Смекни!
smekni.com

Консервативная партия (стр. 2 из 5)

В области образования консерваторами были приняты также и другие меры, в частности совершенствование системы тестов и экзаменов, повышение квалификации учительских кадров, улучшение состояния дошкольного воспитания и образования, а также увеличение числа мест в дошкольных учреждениях и пр. Вместе с тем, ужесточение требований к обучению не сопровождалось увеличением учительских зарплат, улучшением социальных условий. Ухудшилось состояние школ, расположенных в бедных районах, откуда начался отток преподавателей.

В области здравоохранения правительство поставило цель поднять уровень Национальной службы здравоохранения. В 1991 г. была опубликована "зеленая книга" "Здоровье нации" с изложением предлагаемых мер по снижению смертных случаев от наиболее серьезных заболеваний, после широкого обсуждения которых и были разработаны конкретные шаги правительства. "Хартия пациента" декларировала право равного доступа к медицинским услугам независимо от благосостояния пациента, право на замену лечащего врача, право на информацию о медицинских учреждениях и пр. Важным было провозглашение гарантий получения медицинской помощи в течение определенного срока (но при этом максимальный срок ожидания операции составлял два года). Медицинские учреждения также выводились из-под контроля со стороны местных властей. Им было дано право становиться независимыми учреждениями, получающими финансовую поддержку со стороны правительства и конкурирующими между собой за получение контрактов на обслуживание пациентов. К весне 1997 г. британские больницы превратились в своего рода тресты, при этом более 50 % врачей являлись совладельцами (fimdholders). Вместе с тем, сокращение числа учебных заведений для подготовки медсестер впоследствии неблагоприятно отразилось на положении дел в этой сфере.

Наряду с бесплатной действовала и платная медицина, но ее доля была невелика— лишь 12 % британских граждан принимали участие в частном медицинском страховании. Примечательно, что сам Мэйджор, будучи в ранге министра финансов, предпочел в течение года дожидаться очереди на стоматологическую операцию, вместо того, чтобы обратиться к услугам частного врача. Подавляющее большинство населения страны предпочитало как в области здравоохранения, так и в области образования пользоваться услугами, предоставляемыми государственными службами.

Амбициозная программа в области здравоохранения потребовала увеличения финансовых ассигнований на НСЗ, составивших в 1996-97 году 34,9 млрд. ф. ст.

В целом действуя в русле тэтчеризма, отдавая приоритет частному над государственным, правительство Мэйджора все же внесло определенные новые элементы в сферу социальной политики, направленные на усиление роли государства. При этом главный упор был сделан не на увеличение ассигнований, а на повышение эффективности системы. Так, в частности, в 1993 г. началась реализация специальной программы "Заботясь о людях", целью которой, было предоставление наиболее полной информации о существующих услугах в социальной сфере со стороны попечительских служб с тем, чтобы расширить свободу выбора реципиента. Для того, чтобы способствовать притоку средств в благотворительные фонды и организации были расширены налоговые льготы для частных лиц и компаний на данные цели, выделены значительные средства органам власти на местах для финансирования попечительской деятельности (около 1 млрд. ф. ст. в 1994/95 гг.).

Несмотря на принятые меры по улучшению государственного пенсионного обслуживания и увеличению размеров пенсий, основной упор по-прежнему делался на участие в частных пенсионных фондах и поощрение личных сбережений. В области государственного страхования было несколько улучшено положение инвалидов, одиноких матерей, многодетных семей, а также наименее состоятельных пенсионеров, однако получаемые ими пособия были заметно ниже базовой государственной пенсии. Что касается пособий по безработице, то они продолжали выплачиваться по системе, утвердившейся еще в начале 80-х годов. К концу срока пребывания консерваторов у власти правительством Мэйджора был разработан новый вид пособий безработным — "пособие ищущим работу", согласно которому вводилась проверка нуждаемости, а также более жесткие требования поиска новой работы. Государственные расходы на социальное страхование составляли самую большую расходную статью в бюджете.

