регистрация /  вход

Политическая наука (стр. 1 из 3)

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА

Политическая наука это совокупность знаний о политике, образованных развитой системой специализированных наук и научных диспиплин, изучающих политические явления и процессы. Политическая наука составляет в то же время часть более общей системы политического знания, из которого она и возникла. Это знание образовано политической философией, наукой и эмпирическим уровнем познания политики. Как слитная, синкретическая политическая мысль, знание о политике насчитывает пов засвидетельствованным письменным источникам Европы, ок. двух с половиной тыс. лет и еще более того - на Востоке, в Древнем Китае и других странах. Однако в наибо лее развитых формах оно прослеживается в европейском регионе мира, начин ая с по ли тической мысли античного мира. Датировать же появление политической науки весьма сложно, хотя сам процесс ее формирования, как и др. н аук, со всеми его закономерностями может быть прослежен. Его принципиальная схема выглядит как разрушение первоначального синтетического знания, обособление науки от философии, оформление ее предметной, методологической и фун кциональной структуры и взаимодействие с философией на новой автономной основе. Одновременно двуединый процесс происходил и в отн ошениях между на­рождавшейся политической наукой и ближайшими к ней сферами общественного знания, и прежде в сего с юридическими науками. Обособление от них политической науки (не вполне завершенное и по сей день), обретение ею самостоятельного статуса сопровождается новым сложением средств, методологическим взаимодействием политической науки и других наук об обществе и человеке в едином междисциплинарном исследовании политики. Можно назвать несколько основных, постепенно проявлявшихся факторов, определивших появление профессиональной плитической науки.

1. Настояте льная общественная потребность в научном познании политики, ее раци ональной организации, эффективном управлении государством с тем, чтобы уйти от интуитивного понимания политических проблем и заменить или дополнить его научным при постоянном усложнении самой политики, функций власти, расширении масштабов политического процесса. Реальный поворот политики к науке совершался вместе с демократическим процессом Нового времени. Его непосредственными причинами были усложнение политических и социальных структур и отношений в обществе; рост физических объ емов населения, материального производства; усложнение духовной жизни общества; новые интернациональные масштабы отношений между государствами; развитие функций самой политики, в частности, необходимость большего государственного вмешательства в регулирование всех сфер жизни общества и все бол ее широкое участие в политике самого постепенно демократизировавшегося общества (введение всеобщего избирательного права, распространение политических партий, группировок, движений); появление средств массов ой информации; возрастающая по литическая ответственность власти за судьбы своей страны, особенно в обстановке непрекращающихся и все более кровопролитных войн; общее расширение масштабов политики вплоть до глобальных (связанное с угрозой всемирных ракетно-ядерных, экологических, демографических катастроф и появлением многих планетарных проблем - хронического голода, локальных войн, массовых инфекционных заболеваний и мн. др.).

2. Развитие самого политического знания в процессе разрушения исходного синтеза философского, научного и эмпирического зна ния о политике, дифференциации единой политической мысли на ряд специализи рованных дисциплин и исследовательских направлений (философских, научных и эмпирических).

