Смекни!
smekni.com

Древний Рим в эпоху рексов и республики (стр. 1 из 4)

Древний Рим в эпоху рексов и республики


Содержание:

1. Введение

2. Основание Рима

3. Период рексов. Ранереспубликанский Рим

4. Римская республика

5. Вывод

6. Список литературы


1. Введение.

Эпоха рексов и республики очень важный этап в истории государс­тва и права . В это время формировалось римское частное право, которое до сих пор используют современные юристы, и на котором основано совре­менное право. Надо иметь в ввиду и то, что латинская правовая термино­логия, воплощенная в римских источниках стала международным языком юристов.

2. Основание Рима.

Предании об основании Рима сохранили древние греческие и римс­кие историки.

Эней недолго царствовал над латинами, он погиб в битве с этрус­ками. Сын его Юл облюбовал место посреди Лация, на длинном хребте Аль­банской горы, и основал здесь город по имени Альба-Лонга или Длинная Альба. Со временем Альба стала главным городом латинского племени. В ней благополучно правили потомки Энея, пока в пятнадцатом их поколении в царском роду не произошел раздор. Два брата наследовали отцу. Стар­ший Нумитор получил власть, а младший Амулий царские богатства. Ис­пользуя золото, злодей Амулий отнял трон у брата, а дочь свергнутого царя Рею Сильвию сделал жрицей богини Весты - покровительницы домашне­го очага. Амулий надеялся, что у брата не будет законных наследников, так как весталки, служительницы Весты, не имели право выходить замуж. Рея Сильвия тайно стала женой бога войны Марса (Ареса), и у нее роди­лись близнецы - Ромул и Рем, сыновья Марса. По приказу царя слуга бро­сил новорожденных младенцев в Тибр, но волны реки прибили корзину с детьми к отмели, а волчица, пришедшая на водопой, на кормила их своим молоком. Потом братьев подобрал и воспитал один из окрестных пастухов.

Возмужав, царские внуки превратились в красивых, сильных и сме­лых юношей. Они стали предводителями сельской молодежи, главными участниками многочисленных стычек, возникавших из-за угона скота и де­лежа пастбищ. Однажды Рем поссорился с пастухами Нумитора и попал в плен к собственному деду. Во время разборки тайна происхождения близ­нецов раскрылась. Соединив своих сторонников с людьми Нумитора, Ромул и Рем свергли преступного царя и вернули власть над Альбой деду. Сами же со своей дружиной переселились на берег Тибра - в те места, где их вскормила волчица. Здесь решили они заложить новый город, но никак не могли договориться, кто будет в нем царствовать, - ведь у близнецов ни в чем не было преимущества друг перед другом. Наконец, положившись на волю богов, братья стали следить за небесными знамениями (приметами). Рем, гадавший на холме Авентин, первым увидел добрый знак - шестерку парящих в небе коршунов. Ромул же, сидевший на Палатине, чуть позже увидел 12 птиц. Каждый из братьев толковал знамения в свою пользу, между ними разгорелась ссора, и Ромул, ударив сгоряча брата, убил его на месте. На холме Палатин, где пролилась братская кровь, были возве­дены первые укрепления города, получившего имя своего основателя. В честь Ромула его назвали Рома. Так звучит это имя на латинском языке, а по-русски мы произносим - Рим. Римские историки, изучавшие древности своего народа, высчитали впоследствии год и день основания Рима - 21 апреля 754 г. до н.э. А современные ученые-археологи, проведя раскоп­ки, обнаружили, что древнейшие поселки на римских холмах впервые объ­единились в одно поселение в VIII в. до н. э.

Ромул, основатель города, стал первым римским царем. Стремясь увеличить свой народ, он принимал к себе всех пришельцев: нищих, раз­бойников и даже беглых рабов. Город разрастался, но казалось, что жить он будет всего одно человеческое поколение: ведь у первых римлян не было жен и детей, а окрестные племена, презирая их низкое происхожде­ние, не отдавали за них своих дочерей. Тогда римляне пошли на хит­рость: пригласив на праздник ближайших своих соседей, сабинян, по сиг­налу они бросились на безоружных гостей и похитили их дочерей. С добы­тыми таким образом женами римляне обращались ласково и почтительно, так что скоро завоевали их любовь, но отцы и братья сабинянок пошли на Рим войною. Однажды во время большого сражения на поле боя появились заплаканные женщины и бросились в гущу битвы. Обнимая родственников и мужей, протягивая к ним с мольбою младенцев, они остановили сечу и примирили воинов. После этого многие сабинские семьи переселились в Рим и вошли в состав римского народа.

3. Период рексов. Раннереспубликанский Рим.

Население города составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, И их антагонисты - плебеи.

Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей, Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках: гордый своим происхож­дением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.

Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовы­вали курию .

Курии образовывали общее народное собрание римской общины (ку­риатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему зако­нопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну.

Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - се­ната. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от "сенекс" - старый, старейшина). Старейшины эти составляли потомс­твенную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, сог­ласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые су­дебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", кото­рого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов.

Дадим краткую характеристику каждого из рексов:

Нума Помпилий. После гибели Ромула римляне долго не могли найти ему достойную замену. Наконец они отдали предпочтение самому доброде­тельному человеку в Италии. Это был сорокалетний Нума Помпилий, скром­но живший в городке Куры на сабинской земле: о нем шла громкая слава как о муже выдающейся учености, доброты и справедливости.

Говорили, что воинственный Ромул сделал римский народ "желез­ным", а Нума-добродетельным. "Вступив на царство, - пишет древний ис­торик, - Нума тотчас принялся размягчать "железный" римский народ, чтобы из жестокого и воинственного сделать его кротким и справедли­вым". Для этого он научил римлян благочестию - глубокому уважению к богам. Нума ввел в Риме новые культы (почитание новых богов), назначил жрецов, учредил жреческие коллегии - "товарищества" жрецов. Среди вве­денных им богов почетное место заняли богиня Верности и бог Границы, охраняющий священный знак собственности.

В течение 43-летнего правления Нумы римляне не вели никаких войн. Устраивая жертвоприношения, шествия и праздники в честь богов, царь приучал свой народ к добродетелям и радостям мирной жизни. Покро­вительствуя доброму труду и отдыху, он организовал коллегии ремеслен­ников, установил праздничные и рабочие дни. В связи с этим Нума ввел в Риме новый 12-месячный календарь.

Тулл Гостилий. После Нумы правили два воинственных царя - Тулл Гостилий и Анк Марций. Царь Тулл успешно воевал с соседями и наконец пошел войной на Альбу-Лонгу - главный город Лация. Альба была разруше­на, а ее жителей Тулл Гостилий переселил в Рим.

Когда римское и альбанское войска сошлись для решающей битвы, вожди договорились, что спор о первенстве двух народов решит поединок между храбрейшими воинами. Со стороны Рима выступили трое братьев Го­рациев, со стороны Альбы - трое братьев Куриациев. Во время боя, за которым с замиранием сердца наблюдали оба войска, все Куриации были ранены, а двое Горациев - убиты. Единственному Горацию, оставшемуся целым и невредимым, противостояли три противника, и тогда он применил хитрость, ставшую знаменитой: обратившись в бегство, он добился, что его преследователи отстали на бегу друг от друга, а затем, внезапно остановившись, расправился с каждым из раненых врагов поодиночке. Рим­ляне торжествовали победу. Когда ликующее войско во главе с героем возвращалось домой, у ворот Рима стояла сестра Горациев, просватанная за одного из Куриациев. Узнав плащ убитого жениха, она, забыв о погиб­ших братьях, стала громко оплакивать врага своего народа. Не сдержав­шись, Гораций в гневе убил родную сестру.

По римскому закону за убийство полагалась смертная казнь. Судь­ею был царь Тулл Гостилий. Он вынес смертный приговор, но тут же раз­решил осужденному просить о помиловании народ. Гораций произнес: "Об­ращаюсь к народу", - и народное собрание оправдало доблестного юношу. С тех пор в Риме установился обычай, по которому граждане, приговорен­ные к смерти, имели право требовать народного суда.

Анк Марций. После завоевания Альбы-Лонги Рим хотел занять ее место во главе латинских городов, но латины не желали мириться с воз­вышением молодого города. Поэтому царь Анк Марций неоднократно сражал­ся с ними и завоевал некоторые латинские города. Земли их он присоеди­нил к римским владениям, а покоренных латинян перевел в Рим, расселив их на Авентине. Так при воинственных царях расширились границы и горо­да Рима, и Римского государства.

Тарквиний Древний. Последних трех римских царей называют,этрус­ками. История их началась с того, что один богатый человек из этрусс­кого города Тарквиний переселился в Рим, стал советником Анна Марция, завоевал любовь римского народа и в обход сыновей Анка был избран ца­рем. Он получил имя Тарквиния Древнего. Этот царь принес в Лаций высо­кую городскую культуру Этрурии. При нем в Рим перебрались многие эт­русские ремесленники, закипели строительные работы, Рим начал превра­щаться из "большой -деревни" в настоящий город. Строились каналы для осушения болотистых низин между холмами, замащивалась будущая главная площадь города - Форум, в долине между Авентином и Палатином был пост­роен Большой цирк, а на Капитолии заложен каменный храм в честь Юпите­ра.