Смекни!
smekni.com

История развития и становления политической мысли (стр. 5 из 6)

Важной чертой славянофильской идеологии стало стремление примирить интересы всех сословий русского общества, добиться социального согласия. Одни идеологи видели основу такого согласия в православии, другие — в общих чертах русского национального характера.

Основу либеральной мысли России составили идеи западничества (Белинский, Грановский, Герцен, Огарев, Боткин и др.), которые связывали будущее российского общества с усвоением достижений западной цивилизации. Часть западников исходила из возможности реформирования российской действительности сверху, выступала против крестьянской революции и в целом отвергала революционную идею (Грановский прямо называл социализм «болезнью века»). Другая часть западников стояла на позициях революционной демократии.

Славянофильство и западничество как течения русской общественно-политической мысли просуществовали до 60-70-х гг. XIX в. После отмены крепостного права вопрос, по какому пути идти Рос сии, во многом утратил свою прежнюю остроту. Отголоски идей славянофильства и западничества можно встретить и в народнических теориях, и в построениях российского либерализма, и в программах будущих социал-демократов.

Революционно-демократические традиции предшествующих поколений продолжили петрашевцы (Петрашевский, Спешнев, Ахшарумов, Момбелли, Достоевский и др.), положившие начало пере хода от дворянской революционной идеи к демократической. Революционно-демократическое крыло петрашевцев выступало за уничтожение крепостного права, самодержавия, провозглашение демократической республики. Петрашевцы высказывали идею уравнительного землепользования, общественной собственности, критиковали капитализм. В среде петрашевцев широко использовались идеи европейских социалистов-утопистов. Сам Петрашевский понимал социализм как догмат христианской любви, который «всегда был в природе человека». Самым значительным препятствием на пути введения социализма петрашевцы считали самодержавие. Общественно-политические взгляды и практическая деятельность петрашевцев подготовили новое поколение российских революционеров-шестидесятников, способствовали распространению социалистической идеи в российском. обществе.

Наиболее значительную роль в развитии политической мысли 50-60-х годов сыграл А. И. Герцен (1812-1870). Он находил социализм способным обеспечить наиболее правильную и разумную организацию экономической жизни, связывал утверждение социализма с уничтожением частной собственности.

Формой перехода российского общества к социализму Герцен считал сельскую общину, она — зародыш будущего социалистического строя. Герцен видел и слабые стороны сельской общины: она ограничивала свободу личности, но одновременно создавала условия для коллективного труда. Для развития общины в ячейку социалистического общества необходимо воздействие на нее передовой социалистической мысли; социалистическое устройство России может стать результатом взаимодействия передовой мысли Запада и сельской общины.

Признавая желательным «переворот без кровавых средств», Герцен приходит к пониманию необходимости социального переворота, став тем самым одним из родоначальников идеи народной революции в революционно-демократическом лагере, одним из создателей народничества.

Своего наивысшего расцвета общественно-политическая мысль революционных демократов России достигла в творчестве Н.Г. Чернышевского (1828-1889). В своих художественно-публицистических произведениях «Что делать?», «Пролог», «Письма без адреса» и др. Чернышевский последовательно отстаивал идеи ликвидации последствий крепостного права, радикального обновления российского общества. Вслед за Герценом и петрашевцами, он считал возможным при переходе к социализму использовать сохранившуюся крестьянскую общину, чтобы ликвидировать буржуазную частную собственность, организовать планируемое в масштабах всей страны крупное промышленное производство, уничтожить разделение труда, свойственное феодализму и капитализму, и на этой основе добиться развития личности и ее способностей. Переоценивая социально-экономические возможности сельской общины, Чернышевский считал ее способной устоять против капитализма, а после свержения самодержавно-крепостнического строя воспринять достижения техники, науки, культуры, сократив тем самым путь России к социализму.