Как и при Тэтчер, поощрялось частное домовладение, в том числе с помощью ряда мер по облегчению кредитования, направленных против массовых выселений людей из купленных в кредит домов, а также некоторых других. В 1996 г. уже 67 % населения имели собственные дома.

Сложным оставалось положение в той области, которую консерваторы традиционно называют "закон и порядок". Про шедшая в годы тэтчеризма школу борьбы с беспорядками, забастовками и бурными демонстрациями протеста против введения "подушного налога" полиция была к началу 90-х гораздо лучше подготовлена и экипирована, чем десятилетием ранее. Однако опросы общественного мнения показывали, что рядового гражданина интересовал не показ по телевидению едва ли не ежедневных сражений полиции с демонстрантами, а присутствие дружески настроенного полицейского на своей улице. Показатель доверия общества полиции неуклонно снижался. Кроме того, в начале 90-х вскрылась целая серия незаконных осуждений подозреваемых (наиболее нашумевшее среди них — дело так называемой Бирмингемской шестерки), которые были отменены решением Апелляционного Суда. При Мэйджоре была создана первая за 10 лет Королевская комиссия для тщательной проверки системы уголовного наказания с тем, чтобы избежать подобных судебных ошибок в будущем.

Еще одной серьезной проблемой была переполненность британских тюрем: к осени 1993 г. в них содержалось 47 тысяч человек (на 12 тысяч больше расчетной вместимости). Это приводило как к восстаниям заключенных (например, весной 1990 г. в Манчестере — самое долгое, 25 дней, и наиболее разрушительное восстание в британской тюрьме на протяжении всего XX века), так и к протестам со стороны Ассоциации тюремных надзирателей, даже пытавшихся в 1993 г. прибегнуть к забастовке, отказавшись принимать заключенных. Это явилось причиной решения правительства реформировать систему исполнения наказаний. Следует отметить, что частая смена консерваторами (как Тэтчер, так и Мэйджором) министров внутренних дел (за 5 лет сменилось 5 министров) отнюдь не способствовала улучшению положения в данной сфере.

В начале 1991 г. в духе философии "хартий" были предложены национальные стандарты для содержания заключенных, а также большая автономия для тюремного начальства. Управление над рядом исправительных учреждений передавалось в руки частных компаний, они же приглашались к участию в строительстве тюрем нового поколения. Летом 1992 г. было объявлено о расследовании деятельности руководства полиции, что явилось контрастом по сравнению с периодом пребывания у власти Тэтчер, когда полиция занимала привилегированное положение в британской административной иерархии. Правительство также объявило о кардинальном изменении в системе уголовного наказания: содержание под стражей теперь предусматривалось лишь в "достаточно серьезных случаях", все остальные правонарушения подлежали наказанию штрафами и другими подобного рода мерами. Однако недовольство магистратов, а также кампания, развязанная в прессе, впоследствии заставили правительство отказаться от столь радикального новшества. С приходом на пост министра внутренних дел М. Хауарда в 1994 г. был принят новый закон, регламентировавший деятельность полиции и магистративных судов и наделявший министерство большими правами в вопросах назначения и контроля за деятельностью полиции (что вызвало возражения не только международной комиссии юристов, но и бывших министров внутренних дел). Тем не менее, несмотря на все эти меры рост преступности в стране продолжался.

В годы правления правительства Мэйджора произошел позитивный сдвиг в ситуации вокруг Северной Ирландии. Была достигнута стратегическая договоренность с Дублином о неразжигании страстей в Ольстере и борьбе с терроризмом. В результате длительных переговоров с премьер-министром Ирландской Республики зимой 1995 г. был согласован проект соглашения о создании в Северной Ирландии полномочного парламента, который имел право определить ее статус. Прекращение Ирландской Республиканской Армией террористической деятельности в провинции способствовало установлению временного перемирия. Однако уже в феврале 1996 г. неудовлетворенная ходом переговоров ИРА вернулась к прежней политике, что серьезно осложнило ситуацию в Ольстере.

2. Кризис Консервативной партии

История консервативная партии Великобритании, насчитывает более 130 лет, переживает глубочайший кризис, какого не было за последние два десятилетия.