Смекни!
smekni.com

История политической мысли (стр. 3 из 4)

Политические идеи нового класса - буржуазии, которые рождались в предыдущей эпохе, получат свою всестороннюю разработку в следующее, Новое время. На его начальном этапе основное значение приобретают идеи уничтожения ограничений, которые феодальное государство накладывает на волю индивида.

В последующем общественная концепция политики приобретает свое логическое продолжение в социальной концепции, в которой акцент из индивида переносится на социальные группы как субъекты политики.

Политическая наука Нового времени связана с именами величайших мыслителей ряда стран, она будто перемещается с одной страны в другую, следуя за бушующими общественными событиями.

Одним из таких мыслителей есть Томас Гоббс (1588 - 1679гг.), которого считают отцом современной политологии. Свое политическое учение он изложил в философской работе «О гражданине» и трактате «Левиафан».

Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное оборудование. По его мнению, оно возникло на основе общественного договора из догосударственного состояния. В своей работе «Левиафан» Т. Гоббс описывает хаос догосударственного общества, в котором была война всех против всех. Люди искали мира и нашли его путем общественного договора. Первым общественным договором, по мысли Гоббса, был договор между Богом и патриархом Авраамом, согласно которому Бог обещал Аврааму свою защиту, а Авраам обязал себя и свое потомство подчиниться велением, уставам и законам Бог.

Концепция общественного договора была также центром построений Джона Локка (1632 - 1704гг.), которого считают основателем либерализма. Либерализм - это учение и общественно-политическое течение, которое содержит в себе учреждение на обеспечение воли личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства.

Согласно идеям Дж.Локка, человек от рождения имеет важные неотъемлемые права (жизнь, воля, собственность). Бесспорной заслугой Локка есть выдвижения идеи распределения власти в государстве между разными органами для того, чтобы оградить ее от деспотического использования и злоупотребление ею.

Кроме того, Локк считал, что государство и общество - не одно и тоже, и падение государства не означает конца общества. Общество может создать новое государство, если существующее его не удовлетворяет, так как лицо создано для государства, а не государство - для лица.

Существенное развитие политические идеи приобрели в работах мыслителей французской Просвещения, одним из которых был Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755 гг.). Главным достижением Ш.-Л.Монтескье постоянная теория распределения власти.

Анализируя британскую политическую систему, где вследствие стихийного развития был создан механизм распределения власти, Монтескье теоретически обосновал его. Согласно теории Монтескье господство права может быть обеспечено только распределением власти на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы они взаимно сдерживали друг друга.

Еще одно достижение Монтескье - теория социального и исторического детерминизма. Он считал, что много вещей управляют людьми: климат, религии, законы, принципы, нравы. И как результат этого образовывается общий дух народа.

Идеи Монтескье о распределении власти приобрели свое развитие в работах "отцов-основателей" США. Они пошли далеко вперед в разработке проблем политического равенства и демократии сравнительно с их предшественниками. Один из них - Джордж Медисон (1751 - 1836 гг.) - величайший из теоретиков республиканизма. Он считал, что народ - единый источник власти, а выборы - характерная особенность республиканского правления. Медисон творчески подошел к теории распределения власти. Он разработал такую систему сдерживания и противовесов, согласно которой каждая с трех властей есть относительно равной.

Социальная концепция политики, которая пришла на смену гражданской - это реакция на достаточную зрелость суверенного государства. В социальной концепции изменяются акценты:

* отправной точкой есть не индивид, а группа (класс, нации, человечество);

* в выяснении характера государства внимание переключается с закона на историю, государство рассматривается с точки зрения развития;

* главное внимание отводится экономическим проблемам, к которым государство становится причастным. Наиболее известным представителем радикального, революционно-демократического направления в рамках социальной концепции политики был Жан-Жак Руссо (1712 - 1778 гг.).

Главное в концепции Руссо - эгалитаризм, идея имущественного, социального и политического равенства. Причины неравенства между людьми он видел в частной собственности. Считал, что путь к ликвидации неравенства, к образованию справедливого общественного устройства - наделение всех людей относительно равной частной собственностью, уравнение в гражданских и политических правах всех граждан. По его мнению - наилучшее государственное устройство - республика, в которой верховный властитель - народ, участие в управлении - гражданский долг каждого, общая воля выражается решением большинства граждан, верховная власть - неделима.

