Смекни!
smekni.com

Отношение России к конфликту в Югославии (стр. 2 из 12)

Несмотря на афициальный запрет сербских властей, организованно действует и набирает силу албанская оппозиция, претендующая в крае на "паралельную власть". Политическая напряженность усиливается. Все это дает основание многим аналитикам югославских событий заявить о возможности возникновения в Югославии "южного фронта". К тому же есть опасения, что Словения и Хорватия, имеющие прямой выход на "сепаратистов"Косово, могут спровоцировать беспорядки албанцев с целью расшатать возглавляемый С. Милошевичем сербвкий "коммунистический режим", вынудить его действовать на нескольких "фронтах".

В условия острого кризиса наступил паралич высших федеральных органов власти. Скупщина СФРЮ давно уже недееспособна, ибо "мятежные республики"отозвали из парламента своих депутатов. Президиум СФРЮ, колективный глава (президент)государства, также не правомочен примать решения ибо его покинули представители Словении, Македонии, Боснии и Герцеговины. И даже сам как отозван Собором Хорватии.

Дольше всех "держалось" Союзное исполнительное вече-югославское правительство. Пожалуй, именно оно наиболее активно отстаивало идею обновления государства. И это понятно. Для перехода к рынку и проведения связанных с ним реформ неохождимо сохранение общеюгославской экономического пронстранства, единой валюты, системы связи, транспарта, энергоснабжения. Активнейшим проводником этой политики был премьер-министр А. Маркович. Его програма преобразования эконмики страны была признана ведущими экономистами и финансистами мира.

Однако те, кто сейчас заседает в Скупщине и Президиуме СФРЮ, буквально заставили правительство разработать прект бюджета несуществующего государства на 1992 год. Его главным и, пожалуй, единственным назначением было:обеспечить боевые действия югославской армии на фронтах Хорватии. Имено на эти цели предназначалось 86% всех расходов. А так как большинство республик перестали отчислять средства в федеральный бюджет, то остался ондин путь-работающий на полных оборотах печатных станок. Это означало бы окончательный крах всех реформ с непредсказуемыми социальными последствиями. И Маркович решил оставить свой пост.

Центробежные процесы в Югославии столь сильны, что они уже привели к фактической ликвидации общеюгославского экономического пространства, к разрыву складывавшихся десятилетиями многочисленых хозяйственных связей между республиками, отдельными отраслями промышленности, фирмами и предприятиями. "Экономическая война", разгоревшаяся между Сербией, с одной стороны, и Словенией и Хорватией-с другой, достигла предельной остроты. Принятие Любляной и Загребом решения о введении собственной валюты подорвали единую валютно финансовую и банковскую систкму страны. Вкрайне тяжелом положении находится транспорт.

Все это, вместе взятое, уже привело к тому, что в новый 1992 год Югославия вступила с сокращением промышленного производства на 30 процентов. Разрыв уже подписанных между предприятиями и фирмами договоров, перебой или даже прекращение материально-технического снабжения вынудили многие фирмы свертывать производства, освобождать тысячи неожиданно "лишними"людей. Сокращается экспорт и импорт. Мы уже не говорим о прямом ущербе, нанесенном Хорватии(а следовательно, и стране)в результате военных действий.

Каков же суммарный ущерб от полугодовых вооруженных столкновений? По разным источникам он состовляет от 10, 5 миллиардов до 20 миллиардов доларов.

Распад югославского дома на отдельные квартиры резко понизил жизненый уровень населения. В результате политическая напряжонность, опредиляющая общественный климат Югославии, все больше дополняется грозящей взрывом напряженностью социальной.

РОССИЯ ТРЕБУЕТ ВВЕДЕНИЕ САНКЦИЙ ПРОТИВ ЗАГРЕБА И ПРИЗЫВАЕТ БЕЛГРАД К СДЕРЖАНОСТИ

Первые же сообщения о начале хорватского наступления в Краине вызвали резкую активизацию российской дипломатии. В понедельник по инициативе Москвы Совета Безопасности ООН рассмотрел сложившуюся ситуацию. В резолюции, принятой единогластно, члены СБ потребовали от хорватских властей прекращения боевых действий и отвода войск на позиции, которые они занимали до начала наступления.

Однако Москва намерина пойти еще дальше. <<Если хорватская сторона не прекратит боевых действий против сербов, Россия поставит вопрос о том, чтобы в отношении Хорватии были введены международные санкции>>, заявил 25 января заместитель министра иностранных дел Виталий Чуркин, курирующий в МИД югославское направление. Постоянный представитель России при ООН Юлий Воронцов высказывался еще более определенно:в случае невыполнения Загрибом принатой в понедельник резолюции СБ Москва <<потребует в отношении Хорватии санкций в том же обьеме, что и те, которые были введены против Югославии>>.

