Смекни!
smekni.com

Критические замечания по поводу альтюсеровской концепции становления марксизма (стр. 2 из 2)

Теперь нам предстоит выяснить еще один очень важный вопрос, касающийся рассматриваемой проблемы: почему Л.Альтюсер так резко противопоставляет молодого К.Маркса зрелому и отрицает какое-либо участие первого в теоретических достижениях второго? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к альтюсеровской концепции марксизма как антигуманизма. Первая реакция марксистов, вызываемая этим заявлением Л.Альтюсера, - негативная, поскольку наводит на мысль о том, что марксизм есть унижение, отрицание человека. Так, например, интерпретировал точку зрения Л.Альтюсера и критиковал ее английский марксист Джон Льюис, доказывавший гуманистическое содержание марксизма.

Суть альтюсеровской позиции, по нашему мнению, заключается в другом. Когда Л.Альтюсер говорит о марксизме как об антигуманизме, он имеет ввиду, что марксизм отрицает теорию гуманизма. Гуманизм, по Л.Альтюсеру, - буржуазная концепция человека, согласно которой общество состоит из изолированных индивидов, и что каждый изолированный индивид - человек в своей самостоятельности - является творцом собственной судьбы. Другими словами, суть концепции гуманизма Л.Альтюсер выражает так: во-первых, имеется одна абсолютная сущность человека, во-вторых, она присуща каждому отдельному индивиду - субъекту, взятому в его, изолированности от других.

Марксизм же, как считает Л.Альтюсер, отрицает вышеназванную концепцию: для К.Маркса существуют не изолированные индивиды, а общество, общественные отношения, в основе которых лежат производственные отношения между людьми в связи с производительным отношением людей к природе. Диалектическое взаимодействие двух последних видов отношений является по К.Марксу сущностью общества.

Мы считаем, что можно говорить с марксистских позиций о сущности отдельного человека, но лишь в том смысле, что этот человек включен в систему общественных отношений, и постольку, поскольку он является продуктом этих отношений.

Таким образом, заявление Л.Альтюсера о том, что марксизм - это антигуманизм, направлено против гуманизма буржуазной идеологии, то есть против буржуазного взгляда на общество и человека. Как же это утверждение Л.Альтюсера связано с его негативным отношением к молодому К.Марксу?

Дело в том, что по мнению французского марксизма вся философия К.Маркса до 1845 года носила антропологический характер, то есть находилась в плену вышеназванной концепции гуманизма, которая была затем отброшена зрелым К.Марксом. Если же с позиции зрелого марксизма следует отмежеваться от буржуазной теории гуманизма, то следует отмежеваться и от философии молодого К.Маркса, поскольку она вся пропитана этим гуманизмом. Необходимость данного размежевания усиливается для Л.Альтюсера и тем фактом, что, опираясь на работы молодого К.Маркса, буржуазные идеологи, особенно экзистенциалисты, пытались опровергнуть или исказить содержание зрелого марксизма, представляя его как прямое продолжение концепций молодого К.Маркса, без каких-либо существенных изменений.

Поэтому, чтобы защитить зрелый марксизм - марксизм классовой борьбы и материалистического понимания истории - от идеологических противников, Л.Альтюсер отмежевывается от творчества молодого К.Маркса. При этом логика такова: раз идеологические противники (экзистенциалисты и пр.) опираются на молодого К.Маркса в борьбе против зрелого, раз мы у самого молодого К.Маркса находим концепции о человеке и обществе, заимствованные у буржуазных философов (И.Канта, И.Фихте, Л.Фейербаха), то не лучше ли последовательному марксисту отмежеваться от такого Маркса, чем стараться защитить его, доказывая марксистский характер его незрелых произведений? Так как этого делать нельзя - ведь у молодого К.Маркса очень много заимствовано из буржуазной философии, и потом им отброшено, - то самый надежный путь - отбросить все творчество молодого К.Маркса, подарить его экзистенциалистам и другим буржуазным философам, раз у нас остается зрелый, подлинный Маркс.

Вопрос для Л.Альтюсера стоит так: или полностью принять молодого К.Маркса, доказывая марксистский характер его творчества, что невозможно, или полностью отбросить молодого К.Маркса, отрицая всякую его связь с творчеством зрелого К.Маркса.