Идеи Руссо имели исключительное влияние на деятелей Великой французской революции, а также его приверженцев в России и Америке.

Победа буржуазных революций в Европе и Северной Америке вызвала соответствующую реакцию со стороны феодально-аристократических слоев и их идеологов. Их политические концепции представляли собой принципиально другое течение политической мысли ХVІІІ - XІ ст. - консерватизм.

Одним из основателей консерватизма был Эдмунд Берк (1729 - 1797гг.) Он критически относится к идее важных прав человека. Для него государство и общество - это результат естественной эволюции, а не изобретение человеческого ума. Основная цель государства - предохранять порядок и закон. Берк не доверял человеческой природе и сомневался в способностях людей улучшать жизнь. Консервативное политическое учение появилось в результате исследования им Великой французской революции 1789г., противником которой он был.

Еще один противник французской революции - Алексис Токвиль (1805 - 1859 гг.) Он создал совсем другую либеральную политическую теорию. Ее главным посылом является то, что демократические идеи неуклонно пробивают себе дорогую во многих странах. Но демократии присущие два нежелательных следствий:

* демократия не дает народу самого лучшего правительства;

* демократия - это политическая тирания большинства.

А.Токвиль определил также два основных преимущества демократии:

* демократия оказывает содействие благосостоянию наибольшего количества граждан;

* демократия обеспечивает политические свободы и широкое участие масс в политической жизни.

Изучая социальную концепцию политики нельзя не вспомнить Иеремию Бентама (1748-1832гг.), который разработал теорию утилитаризма (от utіlіtarіs - польза). Утилитаризм - это теория, которая признает полезность поступка полным критерием его нравственности. На взгляд Бентама человек в своих поступках руководствуется принципами пользы и личной выгоды. Вольная реализация личных интересов - это высочайшее благо и задача деятельности государства.

Значительные заслуги в развитии политических идей принадлежат немецким мыслителям Иммануилу Канту (1724 - 1804 гг.), Иоганну Готлибу Фихте (1762 - 1814 гг.), Георгу Фридриху Гегелю (1770 - 1831 гг.). И.Кант заложил основы современной концепции правового государства. Государство, по Канту - это объединение множества людей, которые подлежат правовым законам. Государство действует тремя средствами:

* издает законы;

* осуществляет исполнительную и распределительную деятельность;

* вырабатывает юридические акты.

Отсюда возникает функциональное распределение органов власти на законодательную, исполнительную и судебную. В теории Канта делается попытка объединения либеральной, радикально-демократической и авторитарной линии развития политической мысли. Во-первых, он считал, что центральным институтом права есть прерогатива народа принимать участие в установлении правопорядка путем принятия Конституции. Во-вторых, вместо «равновесия» властей Кант выдвигает принцип их координации и взаимодополнения, при котором законодательная власть сохраняет определенный приоритет над властью исполнительной.

Из этой позиции Кант проводит четкое размежевание деспотических и республиканских форм правления. Деспотическим правлением может быть и абсолютная монархия и демократия, так как в обеих случаях субъекты власти (монарх или народ) одновременно создает законы и сам их выполняет. Республиканским управлением может быть конституционная монархия, если в ней исполнительная власть отделена от законодательной. Кант считал, что изменять государственное устройство можно только путем конституционных реформ.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831гг.) исследовал два главных понятия - гражданское общество и государство. Гражданское общество по мнению Гегеля - это определенная совокупность формально равных индивидов, частнособственнические интересы которых тесно переплетены между собой. А гражданское общество - это непосредственно неконтролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.

Гражданское общество является сферой социально-экономической деятельности. Государство - сфера политической деятельности. Гражданское общество представляет свои интересы и принимает участие в делах государства через законодательные органы (парламент).

Рядом с политическими идеями, которые объясняют возникновение и утверждение капиталистических отношений (либерализм) или отстаивают давние общественные порядки (консерватизм), в XVІ - первой половине XІ ст. в Западной Европе развивалось направление общественно-политической мысли, представители которого в своих работах целиком отрицали как давний, феодальный, так и новый, буржуазный, социально-политический порядок, выступая защитниками интересов угнетенных народных масс.