Смекни!
smekni.com

Терроризм как фактор политической дестабилизации современного российского общества (стр. 4 из 5)

Автор акцентирует внимание, что современное российское общество переживая трансформацию национальных форм существования (национальная самоидентификация, осмысление национальных интересов) подвержено влиянию террористической идеологии на уровне интересов личности, общества и государства Терроризм представляя реальную угрозу национальной безопасности РФ имеет своей целью нарушение стабильного политического развития и территориальной целостности российского государства.

Диссертант полагает, что наличие в СССР иммунитета по отношению к террористической идеологии и практике объясняется, с одной стороны, господствовавшей концепцией «морально-политического единства советского народа», и, с другой стороны, действенным функционированием административно-разрешительных режимов.

Однако с начала 1990-х годов ХХ столетия, с точки зрения исследователя, можно говорить о «взрыве» терроризма в России. В этой связи на территории субъектов Российской Федерации наблюдается рост терроризма и представляется обоснованным вывод о том, что терроризм стал долговременным фактором современной политической жизни, относительно устойчивым явлением в развитии общества, представляя реальную угрозу национальной безопасности РФ.

В то же время, в России широко распространено представление о терроризме как о триаде террористической идеологии, террористических структур и террористической деятельности, однако отнесение или не отнесение к разряду террористических идеологий, организаций и их деятельности в значительной степени зависит от политических пристрастий, а это вновь приводит к расхождениям в представлениях о терроризме.

В этой связи в рамках диссертационного исследования автор считает наиболее важным изучение уровня дестабилизации социально-политического процесса, что позволит определить источники и характер угроз национальной безопасности и выявить место и роль терроризма в системе дестабилизирующих факторов российского общества.

Опираясь на результаты статистических данных в диссертации выявляется динамика увеличения совершения преступлений террористического характера в Российской Федерации в 1990-2003 гг., что свидетельствует об эскалации проявления действий вооруженного насилия на территории России в постсоветский период становления новой государственности.

Диссертант приходит к выводу, что сложные и противоречивые процессы трансформации российского общества не снимают с повестки дня угрозы дальнейшего роста числа террористических проявлений, особенно в условиях обострения социальной напряженности и вероятности расширения интолератного отношения к террористическим группировкам.

Во втором параграфе второй главы «Влияние терроризма на социально-политическое ситуацию в российских регионах (на примере г. Волгограда и Волгоградской области) соискатель подчеркивает, что в современных реалиях терроризм превратился для России в структурообразующий фактор внутренней политики. Террористическая деятельность оказывает существенное влияние на политическою стабильность российского социума как на общегосударственном, так и на региональном уровне, выражающаяся в рассогласованности интересов различных институтов и групп общества, государства и всех его граждан.

Выявляя особенность влияния террористической деятельности на социально-политическую обстановку в различных регионах России, автор подчеркивает неоднородность регионального пространства России и неравномерность политического развития. Существование и эскалация терроризма в региональном пространстве тесно связана институционализацией региональной власти, которая в условиях постоянной террористической опасности становится «декором», а сами субъекты Федерации могут рассматриваться как экстерриториальные образования единого пространства российской государственной власти.

В рамках диссертационного исследования, на основе теоретических положений автор предпринимает попытку научного анализа оценки степени угрозы террористической деятельности на политическую ситуацию Волгоградской области как структурной единицы российского государства и возможности влияния на политическую стабильность региона. При выявлении причин существования терроризма в Волгоградском регионе автор акцентирует внимание на его геополитических характеристиках (пограничные зоны, близость с Чеченской Республикой и др.), наличии на территории области крупных объектов стратегического назначения (Волжская ГЭС, ОАО «Химпром» и др.); проживании в регионе выходцев различных этнических групп.

В ходе работы, автор приходит к выводу, что в настоящее время процесс политической дестабилизации охватил не только все российскую действительность, но и территориальное пространство Волгоградской области. Наиболее значимыми факторами дестабилизации являются все же экономические и социальные факторы. Однако, наиболее благоприятную почву для разгула терроризма создают именно политические условия.

