Смекни!
smekni.com

Понятие, структура и значение политической культуры (стр. 2 из 2)

3) политические традиции и нормы, выкристаллизовавшиеся в ходе исторического развития, на которые ориентируются участники политической деятельности, считая их наиболее правильными и эффективными (право старших по возрасту депутатов открывать первое заседание парламента и т. п.);

4) политические символы и памятники политической культуры (флаги, гербы, гимны, документы и реликвии).

Политическая культура формируется и развивается через усвоение и сохранение людьми определенных норм, стандартов, традиций. Именно люди, усвоив культурные ценности, ориентиры и заняв соответствующие места и роли в политике, делают эту культуру социально значимой. С другой стороны, одной из важнейших функций политической культуры является социализаторская функция, которая прежде всего помогает уяснить, понять человеку, как и при помощи каких средств он может нормально жить в политическом мире.

Виды политической культуры по субъектам:

-политическая культура общества;

-политическая культура личности;

Политическая культура общества вбирает в себя типовые признаки, которые характеризуют политическое сознание и поведение населения, политические стереотипы, которые являются стойкими и превалирующими. Она - явление динамическое, развивающееся, обогащающееся, чутко реагирующее на изменения в реалиях окружающего мира. Политическая культура существует в системе отношений сменяющих друг друга поколений, включает в себя сформировавшиеся в течение многих десятилетий политические традиции, идеи, концепции о взаимодействиях между различными общественно-политическими институтами, действующие нормы политической практики и др. Она как бы воплощает противоречивое единство настоящего, прошлого и будущего, которое может быть разрешено за счет умения личности критически переосмыслить прошлое, оценить настоящее и искать выходы из сложных ситуаций, проектируя будущее.

Политическая культура общества включает политические ориентации и установки разных групп людей в отношении существующей социально-экономической системы, политические принципы взаимоотношений человека, общества, государства. В политическую культуру входят приобретенные обществом ценности по созданию государственности, их развитию, защите и сохранению.

Политическая культура личности отражает меру овладения ею системой политических отношений, уровень зрелости ценностных мотиваций ее политического поведения. Иначе: политическая культура личности - это обусловленный ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения или стиль его деятельности как субъекта политической власти.

Характер политических ориентаций личности (истинные или ложные знания о политических объектах; эмоциональная связь с политическими явлениями; суждения и мнения о политических объектах, требующих применения к ним оценочных критериев), а также ее политических нормативных установок определяется господствующими в обществе фундаментальными взглядами на человека, общество и мир в целом.

Наличие индивидуальных отношений к политическим явлениям и процессам создает личность как политического субъекта, осознающего свой гражданский долг и соединяющего внутренне значимые идеи (свобода, равенство, справедливость, достоинство и др.) с пониманием реальных средств их осуществления в конкретной политической системе, при определенном политическом режиме.

В современном обществе важнейшую роль в процессе политической социализации, а также в процессе формирования и развития политической культуры в целом играют средства массовой информации.

Особенности российской политической культуры

Политическая культура России имеет свои характерные черты и особенности. Главное, пожалуй, состоит в том, что Россия представляет своеобразную цивилизацию, с присущими ей политическими ценностями, традициями, менталитетом людей. Не случайно, еще Н. Бердяев обращал внимание на то, что “противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории –- Восток и Запад”. “Евразийцы” (Н. Трубецкой, В. Ильин, Л. Карсавин) и другие исследователи рассматривают и анализируют Россию как Евразию, особое географическое и культурное пространство

Современную политическую культуру нашего общества можно рассматривать в трех ракурсах: 1) выявление истоков ее возникновения, анализ прошлого политического опыта, традиций, менталитета; 2) изучение ее современной структуры, определение ценностных ориентиров, выявление проблем формирования и воздействия на общество; 3) обозначение тенденций и приоритетов развития политической культуры, определение ее места и роли в мировой цивилизации.

1. Политическая культура нашей страны в историческом плане весьма уникальна и самобытна. Для нее характерно наличие множества субкультур, обусловленное географическими, этническими и конфессиональными факторами. В качестве основополагающих ценностей прошлого политического развития до нас дошли идеи самодержавной государственности, позволяющей существовать и развиваться различным регионам, народам и национальным общностям. На протяжении многих веков существовало централизованное Российское государство, которое, по сути, предопределяло политическое развитие общества и индивида.

