонская народная партия прогресса также видела будущее России в форме конституционной монархии, предлагая объединение уездов, населенных эстонцами, в единую административно-территориальную автономную единицу, а также признание государственным эстонского69. ЭНПП удавалось проводить своих представителей в Думы всех четырех созывов, в Думе они неизменно входили в состав кадетской фракции.

Задачу политической презентации интересов немецкого населения остзейских губерний выполняла "Балтийская конституционная партия", в которую в октябре 1905 года объединились Монархическо-конституционная партия в Митаве, Либерально-конституционная партия в Либаве и Конституционная партия в Эстляндии.70 Одним из наиболее заметных деятелей БКП был депутат III-IV Дум барон А.Ф.Мейендорф (в 1907 г. член ЦК "Союза 17 октября" и Председатель Петербургского комитета немецкой группы октябристов, в Думе был также членом октябристской фракции).

Балтийская конституционная партия идеологически была близка к "Союзу 17 октября". В ее Программе (1908 г.) будущее России представлялось в наследственно-конституционной форме с двумя законодательными палатами, БКП отклоняла принципы всеобщего избирательного права. Ее программа намечала реализацию гражданских свобод и отмену «различных, стесняющих свободу религии постановлений, уравнение всех граждан перед законом, предлагалось также обеспечить «свободу употребления местных языков как в общественной жизни, так и перед судом»71. Идеологи партии выступали за расширение компетенции местных властей и самоуправления.72 По свидетельству современника на первых двух думских выборах немецкие и латышские национальные партии конкурировали друг с другом, "спорят о том, должен ли быть послан в Думу немец или латыш", а в третьей избирательной кампани, "убедившись из опыта предыдущих выборов в той силе, какую представляет рабочая партия, они уже вступают в союз, и в союз далеко не случайный; в главном национальном вопросе — о языке — достигнуто известное соглашение".73 Благодаря закону 3 июня 1907 г. и соглашению с латышскими консерваторами Балтийской конституционной партии удалось провести в III Думу двух своих кандидатов, примкнувших там к октябристам.