Смекни!
smekni.com

Альтернативные социалистические течения, радикальные и национальные идеологии (стр. 1 из 3)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра гуманитарных наук

РЕФЕРАТ

на тему:

«Альтернативные социалистические течения, радикальные и национальные идеологии»

Минск, 2008


Идейно-политическая жизнь не сводится к функционированию и взаимодеятельности основных идеологий. В обществе существуют и более «мелкие» явления: различные традиционные течения внутри или на стыке идеологий, новоявленные теоретические веяния не похожие ни на одну из классических идеологий.

Рассмотрим некоторые более влиятельные из них.

Спектр современных левых социально-политических течений не ограничивается коммунистическим движением и социал-демократией. В него входят троцкизм, движение «новых левых», движение «экосоциализма», сторонники идей социализма национального типа в развивающихся странах. Традиционно к левым относят также анархистов. Разумеется, этот перечень не исчерпывает все оттенки современных политических течений левой ориентации.

Одновременно во всех этих разновидностях социалистических концепций национального типа прослеживается сходство с социал-демократической концепцией «демократического социализма». Их объединяет и терпимое отношение к различным формам собственности, и приверженность идее плюралистической демократии, и стремление к социальной справедливости. Не случайно, поэтому в рядах Социнтерна находятся многие политические партии Азии, Африки, Латинской Америки.

Концепции социализма национального типа широкое распространение получили в афро-азиатских странах. Их общей особенностью является поиск «третьего пути» к социализму, лежащего между капитализмом и большевизмом, который бы больше соответствовал национальным традициям развивающихся стран. Вследствие этого в концепциях национального социализма переплетаются элементы других политических теорий, религиозных источников, родоплеменных порядков и нравов. Таковы «индийский социализм», «африканский социализм». «автохтонный социализм» (от греч. «автохтоне», что значит аборигены, коренные жители) в Латинской Америке и др.

Движение «новых левых» родилось в период бурных студенческих выступлений в западных странах в 60-е годы нашего столетия. Ныне это разнородные по своей политической ориентации группы, главным образом среди интеллигенции и студенчества, претендующие на роль наиболее радикальных противников современного капитализма. Они отвергают ценности буржуазного общества, выступают против бюрократии, современных властных структур.

Экосоциализм – это левое течение движения «зеленых». Его идеологи считают, что альтернативное по отношению к капитализму «экосоциалистическое общество» должно характеризоваться широкой децентрализацией власти, новыми связями с природой и господством новых социальных и этических ценностей. Основной целью политики в этом обществе станет сохранение и улучшение природной и социальной среды, субъектами же политической жизни будут не традиционные партии, а альтернативные движения. Отношения собственности теоретики экосоциализма не считают главными. По их мнению, в экосоциалистическом обществе должно быть рациональное распоряжение природными ресурсами, поэтому в программах экологических движений ставится вопрос не о национализации, а о широкой децентрализации и строгом соблюдении каждым предприятием экологического законодательства.

Анархизм сформировался в России как общественно-политическое течение в середине XIX в., поставившего задачу создания истинно свободного общества и представляло одно из направлений утопического социализма. Решение этой проблемы анархисты связывали с ликвидацией такой формы организации общества, как государство.

В обыденном сознании слова «анархизм», «анархия» прочно ассоциируются с хаосом, произволом, разрушением. Привычными для слуха стали сочетания «разнузданный анархизм», «примитивный анархизм».

Анархия как течение общественной мысли объединяет весьма разнородные концепции по единственному, и в конечном счете формальному критерию: отрицанию власти. Архия – власть. Ан-архия – безвластие. Поэтому так называемые анархические элементы можно найти во многих, особенно социалистических теориях. Однако анархизм и социализм в истории общественной мысли оказались противоположными и враждующими течениями.

Источник негативного отношения к анархизму следует искать в долголетней традиции борьбы – и не только теоретической, но в первую очередь политической – между марксистским, социал-демократическим течением социализма, которое анархисты называют «государственным», «авторитарным», социализмом с одной стороны, и, с другой, течением анархическим.

Анархизм как направление – это общественно-политическое течение, проповедавшее освобождение личности от всех разновидностей политической, экономической и духовной власти.

