Смекни!
smekni.com

Внешняя политика России и международные отношения (стр. 2 из 5)

• моральные принципы могут применяться к действиям государств и наций не абстрактно, а лишь в соответствии с конкретными обстоятельствами места и времени. Прагматизм и политический реализм Г. Моргентау не допускают устремлений отдельных государств и наций идентифицировать себя с носителями моральных законов всего мира. Если допустить возможность такой ситуации, то тем самым будет открыт путь к порождению «безумия неистовых крестовых походов»[13].

Третий путь – конструирование специальных концепций, позволяющих анализировать состояние международных отношений. Примером такого рода концепций могут служить теории мировых систем, международных организаций, международного конфликта, национального интереса, всеобщей безопасности и т.д.

Концепция всеобщей безопасности представляет собой не новый комплекс идей, а скорее новую совокупность принципов подхода к проблемам безопасности в ядерном мире. Серьезный вклад в формирование концепции всеобщей безопасности внесла Независимая комиссия по вопросам разоружения и безопасности, созданная по инициативе бывшего премьер-министра Швеции Улафа Пальме и объединявшая общественных, политических и государственных деятелей 17 стран Европы, Азии, Америки и Африки[14]. Главная идея этой доктрины в том, что она обосновывала необходимость отказа от обеспечения международной безопасности на принципе «сдерживания путем устрашения»: «Государства более не могут стремиться к укреплению своей безопасности за счет друг друга: ее можно добиться только путем совместных усилий»[15].

1.4. Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику

Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств[16]. Особенность их состоит в том, что каждая из этих проблем носит комплексный и всеобщий характер, что обусловлено растущей целостностью современного мира.

Группа глобальных проблем включает в себя в качестве главных[17]:

нахождение путей устойчивого экономического развития в связи с тем, что современные технологические структуры достигли своего предела;

проблемы войны и мира, обеспечения международной безопасности, разоружения и конверсии, укрепления доверия к сотрудничеству между народами;

экологические проблемы, поставившие человечество перед угрозой экологического коллапса, сравнимого с последствиями ракетно-ядерной катастрофы;

преодоление экономической и культурной отсталости, нищеты в развивающихся странах Азии, Латинской Америки, Африки;

проблема человека, включая измерение общественного прогресса и соблюдения социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод личности, борьбу с международной преступностью и терроризмом, гуманизацию международных отношений.

Поскольку эти проблемы глобальные, общечеловеческие, то естественно, что их решение должно находиться в эпицентре международной политики. Особо сложной является проблема поиска устойчивого экономического развития, разумности производства и потребления, ибо от ее решения в конечном счете зависит решение всех остальных проблем[18].

Современная модель производства и потребления в условиях доминирования капитализма на большей части земного шара по-прежнему выступает в конкретно-исторической форме производства стоимости и прибавочной стоимости – капитала. Капитал же не имеет внутренней меры и стремится к бесконечному количественному возрастанию. Поэтому общественное богатство отождествляется с огромным скоплением товаров, а общественный прогресс с безграничным умножением их количества и разнообразия. Развитые страны – «золотой миллиард» из 5,6 млрд. людей на планете – обеспечили такое количество этих товаров, что потребляют в среднем в 20 раз больше ресурсов планеты, чем развивающиеся государства. На долю 75%, остающегося за вычетом «золотого миллиарда» населения земли приходится 14% мирового дохода. Это позволило экономистам и социологам говорить о вступлении развитой части капиталистического мира в новую стадию – стадию потребительского общества[19].

Все серьезные западные мыслители в один голос и с возрастающим беспокойством признают, что по мере становления потребительского общества возрастает его отчужденный характер, усугубляется подчиненное, пассивное положение человека как «винтика тотального общественного механизма». Потребление превращается в «священную обязанность» человека, от выполнения которой зависит его социальный статус, личное самочувствие.

