Смекни!
smekni.com

Об этническом атласе Узбекистана (стр. 2 из 2)

Далее, "прагматики" считают, что выбор нации является предметом прагматического расчета: если мне выгодно сегодня быть узбеком, я и выбираю соответствующую национальную принадлежность, завтра же я могу выбрать другую национальность согласно новым обстоятельствам. Трудно отрицать, что в отдельных, однако, далеко не в массовых, случаях так и происходит. Скорее всего, эта концепция годится для объяснения частных, маргинальных случаев.

Более современной и популярной в современной науке является, как я сказал, концепция конструктивизма. В наиболее полной форме она представлена в книге Бенедикта Андерсона «Воображаемые сообщества: на тему происхождения и развития национализма» (BenedictAndersen. ImaginedComminity: ReflectionsontheOriginsandSpreadofNationalism, London: Verso, 1983).Суть подхода видна из самого названия книги: нации представляются воображаемыми сообществами, в формировании которых огромную роль играют интеллектуальные и правящие элиты. В Центральной Азии эту выдающуюся роль сыграли джадиды, которые придали актуальность и новое звучание понятию "миллат". Объективной основой формирования наций является создание централизованных государственных образований с единой территорией и юрисдикцией, в условиях которых развивается рынок так называемого печатного капитализма, развитие прессы и печатного дела, распространение которых требует широкого платежеспособного спроса потребителей. Откуда взять этого потребителя как не путем привлечения его интереса к знаниям, новостям, сенсациям, скандалам, идеям. В одном только Лейпциге на рубеже 19 и 20 веков насчитывалось двести типографий и почти столько же изготовителей бумаги, переплетчиков и шрифтолитейных цехов. В 1927г. в этом городе насчитывалось уже 400 издательств. В этом смысле Лейпциг был поистине кузницей немецкой нации.

Есть и другие подходы. Немецкий социолог Георг Элверт, который, кстати, недавно посетил с лекциями нашу страну, считает, что объективно к формированию нации ведут не столько сходство языка, культурной традиции и т.п. (в Германии еще начала века землячества сильно отличались в этом отношении друг от друга), а верховенство закона на всей территории страны и равенство всех перед законом, распространение этого принципа на все этнические группы, населяющие данную страну. В Германии только создание представительного парламента в 1870 г. и последующее внедрение принципа верховенства закона в кратчайший для истории срок – за 30-40 лет – привели к формированию феномена единой немецкой нации. Повторяю, речь в обоих случаях идет о формировании так называемых современных наций. Апелляции к древности происхождения нации при этом не играли существенной роли.

Исключением, правда, были нацистские постулаты об арийском происхождении немецкой нации, но теперь мы знаем, что случилось с ней в результате попыток придать этой теории национальной исключительности немцев статус государственной политики. Она потерпела полный крах и вновь возродилась опять-таки благодаря не псевдоисторическим мифологиям, а воссозданию институтов верховенства закона, представительной демократии, свободной прессы и печатного дела и, конечно, развития экономики. Результат – не только сами немцы лояльны к своему государству, но и граждане других стран стремятся получить немецкое подданство, и не только потому, что там жизнь побогаче, но и потому, что они верят в силу закона, в то, что закон их там защитит.

Другой неудачный пример формирования нации – Югославия. Сегодня мы говорим о ней уже в категориях прошлого. Единство страны или миф о нем поддерживались долгое время преимущественно авторитарной властью Иосипа Броз Тито и правлением коммунистической власти. Властям не удалось, однако, воспользоваться моментом послевоенного объединения для создания основ нации путем высвобождения центростремительных сил – единого рынка, особенно издательского, преобразования себя в подлинно представительную власть. Еще один пример – Грузия, распад которой в значительной степени обусловлен попытками времен Гамсахурдия националистической риторикой и силой удержать единство страны.

Я однозначно дистанцируюсь от некоторых экстремистских высказываний, появившихся недавно на интернетовских форумах, где отрицается сам феномен узбекской нации. Эти высказывания, безусловно, носят провокационный характер. В случае с Узбекистаном ряд факторов и признаков формирования современной нации налицо (например, Конституция не создает приоритета той или иной национальности перед законом), но эти факторы необходимо и дальше развивать – формировать институт и идею общенационального гражданства, достигать действительного равенства всех перед законом, уважать национальные меньшинства.

Народ становятся одержимым общенациональной идей, если превращается из подданных в граждан, которые обладают своим достоинством, не чувствуют себя ущемленными перед лицом закона, по сравнению с другими согражданами страны, и если государство действительно воздает каждому члену общества не по его этнической или клановой принадлежности, а по его гражданским заслугам. В этом отношении другой свежий пример – Южная Африка, которая порвала с апартеидом считанные годы назад. Но там уже видны явные признаки формирования единой нации и именно потому, что и черные, и цветные, и белые сумели переступить через прошлое, создав и обеспечив успех Комиссии по национальному примирению, признав равенство и государственный статус одиннадцати языков и создав сильные демократические и правовые институты. Черные там не стали сводить счета с белыми, а белые не покинули страну, унося с собой свои капиталы, знания и квалификацию. При этом мрачные страницы прошлого не затушевываются, а стали частью национальной истории.

Пятый и заключительный тезис. Как я сказал, узбекская государственность находится на пути своего преобразования в современную нацию (здесь уже под понятием "современный" понимается не "сегодняшний", а соответствующий тому, что на английском языке характеризуется как "модернити", означающее развитое состояние общества и государства). Можно говорить, что стакан наполовину полон, можно говорить, что он наполовину пуст. Первые успокаиваются на достигнутом, начинают заниматься самолюбованием. Вторые ищут пути, как наполнить стакан. В случае с национальным строительством это означает сделать еще шаг вперед к концепции современной и поступательно развивающейся узбекской нации, которая бы основывалась не на этно-центристском принципе, а на идее общенационального гражданства и общенационального консенсуса.

Напоследок, хотел бы сообщить, что Этнический атлас – не единственное издание, имеющее отношение к вопросам этнологии и поддержанное Институтом Открытое общество. Есть и другие издания, финансированные Институтом.

Список литературы

Карим Шониезов. Процесс формирования узбекского народа (на узб. яз.). Ташкент: Шарк, 2001.

Б.Голендер. Окно в прошлое. Туркестан на старинных почтовых открытках (1898-1917). Ташкент, 2002.

BoysunBahori. Записи музыкального фольклорного фестиваля в Бойсуне 23-27 мая 2002 года. Ташкент, 2003.