Смекни!
smekni.com

Европейская политика России в 1816 – 1820 гг. (стр. 6 из 6)

Петербургский кабинет рассчитывал на помощь в лице Англии и Франции, которые выступили бы в качестве посредников между великими державами и революционным Неаполем: «Посредничество задело бы в меньшей степени национальную гордость народов, нуждающихся в восстановлении порядка»[24]. Но Англия заняла позицию «блестящей изоляции» и отказалась участвовать в конгрессе. Лорд Каслри заявил, что не будет препятствовать Австрии проводить политику, которую она сочтет нужной. Стараниями венского и лондонского кабинетов план французского посредничества был сорван. Также Сент-Джеймский двор убедил кабинет Тюильри не участвовать в конгрессе. Перед самым началом совещаний в Троппау 8 (20) октября 1820 г. посланник в Вене Ю. В. Головкин дал подробную характеристику предварительным переговорам в документе, озаглавленном "Дополнительные соображения к официальным сообщениям": "Как только … австрийский кабинет понял, ...что итальянские дела, которые он хотел превратить в чисто австрийский вопрос, станут в связи с совещанием вопросом европейским… у него возникло стремление изолировать российский кабинет от всех единомышленников. …Кабинет Тюильри отступил от своего первоначального предложения, и его посол выезжает в Троппау не как лицо, облеченное полномочиями своего правительства, а лишь в качестве дипломата, аккредитованного при венском дворе». Головкин убежден, что на Францию повлияла Англия, и что последняя действовала в сговоре с Австрией. «...Путем простого сопоставления некоторых дат легко убедиться, что еще до того, как Лондон заявил о своей отрицательной позиции, в Вене уже комментировали этот вопрос с целью заранее оправдать такую позицию. Не требуется большой проницательности, чтобы без особого труда заметить, что вся эта политическая кампания была лишь сговором с распределенными ролями"[25].

Конгресс пяти великих держав не состоялся, два конституционных государства не приняли в нем участия. Англии было выгодно подавление неаполитанской революции австрийскими силами. Великобритания поддерживала Австрию, но не могла открыто санкционировать вооруженное вмешательство. Франция последовала в фарватере политики лондонского кабинета, и Россия лишилась союзника в лице кабинета Тюильри. России вновь не удалось поставить идею конституции и всеобщего союза в европейском масштабе, несмотря на то, что такие планы у петербургского кабинета были. Ни Пруссия, ни Австрия не считали возможным обсуждать российский проект в принципе.

В заключении сделано резюме всей диссертации, подведены итоги исследования, обобщены его результаты и сформулированы выводы, вытекающие из его содержания. Внешняя политика России в Европе периода 1816-1820 гг. носила преимущественно либеральный характер. Безусловно, речь идет об относительно либеральном курсе России, применительно к данному периоду и в сравнении с остальными великими державами-участницами договора о Четверном союзе - Австрией, Великобританией, Пруссией, Францией.

Лейтмотивом через весь период проходит идея всеобщего союза европейских государств. Существенную роль Александр I отводил идее объединенной Европы. Александр I в своем проекте европейского сообщества учитывал национальные особенности и признавал право народов на их самоопределение. В этом аспекте ему приходилось преодолевать сопротивление Англии и Австрии, которые всегда действовали сообща против России. Международное сообщество, по мнению Александра I, должно быть основано на равновесии, которое возможно только при соблюдении интересов всех государств. Российский проект создания европейского союза, в основу которого были положены принципы христианской морали, должен был исключить возможность возникновения войн и революций в Европе. Союзники практически подвергли остракизму российское предложение о всеобщем и пропорциональном сокращении вооруженных сил, которое явилось первым заявлением подобного рода в истории. Проект о создании всеобщего союза европейских государств был также сорван из-за нежелания допустить все европейские государства к участию в решении актуальных вопросов континента, а также из-за страха конституционализации Европы, как это предлагалось в российском проекте. Идеей октроированных европейских конституций проникнута вся континентальная политика России данного периода. Российский МИД был убежден, что причина всех революционных потрясений не в народе, а в правительствах, которые не выполнили свои конституционные обещания или выполнили их в не полном объеме. Чтобы уничтожить революции необходимо реформировать правительства так, чтобы во всех государствах Европы действовали конституции. Это было основное внешнеполитическое кредо России. Временной промежуток, взятый для рассмотрения в данной диссертации 1816 -1820 гг. доказывает это со всей очевидностью. Именно сохранению и развитию конституционных тенденций была посвящена значительная часть европейской внешней политики России периода формирования Венской системы международных отношений.