В центре общественно-политической борьбы пореформенной России стал вопрос о форме государственного устройства. Основной формой революционного движения, стремившегося к разрешению его революционными средствами, было народничество. С народничеством — идеологией крестьянского радикализма — связана целая страница политической истории, многие политические и экономические идеи народнических лидеров оказались живучими и были взяты на вооружение большевиками. Так, народники отстаивали тезис об уничтожении частной собственности на землю, передачу ее во владение обществу. Формой такой передачи народники считали раз дел земли поровну между крестьянами, ведение «трудового хозяйства» без эксплуатации. Центральной идеей народнического социализма стала идея уравнительности, а политической ос новой ее реализации идея социальной революции.

Общепринято выделять в зависимости от форм реализации социалистической идеи в России три основных направления в народничестве 60-70-х годов. Первое, пропагандистское, главные идеи которого были заложены в «Исторических письмах» (1868) П. Л. Лавpoвa. Он отводил ведущую роль в социальной революции критически мыслящим личностям, постигшим законы общественного развития и возвысившимся над толпой, мыслящей пассив но, потому что только они в его понимании были в состоянии двигать прогресс, возглавить историческое движение общества. В конце 70-х годов, когда «хождение в народ» исчерпало свои возможности, а в народническом движении стали преобладать тенденции политического террора борьбы, и особенно после убийства народовольцами Александра II, Лавров изменил отношение к террору, признав его целесообразность.

Анархистско-бунтарское направление народничества в течение длительного времени возглавлял М. А. Бакунин. Рассуждения Бакунина заключались в следующем: государство, существовавшее в России, несправедливо и требует уничтожения. В процессе его уничтожения коллективистские инстинкты русского народа получат развитие и воплощение в народ ной революции. Бакунин и его последователи исходили из готовности народа к революции (нищета, рабство, опыт крестьянских войн, выработанный народом идеал общественного устройства). С целью поднятия народа на революцию Бакунин предлагал создавать инициативные группы из революционной молодежи, призывал учащуюся молодежь бросать гимназии и университеты и идти в народ для революционной работы и подготовки «всесокрушительного бунта».

В народничестве имелось еще одно направление: которое принято характеризовать как заговорщическое. Его лидер П. Н. Ткачев вошел в историю политического движения русским бланкистом, целью которого стала подготовка заговора и захвата власти. Основой социалистических преобразований Ткачев также считал крестьянскую общину, трансформированную в коммуну на основе общественной собственности и коллективного труда. После захвата власти, Ткачев предлагал экспроприацию и передачу в пользование всего общества орудий производства, замену конкуренции принципом «братской любви и солидарности», введение всеобщего общественного воспитания, уничтожения семьи, основанной на подчинении женщины, развитие общинного самоуправления при ослаблении центральной власти.

Кроме революционной мысли в России конца XIX в. развивались либеральные и консервативные политические направления. Среди них — неославянофильство, получившее с 60-х годов название почвенничества, общественно-политические воззрения В. С. Соловьева, оказавшие сильное воздействие на последующих мыслителей начала XX века, гуманистическое учение Л. В. Толстого, идеология православной мысли (Юркевич, Новицкий и др.).

Наибольшее внимание сегодня привлекает общественно-политическое содержание идей В. С. Соловьева (1853-1900). На протяжении многих лет Соловьев вступал в конфликты с самодержавием, православной церковью, осуждал стремление господствующих классов к обогащению, видя в этом причины многих социальных зол. Соловьев критиковал пороки буржуазных стран Западной Европы, где существует «эксплуатация труда капиталом, производящая пролетариат со всеми его бедствиями…».

Однако политический либерализм Соловьева ограничивался, его социальными теориями, основное место среди которых принадлежит идее «богочеловечества». Люди, считал ученый, враждебны друг другу по своей природе. В основе этой вражды лежит борьба за существование, за поддержание уровня материальной жизни и она не исчезнет, пока человечество не выйдет из естественного состояния и связанных с ним внешних вещественных интересов. В основе нормального общества по его мнению лежит духовный союз, наиболее полно воплощенный в церкви. Все остальные виды общественных отношений служат материальной средой для осуществления божественного начала, представляемого церковью.