Таким образом, выявляя степень влияния угрозы терроризма на содержание социально-политической ситуации Волгоградского региона, автор приходит к выводу, что проблема терроризма так или иначе присутствует в общественном дискурсе. Однако она не рассматривается в качестве актуальной угрозы, непосредственно направленной на большинство населения, а скорее видится как некий абстрактный страх, постепенно переходящий в привычное состояние. Это обуславливается неэффективностью предпринимаемых усилий по противодействию терроризму и неспособности государства обеспечить безопасность граждан. Терроризм действительно является деструктивным фактором на пути формирования современного социального мировоззрения как целостной взаимосвязи картины современного мира. Угроза терроризма является препятствием в выявлении реального спектра политических сил современности и их реального баланса, хотя в результатах всероссийских социологических опросах внимание акцентируется на социально-экономических корнях террористической деятельности.

Следовательно, автор приходит к выводу, что существование террористической деятельности на территории любого регионального пространства осуществляет разрушительное воздействие, следовательно, проявление терроризма в Волгоградском региональном пространстве неизбежно ведет к нарушению «целостности» региона, а также к существованию нетерпимости граждан друг к другу и проявлению интолерантности.

В третьем параграфе второй главы «Противодействие терроризму и стабилизация российского общества» рассматривая способы стабилизации политической системы: политическое маневрирование, политическое манипулирование, интеграция контрэлиты, силовое давление, диссертант приходит к выводу, что в современном российском обществе в борьбе с терроризмом сформировались преимущественно две стратегии.

Первая – исходит из необходимости «мягких» политических решений, принятых на многосторонней основе, нацеленных на вовлечение опасных режимов, а подчас и организаций ведущих вооруженную борьбу и не брезгующих террористическими акциями в международные структуры и усилия, формирование у них системы новых мотиваций, нейтрализующих деструктивные элементы в поведении как на мировой арене, так и в региональном пространстве.

Вторая – делает ставку на силовые методы. Её исходным положением является представление о том, что угрозы, порождаемые терроризмом слишком опасны, а политическое решения, даже если они в конечном итоге достигают своей цели, слишком медленны. Террористы и подчиняющиеся их режиму должны быть ликвидированы. То есть наиболее действенный способ борьбы с террором – полное физическое уничтожение террористов.

Однако, какая бы стратегия борьбы с терроризмом в России не была бы доминирующей, в диссертации подчеркивается необходимость учета универсальных принципов государственной политики по отношению к терроризму:

законность;

комплексное использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

принцип упреждения террористических актов за счет правильно поставленной заблаговременно оперативной деятельности, распознания их на стадии замысла, планирования и подготовки и срыва намеченных террористических действий;

принцип минимальных уступок террористам. В этой связи в ходе переговоров могут допускаться лишь частные, тактические уступки, позволяющие выиграть время, провести подготовительные мероприятия для проведения наиболее эффективной операции в создавшихся условиях;

принцип минимизации жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции;

принцип неотвратимости наказания за террористическую деятельность;

минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава их участников.

Автор отмечает как неготовность правоохранительных органов к противодействию резкому всплеску преступности, в том числе насильственной, так и совпадение ее по времени с затяжным реформированием органов государственной безопасности России, что не могло не сказаться на снижении эффективности их противодействия террористическим угрозам. Рост числа особо опасных насильственных преступлений с элементами террористической направленности ставит вопрос о причинах и условиях, способствующих этому явлению, но применительно к России, этот вопрос изучен явно недостаточно.

Следовательно, эффективность борьбы с терроризмом всегда будет зависеть от адекватности той системы мер, которую создает государство для защиты от этой угрозы. Действенность этой системы мер в решающей степени зависит от объективности и своевременности выявления изменений, которые совершаются в содержании, организации и тактике терроризма, от глубины анализа этих изменений и прогнозирования их дальнейшего развития.