Смекни!
smekni.com

Предмет и методы политологии (стр. 6 из 14)

Характерные черты политической системы демократического типа:

— правление большинства;

— свобода критики и оппозиции правительству;

— защита меньшинства и, в свою очередь, его лояльность политическому сообществу;

— право народа на участие в решении государственных дел; уважение и охрана права человека.

Характерные черты авторитарной политической системы:

— использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности;

—ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

— централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;

— сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.

Характерные черты тоталитарной политической системы:

— отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;

— стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью (Ф. Хайек);

— ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;

— радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.

№ 22. Структура политической системы Украины

Политическая система современной Украины ведёт отсчёт от выборов в Верховный Совет 1990 г. на основе нового избирательного закона, подорвавшего монопольное положение КПУ в стране. Она включает в себя как элементы советской тоталитарной, так и некоторые структуры демократических систем.

Сегодня в Украине, как и других странах СНГ, стоят задачи демократизации политической системы. Они включают в себя прежде всего, решение следующих задач: 1)разгосударствление экономики; 2)отказ государства от вмешательства в социальную и личную жизнь; 3)создание механизма обеспечения экономических, социальных и гражданских прав человека; 4)строительство демократического государства, в основе которого принципы: разделение властей, равенство всех граждан перед законом; 5)перестройка внешней политики на основе принципов равной оборонной достаточности, баланса интересов; 6)формирование демократической политической культуры, преодоление узости классового подхода к политике, группового эгоизма; 7)формирование престижа политики и власти в общественном с0знании; уважения граждан к закону, авторитета закона и власти. Процесс демократизации политической системы проходит весьма противоречиво. Это связано как с объективными, так и с субъективными трудностями, противоречиями, недостатками. Прежде всего следует отметить неблагоприятные экономические условия политической реформы. К ним относятся: 1)сокращение экспорта и импорта, нарушение хозяйственных

связей в результате распада единого народнохозяйственного комплекса; 2)зависимость экономики от военно-промышленного комплекса, кризис кредитно-денежной системы и др. Естественно, что в этих условиях трудно обеспечить государству реализацию прав человека, разгосударствление экономики. Ведь экономические условия порождают социальные противоречия. Последние выражаются в росте национализма в политике, политическом противостоянии различных социальных сил. Явно обозначилось стремление предпринимателей добиваться своих экономических интересов за счёт интересов народа. Среди субъективных препятствий на пути демократизации политической системы в Украине (как и других странах СНГ) можно назвать сохранившиеся элементы тоталитарного мышления в массовом сознании (низкий авторитет закона, политическая пассивность); авторитарный стиль руководства, выражающийся в стремлении динамиичного принятия решений, в игнорировании гласности; низкая политическая культура. Процесс реформирования политической системы Украины всё еще далек от завершения.


№ 24. Тоталитаризм: идейные истоки, социальные предпосылки, основные методы

Тоталитаризм как тип политической системы возник в ХХ в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). В неполитическом знании этот термин издавна использовался многими учеными. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движенияМуссолини в 1925 г. В конце 20-х гг. английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР. Теория тоталитаризма складывалась в 40–50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Она широко использовалась Западом в целях идеологической борьбы против коммунистических стран. Первые классические теоретические исследования по проблемам тоталитаризма – работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944) и Х. Аренд «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура иавтократия» (1956), в котором сделана попытка эмпирически обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и другие однотипные политические режимы. Более поздние попытки создать эмпирическую, построенную базе реальных, Хотя тоталитаризм становится реальностью лишь в ХХ в., его идейные истоки уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и прежде всего идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до н.э. Гераклит считал, что, обладая мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами». Достаточно детальное обоснование тоталитарные модели государства получают у Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Сен-Симона, Ж. - Ж. Руссо. В более позднее время они развиваются в трудах Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина и других мыслителей. Несмотря на глубокие содержательные различия, тоталитарные концепции имеют общую логику. Как отмечал Н. А. Бердяев, первоистоки тоталитаризма следует искать в политизации утопии. Идеальные образы совершенного, гармоничного строя – утопии – играют огромную роль в истории.

Большей части осуществимы, но непременно в извращенной форме. В тоталитарной модели привлекательная утопия отождествляется с абсолютной истиной. Это позволяет рассматривать все остальные теории и взгляды как заблуждения или сознательную ложь, а их носителей – либо как врагов, либо как темных или заблудших людей, требующих перевоспитания. Именно с вопроса об отношении к собственному учению, его критике, к другим социальным идеям начинается разрыв тоталитаризма с рационализмом, на почве чего вырастает тоталитарное стремление к «математически совершенной жизни Единого Государства», к «математически безошибочному счастью». Претензия на монопольное обладание истиной обусловливает в конечном счете историческую обреченность тоталитаризма, его невосприимчивость к идем и требованиям, не укладывающимся в рамки официальных догм. Тоталитарная утопия представляется в форме идеологии, обосновывающей цели коллективных действий. Дальнейшая логика формирования тоталитарного строя примерно такова. Общие цели конкретизируются и реализуются с помощью экономического и социального планирования. Общие предпосылки тоталитаризма достаточно разнообразны. Это – индустриальная стадия развития; нарастание рациональности и организованности в жизни общества; появление монополий и их срастание с государством; этатизация общества, особенно усиливающаяся во время войн: массовое коллективистско-механистическое мировоззрение; эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональны общественных преобразований; психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащитность и одиночество; острый социально- экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения; появление многочисленных маргинальных слоев.

№ 28. Понятие демократии, основные принципы и ценности демократии

Понятие и основные принципы демократии.

Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде всего гражданин и народ

Основными принципами демократии являются:

1) политическая свобода - свобода выбора общественного строя и формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5

Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение - на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;

2) равноправие граждан - означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект равноправия — равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют одинаковые возможности для их реализации;

3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения - предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих органов;