Содержание диссертации отражено в следующих работах автора:

1. Егорова О. В. "Вартбургский праздник" и позиция России/О. В. Егорова// Российская цивилизация: история и современность: Межвузовский сборник научных статей/ Воронеж: Изд-во "Истоки". - 1998. - Вып. 1.- С.75-81.

2. Егорова О. В. Некоторые аспекты англо-русских отношений накануне конгресса в Троппау (1820 г.)/О. В. Егорова// Российская цивилизация: история и современность: Межвузовский сборник научных статей/ Воронеж: Издательско-полиграфическая фирма Воронеж.- 1999. - Вып. 4. - С. 184-190.

3. Гончарова (Егорова) О. В. Российский проект о создании всеобщего союза европейских государств на конгрессе в Аахене (1818 г.)/О. В. Гончарова// Российская цивилизация: история и современность: Межвузовский сборник научных трудов/Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. - 2002. - Вып. 14. - С.57-69.

4. Гончарова (Егорова) О. В. Александр I и идея Священного союза в произведениях русских философов (Н. Я. Данилевского, Г. В. Флоровского, Д. Л. Андреева)/О. В. Гончарова// Российская цивилизация: история и современность: Межвузовский сборник научных трудов/Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. - 2002. - Вып. 15. - С. 101-106.

5. Гончарова (Егорова) О. В. Европейские аспекты внешней политики России периода формирования Венской системы международных отношений/О. В. Гончарова//Россия и Запад в XVII-XX вв.: история, взаимоотношения, интеграция: Тезисы докладов Международной научной конференции 21-23 апреля 2003 г./Рязань: Рязанский государственный педагогический университет им. С. А. Есенина. – 2003. – С. 83-84.

[1] Шильдер Н. К. Император Александр I, т. IV, с.118, Соловьев С. М

[2] Достян И. С. Основные этапы и особенности политики России на Балканах, с. 24; Фадеев А. В. Россия и восточный кризис 20-х годов XIX века; Виноградова В. Н. Британский лев на Босфоре, с. 3, 13;Нарочницкий А. Л. Греческое национально-освободительное движение и Россия, 115-131

[3] Сироткин В. Г. Послереволюционная Франция и создание "венской системы" международных отношений в Европе, с. 3-16.; Рыбаченок И. С. Русско-французский союз: сто лет изучения, с. 128-151.

[4] Додолев М. А. Россия и Испания. 1808 -1823 гг. (Война и революция в Испании и русско-испанские отношения), Нарочницкий А. Л. Испания 1808-1823 годов глазами российских дипломатов, с. 41-53.

[5] Слезкин Л. Ю. Россия и война за независимость в испанской Америке, с. 212.

[6] Болховитинов Н. Н. Русско-американские отношения, 1815-1823 гг.; смотрите так же Комиссаров Б. Н. Петербург - Рио-де-Жанейро: становление отношений.

[7] Шапкина А. Н. Русско-английские отношения в первые годы "венской системы" (до Аахенского конгресса 1818 г.) в оценке российских дипломатов, с. 61-77; Стецкевич М. С. О позиции Великобритании по отношению к войне за независимость в Испанской Америке, с. 11-112.; Стецкевич М. С. Основные идеи внешней политики Каслри, с. 84-90.

[8] ."История внешней политики России. Первая половина XIX века. От войн России против Наполеона до Парижского мира 1856 г.", с. 129-135.

[9] Орлик О. В. "Россия в международных отношениях 1815-1829 гг. (От Венского конгресса до Адрианопольского мира), с. 39.

[10] Temperley H. W., Penson L. Faundation of British Foreign Policy..., p. 61.

[11] Webster Ch. K. The Foreign Policy of Castlereagh. 1815-1822, p. 89-97.

[12] Дебидур А. Дипломатическая история Европы, т. I, с. 26, с. 35.

[13] Kissinger H. A. A World Restored. Metternich, Castlereagh, and the Problems of Peace. 1812-1822. с.138.

[14]Pirenne H. La Sainte-Alliance. Organisation europeenne de la paix mondiale, Vol. II, р. 92.

[15] .Bourquin M. Histoire de la Sainte-Alliance, p. 183.

[16] Кучеренко Г. С. Документы о внешней политике XIX и начала XX века, с. 165.

[17] ВПР, т. IX, с. 66.

[18] АВПРИ, ф. Канц., д. 11840, л. 52; д. 756, лл. 561-562.

[19] ВПР. Т. XI, с. 153-162.

[20] Николай Михайлович, вел. кн. Александр I, т. II, с. 304.

[21] Слезкин Л. Ю. Россия и война за независимость в Испанской Америке, с. 212.

[22] ВПР, т. XI, с. 424-425.

[23] Русская старина, 1871, т. 4, с. 81-90.

[24] ВПР, т. XI, с. 527-532.

[25] ВПР, т. X1, с. 552-554.