Жесткая реакция России на действие Загреба была вполне предсказуема. Медленный дрейф в подходе МИД, наметившийся в последнее время(частично-под давлением оппозиции и парламента, частично-под влиянием внешнеполитических обстоятильств), выразился в ужесточении российской позиции в отношении хорватов и мусульман и в некотором ее смягчении в отношении Белграда. Еще до того, как началось наступление в Краине. Москва неоднократно заявляла, что хорваты несут значительную долю ответственности за обострение ситуации в бывшей Югославии. В последние мисяцы именно хорваты, считают в росийском МИД, чаще других нарушали введенный ООН запрет на полеты военной авиации над Боснией.

Наступательная оператор хорватской армии предоставила МИД повод проявить ту жестокость, которой от него давно требовали многочисленные критики. Задача облегчается тем, что Загреб и впрямь действовал далеко не безукаризнено, вызвав обострение обстановки в тот самый момент, когда переговоры в Женеве по боснийскому урегулированию, казалось, начали давать первые плоды. Кроме того, ответственность за гибель военнослужащих из ооновского контингента, оказавшихся в зоне боевых действий, Международное сообщество также возлогает на хорватов.

И тем не менее маловероятно, что линия России на введение против Загреба всеобьемлющих международных санкций получилт поддержку в Совете Безопастности. По мнению аккредитованных в Москве западных дипломатов, максимум, на что могут пойти Вашингтон, Лондон и Париж при голосовании в СБ, -это на принятие чисто символических мер, не идущих ни в какое сравнение с теми санкциями, которые действуют в отношении Белграда. И от лишь в том случае, если хорваты расширят свое наступление на све районы, контролируемые сербами.

Судя по всему, западные державы не намерены занимать жесткую антихорватскую позицию. Во Франции, например, в преддверии выборов власти вынуждены будут считатся с общественным мнением, которое настроено против сербов. К тому же ни Лондон, ни Париж не могут не учитывать позицию своего ключевого партнера по ЕС-Германии, традиционно поддерживающей Загреб. Необходимо учитывать и тот факт, что хорваты действуют в рамках своих международно признаных границ, а сербы в прошлом году наказаны именно за то, что вмешивались в гражданскую войну на территории другого государства.

Обьясняя российскую позицию, высокопоставленый сотрудник МИД дал понять, что, если наступление хорватов остановится. Москва не будет настаивать на санкциях. <<Говоря о возможных мерах воздейсвия, мы стремимся не допустить разрастание конфликта, который грозит взорвать весь мирный процесс в регионе>>, -заявил собеседник. По его мнению, одна из целей хорватского наступления-<<вовлеч в обмен ударами>>Югославию: <<И среди хорватов, и среди мусульман есть люди, считающие, что любое обострение ситуации автоматически оборачивается против сербов. В последнее время боснийцы уже пытались таким образом втянуть Белград в конфликт, обстреливая югославскую территорию и засылая диверсионные группы>>.

По имеющимся сведениям, Москва по дипломатическим каналам стремится повлиять на Белград, призывая сербских лидеров к сдержанности и выступая против отправки в Краину югославских войск. Предпринемаются попытки воздествовать и на хорватское руководство. 27 января в Загреб для всречи с президентом Франьо Туджиманом вылетает Виталий Чуркин.

РОССИЙСКИЕ КамАЗЫ ПОМОГУТ ООН В САРАЕВО

Транспортный отряд российского госкомитета по чрезвычайным ситуациям выехал из Москвы и взял курс на Белград. В составе отряда-10 грузовых автомобилей КамАЗ, два автозаправщиков, машина техпомоши. Они должны будут поступить в распоряжение Управления верховного комисариата ООН по делам беженцев. 23 российских водителя, сменяя друг друга, будут куглосуточно совершать непрерывные рейсы между Белградом и Сараево, перевозя гуманитарную помощь. Попасть в отряд было непросто, так как рисковать 2 месятца за 300 долоров в неделю набролось более техсот человек. Предпочтение отдали 23 наиболие опытным, а членство в партии на этот раз не учитывалось.

Мировое сообщество уже привыкло к такой картинке:гремит беспощадная конанада (в даном случае хорватская артилерия разрушает города и села Сербской Краины), а за столом переговоров продалжаются бесконечные дискусии о мирном урегулировании конфликта. С той лищь разницей, что раньше это была Женева, теперь-Нью-Йорк.

Для обсуждения в Совете Безопасности ООН привезли свой пакет предложений(именуемый также планом)по политическому урегулированию боснийского кризиса сопредседатели Координационного комитета Лондоской конференции по бывшей Югославии С. Вэнс и Д. Оуэн. В нем четыре основных элемента:прекращение боевых действий, принципы конституционного устройства, карта районов и создание временного правительства. Все это надлежит рассматривать как единое целое. В то же время, по мению авторов, могут быть и любыедругие предложения.