Анархизм – идейно-теоретическое течение, выражавшее интересы и воззрения определенных слоев буржуазного общества. Спектр этих взглядов широк – от крайнего индивидуализма до коллективизма, от религиозного мистицизма, самосозерцания и стремления к самоусовершенствованию до крайней революционности.

Из всей истории анархизма можно выделить два основных направления:

– анархо-индивидуализм, отвергает любые формы коллективизма;

– анархо-синдикализм и анархо-коммунизм, отличительные черты которых – революционность и допущение некоторых форм капитализма в общественной жизни, признание рабочих синдикатов (профсоюзов) высшей формой классовой организации пролетариата.

Безгосударственный общественный идеал – это исходный пункт и конечная цель всех теоретических рассуждений анархизма. На выработку коренного положения анархизма – отмену государства – повлияли такие обстоятельства:

– идеи утопического социализма по вопросам о будущем устройстве общества или «казарменный коммунизм», или возврат назад в «золотой век», первобытнообщинный строй;

– опыт Парижской Коммуны и революции 1848 г.;

– взгляды на государство, его функции и исторические перспективы, разработанные К. Марксом и Ф. Энгельсом;

– исторические особенности социально-экономического и политического развития России в XIX в.: самодержавие (ненавистное), с одной стороны и крестьянская община с другой (в ней сторонники видели задаток будущего общества).

Главными идеологами учения анархистов в России являются М.А.Бакунин (1814 – 1876) и П.А.Кропоткин (1842 – 1921).

В теоретических взглядах Бакунина переплетаются традиции антирелигиозного просветительства и мелкобуржуазной революционности с идеями крестьянского социализма, которые уже широко были распространены в России в то время.

Социализм по Бакунину – это общество социальной справедливости, воплощающее народный идеал: все земли принадлежат народу, право пользования средствами производства принадлежит общине, абсолютная автономия. Общинное самоуправление враждебное отношение к государству. Воплощение этого народного идеала в жизни требует искоренения четырех общинных пороков:

– патриархальности;

– поглощения свободы личности общиной;

– веры в царя;

– религиозности.

Бакунин указал два возможных средства достижения народного идеала:

1) Кооперативный социализм как средство преобразования социально-экономического быта крестьян и рабочих.

2) Революционный – непосредственная организация всенародного бунта.

Сам Бакунин отдал предпочтение второму средству. Он считал, что революция никогда не делается личностями или политическими подпольными организациями. А происходит сами по себе. Исходя из этого, он считал индивидуальный террор эффективным средством политической борьбы.

Второй фигурой в идеологии анархизма является П.А. Кропоткин. У него идея будущего общества выглядела как вольный союз самоуправляющих общин; обязательный всеобщий труд; коллективная собственность на орудие и средства производства, предметы быта; отказ от высшего образования, приводящего к умственному неравенству. Царскую монархию в России Кропоткин считал государственным строем ему буржуазном обществе общественные организации, коллективы, которые должны были подготовить почву для исчезновения государства.

Необходимо отметить, что марксизм обосновал необходимость государства для защиты революции и проведения социально-экономических реформ.

Анархизм доказывал несовместимость государства и революции, так как государство согласно анархизму – консервативная сила, таящая в себе угрозу возникновения личной диктатуры.

В период первой русской революции возросло число анархистских групп, например: Анархисты-коммунисты – требовали немедленной организации безвластного общества, основанного на общественной собственности на средства производства и предметы потребления.

Анархисты-террористы – проповедовали саботаж в области экономики. Они первыми в истории ввели в практику немотивированный террор как средство дезорганизации государства.

Анархисты-синдикалисты – выступали за уничтожение политической власти, захват предприятий, призванной организовывать производство и распределение.

Пан анархисты – выступали за отказ от любого вида деятельности, ведущей к укреплению государства, в том числе и от труда.

Мистические анархисты – концентрировали свое внимание только на личной жизни.

В годы первой мировой войны представители анархо-синдикализма и анархо-коммунизма выступали с лозунгами: «война до победного конца», надеясь, что она спровоцирует мировую революцию. Направление анархистов на мировую революцию как средство, приближающее ликвидацию европейских государств, определили и их тактику в февральской буржуазной революции.

Идейная и организационная разобщенность анархистов разных направлений ярко проявилась в России во время Октябрьской революции. Некоторые анархистские группы сразу же заняли враждебные позиции по отношению к большевикам, другие относились к ним вполне лояльно.