Смекни!
smekni.com

Геполитическое возрение (идеи) П.Н. Савицкого П.Н. (стр. 1 из 4)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. П.Н. Савицкий. Биографические сведения. 4

2. Мировоззрение, творчество и научное наследие. 7

3. Геоэкономические и геостратегические идеи. 9

3.1. Автаркия и континентальное разделение труда. 11

4. Историческая концепция Евразийства. 17

Заключение. 19

Список использованной литературы.. 20

Введение

С начала эпохи «перестройки» отечественные либералы много и охотно говорят о пагубности советской экономической автаркии[1] и о благотворности вхождения России, равно как и любой другой страны, в «мировой рынок» или в «мировое капиталистическое хозяйство». Широкие массы советских людей сперва поверили в эти рассуждения «передовых экономистов» и дали им карт-бланш. Те произвели шоковую экономическую реформу по всем рецептам экспертов из МВФ, не слишком стесняясь многочисленности жертв сего «экономического террора» среди простого народа и утешая всех, что еще немного и все мы будем жить как в Швеции и Норвегии… и не получили видимого эффекта. Обещанное благополучие до сих пор не наступило. Разумеется, у «реформаторов» были умные и витиеватые объяснения произошедшего и они продолжают убеждать нас, что нужно еще поднатужиться и постараться достичь «высокой конкурентоспособности» и «российское экономическое чудо» на манер чуда японского и южнокорейского не замедлит себя ждать…

Однако российские ученые-геополитики и геоэкономисты еще в начале ХХ века предсказывали, что открытие России, как и любой другой внутриконтинентальной страны, для «мирового рынка» не приведет ни к чему, кроме превращения ее в задворки «глобального капитализма». В доказательство они приводили множество фактов из экономики и географии и опирались на оригинальную русскую традицию геополитики и геоэкономики – евразийство. Одно из таких доказательств мы найдем у теоретика и лидера евразийства 20—х – 30-х годов экономиста и географа Петра Николаевича Савицкого (1895-1968) в статье «Континент-Океан. Россия и мировой рынок» (впервые опубликована в первом евразийском сборнике «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», София, 1921). Аргументы П.Н.Савицкого не утеряли актуальности до сих пор и достойны того, чтобы их вспомнить еще раз.

1. П.Н. Савицкий. Биографические сведения

Петр Николаевич Савицкий (1895-1968) – крупный ученый, общественный и политический деятель российской пореволюционной эмиграции, идеолог и один из руководителей евразийского движения. Человек, бесспорно, выдающийся и по своим научным достижениям, и по личным качествам.

Петр Николаевич Савицкий принадлежал к старинному малороссийскому дворянскому роду. Он родился в Черниговской губернии, и в Чернигове прошли его детские и юношеские годы. Этому городу, сохранившему многие памятники древнерусской архитектуры, он, будучи еще гимназистом, посвятил ряд научных работ. Весьма важно, что П.Н. Савицкий, зная и ценя культуру Украины и украинский язык, являлся при этом убежденным патриотом единого государства Российского.

Отец П.Н. Савицкого, Николай Петрович, был известным общественным деятелем. Он на протяжении ряда сроков оставался председателем черниговской Губернской земской управы и много работал над улучшением земских учреждений, дорог и т. д. Н.П. Савицкий с присущей ему решительностью отстаивал права земства, что иногда даже приводило к некоторым эксцессам. Но, несмотря на подчас возникавшие трения с местной властью, его деятельность по улучшению губернской инфраструктуры, которая находилась в ведении земства, была неизменно успешной. Впоследствии он являлся членом Государственного совета по выборам. Мать П.Н. Савицкого, Ульяна Андреевна, по слову С.Г. Пушкарева, была «приветливая, прекрасная русская женщина». [2]

Образование, по окончании черниговской гимназии, Савицкий продолжил в Петроградском политехническом институте имени Петра Великого, где его научным руководителем являлся П.Б. Струве, – известный экономист, философ, общественный и политический деятель социалистического, позднее – либерального направления. Окончив институт, Савицкий был направлен в Норвегию, где исполнял должность секретаря торговой миссии, и в Россию вернулся уже после революции.

В завершающий период Гражданской войны он работал в аппарате иностранных дел Крымского правительства генерала П.Н. Врангеля, которым руководил Струве. С последним он разошелся затем на идеологической почве и они стали постоянными оппонентами.

В 1920 г., после эвакуации войск Врангеля и тысяч беженцев из Крыма в Турцию, Савицкий оказался в эмиграции. Жил сначала в Софии, откуда берет начало Евразийство, затем в Праге. Там он находился вплоть до 1945 г., занимаясь научной и педагогической деятельностью и оставаясь лидером евразийского движения вплоть до его частичного распада к началу II мировой войны.

