Смекни!
smekni.com

Истоки и смысл русской революции (стр. 1 из 3)

Введение

На мой взгляд, данная тема контрольной работы «Истоки и смысл русской революции» актуальна.

Начнем с определения терминала «революция» – это политические изменения, происходящие при противодействии правящих кругов, которые не могут быть принуждены отказаться от своей власти иначе как под угрозой насилия или путем его действительного применения.

Революция есть свыше ниспосланная кара за грехи прошлого, роковое последствие старого зла. Так смотрели на революцию те, которые глубже вникали в её смысл, не останавливаясь на её поверхностях. Революция – конец старой жизни, а не начало новой, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения. И осуждением до революции господствующих слоёв общества бывает то, что они довели до революции, допустили её возможности. В обществе были болезни и гнили, которые и сделали революцию неизбежной.

Так как сейчас наступил очередной кризис, люди испытывают материальную нужду. Очень большое количество локальных войн (в том числе Кавказская, Грузинская), терроризм. Освобождение осужденных в 90‑х гг., особо опасных преступников, которые ничего не умеют (конечно, не все) кроме как убивать, насиловать и грабить. Что наглядно доказывает криминальная хроника (нападение на инкассаторов, коррупция в высших эшелонах власти, в том числе в правоохранительных органах), беспредел которых наглядно и публично выливается на люди, что способствует недовольству населения, а равно усиливает желание народных масс к самосуду, то есть к волнению, приводящему к свержению власти, в том числе правоохранительных органов.

В данной работе мы рассмотрим из-за чего же все «волнения» начинаются.

1. Русская революция

Понятно, что название статьи заимствовано у Н.А. Бердяева (знаменитые «Истоки и смысл русского коммунизма»). Но Русская Революция – явление гораздо более глубокое, широкое, сложное, чем русский коммунизм.[1]

Революции явились причиной важнейших изменений в мировой истории последних двух или трех столетий. Американская революция 1776 года и французская 1789 года были самыми важными революциями восемнадцатого века. Некоторые из идей, высказанных их лидерами, имели впоследствии колоссальное влияние. Идеалы свободы, гражданских прав и равенства, во имя которых они совершались, стали фундаментальными ценностями современной политики. Провозглашение этих ценностей как целей, а также предположение, что они могут быть реализованы путем массовых действий, стало чрезвычайно значительным историческим новшеством. В предшествующие эпохи лишь самые отъявленные идеалисты могли думать, что человечество когда-нибудь установит социальный порядок, при котором каждый сможет принимать участие в политической жизни.

Революция предполагает угрозу насилия или его применение со стороны участников массового движения. Революция – это политические изменения, происходящие при противодействии правящих кругов, которые не могут быть принуждены отказаться от своей власти иначе как под угрозой насилия или путем его действительного применения.

Русская революция – это не 1917 г. с его двумя революциями, Февральской и Октябрьской. Это и не 1905–1907 гг. плюс 1917 г. То есть это не совокупность даже трех революций. Хотя все они – важнейшие ее события. Русская Революция – это историческая эпоха между примерно 1860 и 1930 гг. Это семьдесят лет, жизни человека, жизнь поколения.[2]

К революциям как важнейшим событиям в развитии общества наиболее применим именно классовый подход, так как революции возникают на почве конфликта, как правило, производственных отношений, то есть принятого порядка ведения хозяйства и производительных сил – классов – больших групп людей характеризуемых определенным положением в обществе. Такова концепция подхода к истории как к смене общественно-экономических формации.

Это объективный подход составляющий основу материалистического объяснения истории. Подход, опирающийся на принцип исторической закономерности – признании действия в историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся существенных связей в отношениях между людьми и результатами их деятельности; на принцип детерминизма – признание существования причинно-следственных связей и зависимостей, главным из которых, по мнению К. Маркса является способ производства материальных благ; а также принцип прогресса – поступательного развития общества.

Русская Революция–это период русской истории между отменой Крепостного Порядка (права) и установлением Второго Крепостного Порядка(права) большевиков – ВКП(б).[3]

Рассматривая результаты и последствия буржуазно-демократической революции 1905–07 гг. в России я, прежде всего, рассматривала глобальное значение этого события – революции буржуазной, ставящей своей целью, как минимум установление в России конституционной монархии, как формы правления – с этой целью революция в полной мере не справилась, с точки зрения проведения буржуазно-экономических преобразований, в России, несомненно, все-таки произошли определенные изменения.