Разделение философии и науки происходило и происходит по ряду оснований: предметному (проблемы сущности политических явлений, пра- чинно-следственных отношений политики к власти, сущность власти, универсальных процессов, ценностей - свободы, справедливости, равенства и др. философских проблем, с одной стороны, и проблемы политических систем, режимов, полити ческой стратегии и тактики и т.п. - с др.). Предметная дифференциация политического з нан ия затруднена самим взаимодействием философского и научного исследован ия одних и тех же объектов, возможностью изучать их и как философскую, и как научную проблему. Поэтому разделение политического знания н а философский и научн ый уровни происходит также по функциональному основанию. Нет практически такой области п олитики, кот орая не могла бы стать предметом философского исследования. Наука в этом смысле более ограничена, ее возможности и задачи не только менее обширны, они иные. Наука открывает и исследует общие, массовые, закономерные явления, повторяющиеся и характерные для данной эпохи или конкретного типа политики, политическую действительн ость той или иной страны, не исключая и отдельных, чрезвычайных событий. Философия же открывает универсальную сущность всех этих явлений как н ечто всеобщее, общеисторическое. Поэтому государство для науки - это задача пон имания его устройства, его структур (аппаратов власти), механизмов его отношен ий с обществом и т.п. Для философского исследования - это познание государства как исторического феномена, способа организации совместной жизни, опредмеченного политического сознания общества, эволюционирующей политической формы и т.д. и т.п. Точно так же свобода в научном ее понимании - это анализ и систематизация совокупности различных видов конкретных свобод, их типология, теория и пр. Философское познание свободы требует истолкования ее как универсальной гуманистической, социальной, культурн ой, по литической ценности во всех ее абсолютных и реальных от иош еш1 ях с други ми ценностями и т.д. Функциональное разграничение науки и др. уровней по литического знания обеспечивает разделение познавательного труда между ними и, следовател ьно, их взаимодействие. На всех уровнях познания иссле дуется по литическая действительность общества и конструируется политический образ общества (его наилучшее устройство, организация отношений в нем и т.д.), но при этом наука моделирует политику, исходя из конкретного и даже локального (национального) опыта и прогнозирует политическое развитие, исходя из настоящего или недавнего прошлого. Серьезная наука, конечно, не оставляет без внимания и значительные политические процессы прошлого. Отсюда и запоминающиеся формулы и сравнения: "Смутное время", "Крестьянский вопрос", "Столыпинская реформа" и т.п. Но то лько философия дейст­вительно связывает воедино все три времени - опыт настоящего времени с историческим опытом прошлого и с гипотезой будущего. К тому же он а делает это на более оширном пространстве, почти не ограниченном к.-н. страной, континентом, эпохой. Т.о. формируется основание обособления Политической науки - методологическое. Политико-философское исследование оперирует идеальными и ун иверсальными понятиями, обобщениями, стремится к поискам предельных оснований, сущностей политических явлений и процессов, хотя и питается теми же эмпирическими источниками, что и наука. Политическая наука остается в сфере конкрет­ных фактов. Ее операции состоят в систематизации эмпирических фактов, построении типологий, их сравнительно-сопоставительном качественном и количественном анализе (напр., о писанием и анализом конкретных ситуаций, их сопоставлением, объяснением и т.д.). Если философия воспринимает методологические приемы и обобщения исторического плана (представление о цивилизации, стадиях исторического процесса, эпохах, направлении и формах общественного развития и т.п.), то Политическая наука в наше время широко использует методологию естественных (математический аппарат, технику моделирования) и общественных (прогностических, психологических, социо логических и др.) наук.

Еще одн о основание видения Политической науки - ее структурные особенности. Научн ое исследование д остаточно полно охватывает определенную область политики, хотя бы и узкую, например, п олитических и социальных конфликтов в демократическом обществе (а не вообще проблему пемократии) или даже проблему конфликтов в одной политической партии. Но это должно быть целостное специализированное исследование, систематизирующее по возможности все п олученное в данн ой области знания. Философское исследование того же предмета может быть посвящено не совокупности проблем данной области (политических конфликтов), а принципам соответствующего процесса, включая в него исследование многих аспектов (свободы, справед-ливости, права и мн. др.). Оно раскрывает глубокую сущность, связь явления с др. предметными сферами внутри политики и вне ее. Ученый может идти тем же путем, но не обязан это делать так, как философ. Политическая наука исследует, напр., проблемы государства как политического, социального, экономического образования, политической организации общества со всеми его структурными особенностями. Философ может подойти к нему как к проблеме человека, его чувственной жизни, проблеме культуры, цивилизации (как это сделали уже в XVII в. Т.Гоббс и ДжЛокк) и прийти к значительным по литическим результатам.

Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!