Не лишним будет отметить, что совершая в середине 1920-х гг. нелегальную поездку в СССР он получил от тогдашнего местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) благословение на труды по воссозданию национальной России, что неопровержимо говорит о признании, в тот период, Евразийства Русской православной церковью.[3]

В годы войны Савицкий и его единомышленники-евразийцы придерживались решительной оборонческой позиции: они всецело поддерживали нашу страну в ее борьбе за независимость и твердо верили, что Россия победит врага. Следует отметить, что во время войны большое число эмигрантов поддерживало гитлеровцев, ошибочно полагая, что они, яко бы, «освободят» Россию от коммунистической диктатуры. На своих подпольных собраниях пражские евразийцы решительно боролись с этим заблуждением, призывая эмигрантов отказаться от поддержки фашистской агрессии. Успеху подпольной работы способствовало то, что, по счастливой случайности, в период преподавания Савицкого в Немецком университете Праги в 1930-е гг. одним из его студентов оказался будущий гауляйтер Праги. Впоследствии тот, будучи уверен в «благонадежности» Савицкого, препятствовал его аресту Гестапо.

В 1945 г. Савицкий был арестован СМЕРШем, вывезен в СССР и приговорен к 10 годам лагерей за антисоветскую деятельность. Отбывал срок в Мордовии (небезызвестный Дубровлаг). Лишь в 1956 году он освобожден и даже амнистирован. В скором времени он получает разрешение вернуться в Прагу, где осталась его семья. Но его оставляют в покое ненадолго. Вскоре в 1961 его снова арестовывают на это раз за публикацию в эмигрантском сборнике стихов и записок о лагерной жизни в СССР, которые Савицкий написал под псевдонимом «Востоков». Только вмешательство философа Бертрана Рассела спасает пожилого человека от новых унижений. Петр Николаевич Савицкий умер в 1968 году в Праге. Умер как православный христианин, после последнего причастия и похоронен по православному обряду.

В целом, – биография довольно типичная для людей его возраста и происхождения. Но личность П.Н. Савицкого – далеко не заурядная.


2.Мировоззрение, творчество и научное наследие

Если бы мы захотели выделить основную черту мировоззрения П.Н.Савицкого, то сказали бы, что это универсальность. Он сам писал:

Мой рок, мой крест – универсальность.
Ее несу, как некий груз,
Как надоевшую банальность,
Как звенья неизбывных уз.

И эта универсальность неизменно проявляется как в круге тем его научных работ, так и в поэтическом творчестве. Экономист и географ по образованию, он испытывал постоянно живой интерес и к истории - Руси, Византии, Великой Степи – тех элементов, из которых сложилась, по евразийцам, Россия, и знал ее профессионально. Это хорошо подметил Глеб Струве в полушутливых стихах о Савицком:

И взор провидит сквозь туман, –
За углем, марганцем и медью,-
Как император Юстиньян
Молился о своей победе.
(«Евразийцу»)[4]

Являясь, наряду со знаменитым филологом князем Н.С. Трубецким и правоведом Н.Н. Алексеевым одним из лидеров евразийского движения (а в 1920-е гг. еще и единоличным главой конспиративной Евразийской организации), П.Н. Савицкий оставил, помимо научных трудов, большое публицистическое наследие. Но ни научными работами (ряд книг и статей по географии России и истории ее экономики, статьи философского и литературоведческого характера), ни публицистическими (к ним относятся десятки статей в евразийских изданиях и эмигрантской периодике) не исчерпывается наследие этого, бесспорно, выдающегося человека. Обладая поэтическим даром, признанным одним из «метров» литературы зарубежья Н.А. Оцупом, он оставил большое число стихотворений.

Если многие научные и публицистические работы Савицкого в настоящее время, пользуясь заслуженным интересом российского читателя, переизданы, то его поэтическое творчество остается практически неизвестным. Стихотворения Савицкого ценны, прежде всего, потому, что в них в поэтической форме отражены его основные идеи, многие из них, так или иначе, проникнуты евразийскими мотивами.

Философия Савицкого органично продолжала традиции русской религиозной мысли XIX в. В понимании Савицкого мир предстает, как единое, органическое целое. Мир, сотворенный Богом, подчиненный началу организации, развивающийся в русле номогенеза [5], сближает человека с природой. Человек не связан рамками детерминистической необходимости, он свободен, что отличает его от природы, но, тем не менее, «в этом порядке мыслей человеческое оказывается в сопряжении с природным, и природное в сближении с человеческим».[6]

Проблему определения природы творчества Савицкий, в общем ключе своей философии, тоже разрешает в духе диалектики: «сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник культуры».[7]

Мир, считал Савицкий, не является раз и навсегда определенной данностью, он пластичен и способен меняться к лучшему при творческом воздействии человека.