Смекни!
smekni.com

Мировое сообщество и терроризм (стр. 5 из 7)

За тридцать лет террористической войны (1969-1999) в Соединенном Королевстве погиб 3401 человек. Исследователи выделяют не менее трех "волн" террора Ирландской Республиканской Армии, каждая из которых состояла из пяти-семи инцидентов. Можно представить себе психологическое состояние британского общества в первые годы террора, когда сомнению подверглась едва ли не главная истина национального самосознания - "Мой дом - моя крепость".

Общественная безопасность Соединенного Королевства, казавшаяся незыблемой, сумевшая удержать спокойствие и в годы кризисов, и в годы распада колониальной империи, - в первое время ничего не могла противопоставить ирландцам. Каждый человек с ирландским акцентом, казался, наверное, боевиком ИРА... Точно такая же ситуация была и в Испании, где экстремисты баскской организации ЭТА вели настоящую войну - и против государства, и против граждан. Однако, кроме психологических последствий для отдельных людей, террористические "волны" способны спровоцировать и социальные последствия.

В середине ХХ века стало очевидно, что мировое сообщество не располагает технологиями "управления конфликтами". Ни природа возникновения внутри общественных конфликтов, ни их внутренние механизмы не были изучены социологами и управленцами. Академическим ответом на этот вызов меняющейся цивилизации стала конфликтология. Она, впрочем, изучает не только гражданские войны и революции - в сферу интересов конфликтологов входит и терроризм. Наиболее авторитетные конфликтологические центры мира находятся в Белфасте, Мадриде, Брюсселе.

4.2 Религиозный экстремизм.

Именно этот вид терроризма, выходящий за локальные рамки, и признан сегодня, пожалуй, главной опасностью, угрожающей человечеству в наступившем столетии. И приходится констатировать, что в этой сфере террористической деятельности преобладает то, что обычно – и неправильно – называют «исламским терроризмом». Употребить эту формулировку – примерно то же, что называть колонизацию Африки в XIXв. «христианской колонизацией» на том основании, что государства-колонизаторы были христианскими.

Подавляющее большинство людей вообще ничего не знают об исламе, а интерес к этой религии по понятным причинам в последнее время быстро растёт, и всё шире распространяется миф об особой воинственности, чуть ли даже не кровожадности ислама, якобы требующего от своих последователей беспощадной борьбы с «неверными», то есть с иноверцами.

Неправильно винить ислам в преступлениях, совершаемых якобы во имя этой религии. И всё же - факт остаётся фактом: наиболее безжалостные, массовые, «глобально масштабные» акты террора совершаются людьми, называющими себя мусульманами, и оправдываются учением ислама.

В конце 70-х - начале 80-х годов в мусульманском мире наметилась тенденция к усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики).

Усилению позиции ислама в странах мусульманского Востока способствовал также ряд объективных факторов:

1) Особую роль сыграли изменения геополитической ситуации в мире в целом после распада мировой социалистической системы и СССР. Усиления позиции США в качестве единственного мирового «гегемона» стали также своего рода катализатором отхода от европейских образцов и поиска путей самобытного развития.

2) Конфликт различных типов цивилизаций – мусульманской и европейской, проявившийся практически во всех сферах мусульманского общества и показавший невозможность слепого копирование западного общества на исламскую почву. Исторически большинство стран Ближнего Востока переживают в настоящее время сложный этап. Недавний опыт прошедших десятилетий показал несостоятельность заимствование как «капиталистического», так и «социалистического» путей развития, неприемлемость их механического копирования.

3) Современная социально-экономическая ситуация в странах Арабского Востока характеризуется рядом общих особенностей: аграрное перенаселение и наличие большого количества не задействованных в сельском хозяйстве рабочих рук; слишком быстрая урбанизация городов за счёт выходцев из деревень; невозможность обеспечить работой городское население, рост безработицы; сильное имущественное расслоение в обществе.

