Смекни!
smekni.com

Политическая наука (стр. 2 из 3)

3. Фактором, способствовавшим формированию Политической науки, послужил общий процесс становления научного познания мира и общества, протекавший как разложение натурфилософии, а также появление естественных наук и дифференциация слитного философского знания о природе человека и устройстве совместной жизни людей, политике и власти. Особое значение двойной процесс дифференциации и синтеза политической науки и др. общественных наук, обращенный в сферу политики, приобрел уже в наше время, особенно во второй половине XX в., в связи с общим бурным развитием социальных наук и наук о человеке.

4. Формирование Политической науки стимулировалось и стимулируется постоянными поисками познания политических событий неполитическими и ненаучными средствами - в литературном, художественном творчестве, усилиями эволюционирующего политического сознания и самосознания общества, постоянными поисками человеком объяснения явлений политики. Поэтому возникновение политической науки не только научный процесс, но и значительное культурное явление.

История политической науки начинается вместе с творчеством основателей политического знания, политических мыслителей древности, ибо отнюдь не все в их размышлениях о политике было ее философским анализом. Классификация политических режимов Аристотеля - типичное политико-научное исследование, опиравшееся на конкретный анализ 158 полисных структур. Конкретика Платона и Аристотеля позволяет их считать основателями Политической науки, во всяком случае, ее элементы у них налицо. Такого рода нефилософское исследование политики традиционно толковалось как учение о государстве, сформулированное в классических трудах Платона -"Республика" и Аристотеля - "Политика", которая также считалась учением о государстве (см. Политика). Однако институциональная ориентация этих трудов подчеркивала их научную, а не философскую ориентацию (что, конечно, не исключает и их философского содержания).

Вполне научными работами можно признать сочинения Цицерона "О республике" и "О законах". На протяжении двух с лишним тыс. лет появилось немало исследований вполне научного содержания. В их числе трактаты 'Фомы Аквинского "О государевом правлении", книги МарсимеПадуенского "Защитник мира", "Трактат о передаче власти" (XIV в.), Жана Бодена "Шесть книг о республике"" (1576 г.), "Упорядоченная методологическая политика" Иоганна Альтузиуса (1603 г.), работы Г.Гроция и мн. др., не исключая и самого Н.Макиавелли ("Государь", 1513 г.), которого по достоинству можно было бы считать основателем политической науки Нового времени. Однако вплоть до начала XX в. представление о новой науке еще отсутствовало в научных по существу произведениях о политике, которые к тому же по-прежнему связывались с учением о государстве: Л.фон Штейна "Общее учение о государстве" (1852 г.), Г.Еллинека "Общее учение о государстве", (1896 г.). И только Г.Моска сформулировал свой труд о политике "Элементы политической науки" (1896 г.).

В этот же период продолжается предметное и функциональное разделение политического и юридического знания, хотя их сочетание все еще давало о себе знать и одерживало формирование политической науки, поскольку политика все еще считалась учением о государстве так же, как правовое исследовние. В их общей традиции государство считалось результатом юридического акта, договора власти и общества (пакта, соглашения граждан у Т.Гоббса, общественного договора у Ж.Ж.Руссо).

Идея договорных отношений между государством и обществом получила практическое выражение в конституциональной организации этих отношений, в теории и практике правового государства. Поэтому сохраняется основа совместных политико-юридических исследований институциональной политики. Однако политическая проблематика давно вышла за рамки государственно-правовых институтов, и в первой и второй трети XX в. Политическая наука в основном освободилась от юридизма. В 20-х гг. XX в. становление политической науки можно считать свершившимся. Ее подлинный расцвет приходится уже на вторую половину столетия. Политическая наука стала достаточно самостоятельной, чтобы сотрудничать с др. быстро развивавшимися науками, не растворяясь в них и не смешиваясь с ними. В этот период оформляются современные методологии общественных наук; более четко разграничиваются их предметные области; устанавливается взаимодействие политической науки со смежными областями знания; в сфере политической науки возникает система научных школ и направлений (исследова­ния сознания и подсознательных мотиваций политики, политического поведения, психологии волевых актов власти; исследовательских школ анализа внешней политики - политического реализма и др.); происходит, как и в др. социальных науках, специализация научного знания (исследования внутренней, внешней политики, политических систем, политического лидерства, типологии власти и мн. др.); совершается переход от работы изолированных групп и отдельных ученых к организации научных учреждений, сети учебных заведений, готовящих кадры специалистов, развивается издательская деятельность, появляются специализированные периодические издания. Политической науки становится в развитых странах полноправной частью науки как социального института с многочисленными и организованными кадрами исследователей, преподавателей и учащихся; возникают международные и национальные организации политической науки В 60-70 гг. в некоторых странах (в Германии, отчасти во Франции, затем у нас) появилось новое наименование политической науки - политология (по аналогии с социологией, экологией и т.п.). Во многих западных странах, особенно в США, его не применяют, хотя оно создает речевые удобства - краткость и понятность термина. Это название, однако, скорее можно применить в сфере эмпирического знания или в популярно-публицистической практике, а не в значительной науке, тем более по отношению к крупным политическим авторам: странно было бы назвать политологом Н.Макиавелли или Ю.Хабермаса. Функции современной политической науки суммируются по ряду признаков.

1. Служебные (инструментальные) функции обслуживания политической практики. Они, в свою очередь, состоят из:

1) из нормативных функций, т.е. определения норм политической деятельности учреждений и лиц, политических процедур (выборов, создания организаций), политической жизни и т.п.;

2) функции планирования политических действий, процессов;

3) прогнозирования в моделирования ожидающихся событий, ориентирования политической практики;

4) организационной функции - разработки рекомендаций для организации политических учреждений, отношений, переговорных процессов, партий и т.п.

2. Познавательные и критические функции:

1) теоретический и эмпирический анализ политических идей, теорий, практической деятельности;

2) критическая проверка политических идей и практических действий двумя путями - предварительных теоретических расчетов, сопоставлений, проверки аргументации и т.д., т.е. методом фальсификации гипотез, обнаружения ошибок и неверных положений и посредством экспериментальных испытаний (пробных выборов, условных назначений и анализа результатов, приемов принятия решения и т.п.);

3) построение теории соответствующего политического объекта (явления, процесса) -основная задача политической науки, которая предполагает знание его закономерных изменений, его объяснение, позволяющее судить о его будущих состояниях и предвидеть их, без чего невозможна подлинно научная теория, восходящая от частных теорий отдельных (но взаимосвязанных) объектов к теориям среднего и высшего уровней (напр., совокупность теорий правления и самоуправления, отношений власти и общества, государства и аппаратов власти, деятельности политических партий, лидеров, политических отношений, конфликтов и т.д. - до общей теории демократии);

4) создание собственной методологии, начиная с эмпирических количественных и качественных конкретных исследований, отбора и разработки методов накопления и обработки данных, применения математического аппарата, системных методов, моделирования, построения сценариев вероятного будущего, использование таких специальных методов, как анализ вероятностных процессов, теории игр, пространственных представлений, отношений объекта и его окружения (среды), например, при анализе систем различных порядков (самоуправления микрорайона в городском управлении, города - в области и т.д.).