Характерным для нашей истории было слияние с государством церкви, которая являлась элементом государственности. Православная церковь сыграла значительную роль в формировании многонациональной Российской империи и того духа соборности, русского мессианства, который стал неотъемлемой чертой полити­ческого мышления того времени.

Особый отпечаток на политическую жизнь, культуру наложила коллективная форма общежития русского крестьянства — община, препятствовавшая становлению индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни.

В 60-е гг. XIX в. в стране возникают благоприятные условия для развития политической культуры. Было ликвидировано крепостное право, началось формирование новых социальных сил: буржуазии и разночинной интеллигенции, осуществлялась масштабная правовая реформа. Однако революция 1917 г. остановила данный процесс.

Большевики взяли курс на построение тоталитарного государства. Огосударствление всех сфер жизнедеятельности общества было доведено до предела. Политическая культура приобрела сугубо авторитарный, этатистский характер. Роль и функции, которые в обосновании русской государственности выполняло православие, перешли к марксизму-ленинизму, ставшему единственной и безраздельно господствующей государственной идеологией- Интересы отдельной личности полностью подчинялись интересам государства. Советская правовая система в целом базировалась на идее обязательства человека перед государством. Роль закона была сведена практически на нет, так как принципиальные положения устанавливались партийными директивами, а конкретные вопросы правовой регламентации разрешались в ведомственных нормативных актах органов управления.

С середины 50-х гг. в стране начались процессы либерализации, приведшие в конечном счете к распаду СССР и изменению основополагающих ценностных ориентиров и стандартов поведения, лежащих ранее в основе российской государственности.

2. Формирование новой политической культуры в ее системном виде фактически началось с принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. Процесс этот сложный и болезненный, связанный с ломкой стереотипов, приобретением новых качеств, и все это на фоне социально-экономического и духовно- нравственного кризиса. Низкий уровень политической культуры объясняется не только идеологическими факторами, но и отсутствием опыта демократического участия в управлении и принятии политических решений, поскольку многие институты гражданского общества находятся в процессе становления.

Сегодня, как и многие годы назад, политическая культура России страдает антиномичностью, так как каждый базовый ее элемент имеет свою антитезу (этатизм и анархизм, боязнь власти и нарушения законов, верноподданичество и крайний радикализм). Она является внутренне противоречивой, ибо наряду с сохраняющимися ценностями общинного коллективизма, групповой справедливости устанавливаются нормы, ориентирующие на развитие индивидуальной творческой, предпринимательской инициативы и активности. Характерными чертами российской политической культуры являются ориентация значительной части населения на личности политических деятелей, кампанейский подход к решению политических проблем, склонность к несанкционированным формам политического протеста.

3. События последних лет, в частности становление правовой системы, развитие федерализма, совершенствование законотворческого процесса, поиски компромисса между законодательной и исполнительной властью, функционирование многопартийной системы и другие позитивные элементы, позволяют сделать оптимистический прогноз развития политической культуры в России. Здесь важно отметить, что в ряду важнейших направлений в этом плане должны стать последовательное укрепление индивидуальной и общественной духовной свободы, создание реальных механизмов для проявления гражданской политической активности людей, вовлечение их в управление государством и контроль за его деятельностью.

Говоря о специфических и самобытных чертах российской политической культуры, нельзя забывать о достижениях мировой цивилизации. Необходимо шире и интенсивнее использовать политический опыт, накопленный как внутри страны, так и вне ее. Перспективы развития российского общества зависят от достижения органического сочетания рыночной экономики, политической демократии, исторических традиций государственности, гуманистических естественно-правовых начал.

Литература

1.КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПОЛИТОЛОГИИ.

Лекция 14. Политическая культура. Учебное пособие для студентов Уфимского филиала ВЗФЭИ.

2. Алмонд ГА.. Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии/Политические исследования. 1992. № 4. С.128.

3. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 338.

4. Пугачев В.П.. Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995. С. 249.

5. А.А. Радугина К.А. Радугин "Социология": курс лекций М.1995 г.