В потребительском обществе принуждение к труду дополняется принуждением к потреблению различными средствами манипуляции[20], в первую очередь при помощи рекламы. Индивидуальная свобода человека низводится до свободы выбирать между различными, беспрерывно меняющимися, но фактически идентичными видами одного и того же товара («шмотки», телесериалы, секс, поп-культура и т.д.).

Разрешение всего комплекса проблем, стоящих перед человечеством, невозможно путем превращения западного потребительского общества в глобальную модель развития. В настоящее время общепризнано, что дальнейшее распространение на все население Земли характерного для «золотого миллиарда» потребления приведет к такому давлению на природную среду, которая вызовет планетарную экологическую катастрофу, сделает Землю непригодной для обитания.

Именно поэтому участники конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992г.), в которой принимали участие руководители подавляющего числа государств мира, приняли Концепцию устойчивого развития[21]. Суть ее заключается в том, что дальнейшее развитие производительных сил и повышение уровня благосостояния всего населения Земли возможно лишь на основе качественного изменения модели производства и потребления, предусматривающей сохранение экологического баланса Земли, всеобщего сбережения природной среды, материальных ресурсов и труда, преодоления расточительного характера современной западной цивилизации.

Концепция устойчивого развития, исходя из анализа современных достижений науки и техники, предусматривает необходимость создания более современного технологического базиса[22]. Его основу должны составить дальнейшее совершенствование систем автоматизированного управления, накопления и передачи информации (микроэлектроника, оптиковолоконная техника, «искусственный интеллект» и др.), разработка новых источников энергии, средств ее хранения и передачи (управляемый термоядерный синтез, высокотемпературная сверхпроводимость и т.д.), овладение новыми природными процессами (микро-биотехнология, тонкая химия и т.д.), переход от конвейерного производства к гибкому автоматизированному, деурбанизация на основе развития транспортных и телекоммуникационных систем и т.д.[23]

Создание материального богатства все более будет зависеть не от экстенсивного труда, а от интеллектуального развития его субъекта, от степени научного познания человеком и обществом законов природы и технологий. Соответственно главными становятся вложения в человека, в науку, образование, культуру. И мерой общественного богатства все более становится не рабочее время и создаваемая им меновая стоимость, а свободное время, необходимое человеку для непрерывного развития и самореализации в творчестве[24].

Эта тенденция свидетельствует о происходящей перемене соотношения объективных и субъективных факторов производства, о выдвижении человека как его главной цели, о распространении принципа «не человек для производства, а производство для человека». Вкупе с необходимостью разумного ограничения потребления ввиду ресурсных и экологических проблем эта перемена вступает в противоречие с капиталистической формой функционирования общества с его главной целью получения максимальной прибыли. Это и требует ныне качественно нового подхода к определению форм производства и потребления. Его смысл не в свертывании производства и потребления, а в практическом выявлении подлинного соотношения человеческих способностей и потребностей.

Это соотношение правомерно определять так: потребности человека определяются способностями человека, а не наоборот, как это еще часто делается. Круг потребностей разумным субъектом определяется в той мере, которая необходима ему для реализации своих способностей в окружающем мире. Владение ненужными вещами – это паразитизм. На смену «сверхпотреблению», губительно воздействующему на личность, все более часто приходит разумное потребление как функция развития творческих способностей человека[25].

Устойчивое развитие, требующее рациональной экономики, снижения расходов материала и энергии на душу населения, диктует необходимость усиления общественного характера материального потребления. Эта задача предполагает глубокую реконструкцию всей инфраструктуры жизни, принципиально новую ступень развития системы общественного транспорта, связи и информации, общественного доступного питания, здравоохранения, центров образования и творчества, культурно-эстетического развития и отдыха, клубов, театров, парков, стадионов, музеев, библиотек и т.д.

Технологический процесс устойчивого развития в своем социально-экономическом измерении объективно совпадает с процессом подлинного обобществления труда, усиления его коллективного характера, возрастания взаимосвязи различных отраслей и секторов производства, подчинения его общегосударственным и глобальным целям и контролю. Но обобществление труда, как подчеркивал В.И. Ленин, – главная материальная основа неизбежного наступления социализма.