Говоря о современном "исламском" терроризме и его угрозе, необходимо подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в регионе следует считать распад социалистической системы и развал Советского Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан и др.), идеологический вакуум там, а затем и в мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом. Последний предстает прежде всего в его самой воинствующей форме — в форме радикального ваххабизма, требующего с помощью "священной войны" вернуть мусульманский мир к халифату. Фиксируя активизацию ислама на мусульманском Востоке и в России, эксперты отмечают, что ислам, которому присуще враждебное отношение к либеральным ценностям и который может привести только к тирании и обнищанию, стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.

Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают господствующую идеологию, политическую практику существующего светского режима и государственное устройство как не соответствующее нормам мусульманской религии.

Таким образом, исламские экстремисты преследуют следующие цели: установление в обществе основ исламского теократического государства, введение в общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в качестве единого государственного образования всех мусульман.

Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не остановится в фиксированных границах географического проживания определенной общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного образования - халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс "растекания" исламской радикальной идеологии и практики на другие "мусульманские" территории, как в рамках России, так СНГ и других государств мира.

4.3Примеры террористических актов.

Теракт на севере Ирака: 8 погибших, десятки раненых (11.10.2007).

Восемь человек, в том числе трое полицейских, погибли, более 50 получили ранения сегодня в результате совершенного в Киркуке на севере Ирака теракта. По информации МВД, целью атаки боевиков был глава дорожной полиции города, бригадный генерал, курд Саляр Факи. Управлявший заминированным автомобилем смертник привел в действие взрывчатку в момент проезда кортежа автомобилей в районе рынка в населенном преимущественно курдами квартале. Среди погибших - охранники Саляра Факи. Сам генерал получил ранения. Остальные жертвы - продавцы на рынке и случайные прохожие. Взрывом уничтожены несколько торговых палаток.

По счастливой случайности удалось избежать большого числа жертв. Однако, как констатируют медики, многие пострадавшие находятся в очень тяжелом состоянии. Сегодня, накануне праздника Ид аль-Фитр, знаменующего окончание месяца священного поста Рамадан, иракцы делают закупки и готовятся к трехдневному разговенью, отмечает ИТАР-ТАСС.

Сеть Аль-Каиды.

Аль-Каида (Al-Qa'ida, International Islamic Front for Jihad Against the Jews and Crusaders в переводе с арабского - "основа") – международная организация с разветвленной сетью филиалов во многих странах мира. Считается, что кроме проведения терактов, организацией ведется непрерывная деятельность по созданию новых исламских (точнее – исламистских) образований и по радикализации уже существующих. Основной целью организации является свержение светских режимов в арабских странах и установление там теократического строя с нормами шариата (исламского права), а в перспективе – объединение всех мусульманских стран в один Халифат.

Также организация стремится противодействовать распространению присутствия и влияния западных стран, особенно США, как в регионе, как и по всему миру, считая саму западную цивилизацию развращенной и ущербной. "Аль-Каида" стремится изгнать вооруженные силы США с территории стран Персидского залива, в частности, Саудовской Аравии.

Отдельно стоит стремление уничтожить Израиль.

Создал в 1988 и возглавляет организацию уроженец Саудовской Аравии Усама бен Ладен.

Ударной силой Аль-Каиды являются ветераны войны в Афганистане. Основная поставленная перед организацией цель - ниспровержение светских режимов в исламских государствах и установление основывающегося на Шариате исламского порядка. Аль-Каида рассматривает США в качестве главного врага ислама и стремится осуществлять террористические операции против американских граждан.

Происхождение организации непосредственно связано с деятельностью Ладена. Он начал боевую и политическую деятельность в Афганистане в 1979. Ладеном были созданы строительные организации, возводившие дороги и тоннели в интересах исламской оппозиции. Вместе с тем он непосредственно участвует в боевых операциях.

На собственные средства, используя сеть "Мактаб аль-Кидамат" он вербовал по всему миру и обучал добровольцев, желающих принять участие в джихаде против СССР. Существенную роль в становлении Ладена как лидера фундаменталистского режима сыграло ЦРУ США, поддерживавшее материально и технически афганскую оппозицию. К 1988 интересы Ладена всё менее связываются с Афганистаном и всё более с международной борьбой исламистов.