Русская революция 1905 года или Первая русская революция – название событий, происходивших в период с января 1905 по июнь 1907 г. в империи. Толчком к началу массовых выступлений под политическими лозунгами стало «Кровавое воскресенье» – расстрел императорскими войсками и полицией мирной демонстрации в Санкт-Петербурге 9 (22) января 1905. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии. Итогом выступлений стала октроированная конституция – Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Был учреждён Парламент, состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы.

Главная удача революции 1905–1907 гг. состояла в том, что она завершилась компромиссом между властью и обществом….результатом этого компромисса стали Конституция 23 апреля 1906 г., широкая политическая реформа и столыпинское преобразование страны.[4]

Впервые в своей истории Основные Законы провозгласили права гражданской свободы. Российским подданным конституционно гарантировались: неприкосновенность личности и законность юридического преследования (ст. 72–74); неприкосновенность жилища (ст. 75); свобода передвижения, выбора занятий, места жительства, выезда за пределы государства (ст. 76); неприкосновенность собственности (ст. 77); свобода собраний (ст. 78); свобода слова и печати (ст. 79); свобода союзов (ст. 80); свобода совести (ст. 81).

Конституция стала итогом более чем столетнего – когда осмысленного, когда «инстинктивного» – продвижения России от Самовластия к конституционной и ограниченной монархии.[5]

С приобретением этих прав подданные России становились гражданами России. Иными словами, Конституция 23 апреля 1906 г. создала самые благоприятные условия для продвижения России к более совершенному состоянию.[6]

России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин.

П.А. Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Новый курс представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство. «В основу всех правительственных законопроектов…положена…общая руководящая мысль, которую правительство будет проводить и во всей своей последующей деятельности. Мысль эта – создать те материальные нормы, в которые должны воплотиться новые правоотношения, вытекающие из всех реформ последнего царствования….»[7], – слова П.А. Столыпина.

П.А. Столыпин создал программу, которые понесли с собой большие изменения. Вот основные положения этой программы:

1) Религиозная терпимость и свобода совести

2) Неприкосновенность личности

3) Совершенствование системы самоуправления

4) Административная реформа

5) Аграрная реформа

6) Трудовое законодательство

7) Народное просвещение[8]

2. Аграрный кризис

…В общине началось имущественное расслоение на богатых, средних и бедных. Ситуация потенциально становилась взрывоопасной.[9]

Гроза разразилась в 1902 г., причем началась именно в деревне и оказалась неожиданной и для «правых», и для «левых» – для самодержавия и для революционеров.

Единичные крестьянские выступления, как мы знаем, были постоянным явлением российской действительности. Новое проявилось в 1902 г. Оно состояло в том, что выступление крестьян одного селения по самому заурядному поводу (непомерно высокие цены за аренду земли и непомерно низкие цены за рабочие руки, скверные условия труда, произвол и т.п.) служило детонатором дня выступления крестьян в соседних селениях, а эти в свою очередь детонировали выступления в других. Отмечая различия поводов выступлений, мы должны подчеркнуть, что все они уходили своими корнями в крестьянское малоземелье.

Новым и неожиданным явился также радикализм крестьянских настроений к требований. Многие выступления сопровождались захватами помещичьих земель, взломом хлебных амбаров и вывозом зерна, поджогами усадеб, часто принимали характер восстаний с открытым сопротивлением полиции и даже войскам. Сразу же со всей ясностью обнаружилось, что сила и масштабы крестьянского движения резко возросли, а характер радикализировался.

Ситуацию обострил недород хлебов в 1901 г., отнюдь не выходивший за обычные рамки, но в новые времена оказавшейся достаточным, чтобы вызвать в Полтавской и Харьковской губерниях социальный взрыв. Вот характерное описание крестьянских действий в телеграмме одного из пострадавших помещиков на имя министра внутренних дел (1 апреля 1902 г., Полтавская губ.): «Несколько дней совершается систематический грабеж крестьянами помещичьих хлебных запасов, грабят же неимущие. Обыкновенно являются в усадьбу поголовно целые соседние деревни с подводами, с мешками, в сопровождении жен, детей, врываются в усадьбу, требуют ключи от амбаров, при отказе отбивают замки, нагружают в присутствии хозяина подводы, везут к себе… В дома не входят, но что попадается в амбарах сверх хлеба, все забирают».