Та же самая логика лежит в основе другого теоретического принципа Л.Альтюсера, когда он утверждает, что история - это процесс без субъекта. Как считает французский философ, категория "субъект истории" принадлежит буржуазным идеологам и родственна буржуазной теории гуманизма. Содержание этой категории заключается в том, что движущей силой истории, субъектом истории считаются изолированно существующие индивиды. Концепция человека, делающего свою историю, означает по Л.Альтюсеру, что отдельные индивиды в своей обособленности от других людей и от природы являются творцами исторического процесса. Такая точка зрения неприемлема для марксизма. Не отдельные индивиды, не человек вообще, а классы, классовая борьба в своей исторической определенности являются движущей силой истории. Так как понятие человека вообще, изолированного человека как творца истории отвергается Л.Альтюсером, то должно быть отвергнуто и понятие субъекта истории. Ведь для французского философа оба понятия обозначают одно и тоже. В истории есть только классы и классовая борьба, что исключает существование какого-либо исторического субъекта.

Что же касается молодого К.Маркса, то у него можно найти много утверждений о том, что человек творит свою историю. Но эти утверждения, по Л.Альтюсеру, будут потом отброшены зрелым К.Марксом, после открытия им классовой борьбы как движущей силы исторического процесса. Это еще одна причина, чтобы марксисты отмежевались от молодого К.Маркса, сохраняя верность зрелому, - он же К.Маркс par excellence.

Из всего сказанного выше создается впечатление, что во всех своих теоретических утверждениях Л.Альтюсер руководствовался стремлением защитить марксизм от буржуазных фальсификаторов, сохранить чистоту марксистского учения, как оно есть в зрелом виде. Поэтому он отказывается от молодого К.Маркса. Л.Альтюсер думал, что если удастся доказать отсутствие каких-либо отношений между незрелым и зрелым марксизмом, то тогда сколько бы ревизионисты и буржуазные идеологи ни ссылались на первого, они не могли бы фальсифицировать и опровергнуть второго. Тогда марксисты могли бы чувствовать себя спокойно. Господа идеологические противники, занимайтесь сколько хотите молодым К.Марксом, мы оставляем себе зрелого. Он нам достаточен. Он и есть истинный К.Маркс. Его вы никак не сможете отвергнуть или фальсифицировать с помощью его же незрелых произведений, - ведь между ними нет никакой связи, никакого отношения. Между ними образуется эпистемологический разрыв. И все это доказал Л.Альтюсер, и этим нанес страшный удар по оппортунизму и буржуазной идеологии, и принес огромную пользу делу марксизма и коммунистического движения.

Нам же предстоит выяснить, какую пользу принесли марксизму альтюсеровские открытия, если вообще они принесли какую-либо пользу.

Резко противопоставляя молодого К.Маркса зрелому, абсолютно разрывая связь между ними и делая выбор в пользу последнего, Л.Альтюсер лишает зрелый марксизм своих предпосылок и превращает его в замкнутую систему. Его истина лишь в самом себе, он ниоткуда не произошел и, следовательно, ни во что не превращается, - это абсолют, истина в последней инстанции.

Л.Альтюсер говорит о предпосылках марксизма, но он ищет их в непосредственном обращении к действительности, в непосредственном изучении практики человечества. Основание этого он видит в том, что первый этап теоретического развития К.Маркса сугубо идеологичен, то есть иллюзорен, а последний - сугубо научен, то есть истинен. Здесь Л.Альтюсер проводит резкий разрыв между идеологией и наукой, между донаучным и научным этапами в развитии индивидуального сознания. Но если донаучный этап не имеет реального отношения к науке, не включает в себя никаких моментов науки и абсолютно иллюзорен, то собственно научный этап не сохраняет никаких элементов донаучного этапа и абсолютно истинен.

По нашему мнению, для того чтобы выявить закономерности теоретического развития К.Маркса, необходимо подходить к различным этапам его развития не только с точки зрения их различия, но и с точки зрения их связи, единства. Иначе нельзя представить весь творческий путь, проделанный К.Марксом, как единый процесс. Иначе невозможно и само выявление каких-либо различий, этапов в этом процессе. Отказываясь от признания момента единства в теоретическом развитии К.Маркса, одновременно, хотим мы этого или нет, мы отказываемся от признания момента различия в этом развитии, так как стороны этого процесса предстают не как различные, а как не имеющие никакого отношения , друг к другу.

Если взять этапы какого-либо процесса развития как не имеющие отношения друг к другу, то сами эти этапы уже не являются этапами, и процесс перестает быть процессом.

Следовательно, неизбежно снимается вопрос о закономерностях теоретического развития К.Маркса.

Творческое решение этого вопроса требует диалектического подхода. Для этого необходимо прежде всего изучить весь действительный путь, проделанный К.Марксом с первых своих работ до зрелых произведений, стремясь к выявлению внутренних взаимосвязей и противоречий между разными сторонами и этапами этого пути.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что из всех предпринятых марксистскими исследователями попыток изучить закономерности теоретического развития К.Маркса, единственно, по существу, удачной, на наш взгляд, является работа В.А.Вазюлина "Становление метода научного исследования К.Маркса". На эту работу Советуем обратить внимание всем, интересующимся данной проблематикой.