Смекни!
smekni.com

Пути и направления формирования политической культуры (стр. 3 из 5)

Отметим также, что многообразие региональных политичес­ких субкультур наблюдается и в пределах отдельных государств. Например, в современной России возможно выделить политические субкультуры Москвы, Санкт-Петербурга, национальных респуб­лик-субъектов РФ, а также центрально-черноземного, южного, ура­ло-сибирского и дальневосточного регионов.

С учетом регионального фактора возможно также различать городскую и сельскую политические субкультуры;

г) религиозно-политические субкультуры. Отличаются тесным переплетением религиозной и политической сфер общественной жизни. Существенным влиянием религиозных установок на политические ориентации и поведение субъектов политики.

Например, такие субкультуры в пределах Российской Федерации наблюдаются на Северном Кавказе, а также в Поволжье, Татарстане, Калмыкии и некоторых других регионах.

Носителями религиозно-политических субкультур могут выступать и определенные возрастные категории граждан;

д) этнополитические субкультуры. Характерны для государств, имеющих неоднородный национальный состав.

В этом плане наиболее распространены политические субкультуры национальных меньшинств. Носителями таких субкультур являются, например, греки в Турции, алжирцы во Франции, баски в Испании, индейцы и отчасти негры в США, коренные народы Ceвepa, Сибири и Дальнего Востока в России и многие другие.

Политические субкультуры национальных меньшинств имеют особенно ярко выраженный характер в тех случаях, когда какое-либо этническое меньшинство дискриминируется;

е) молодежная политическая субкультура. Ее основными носителями является учащаяся (и в первую очередь студенческая) молодежь.

Данной субкультуре присущи: эмоциональное восприятие политической жизни общества; противоречивое многообразие политических интересов и поведения.

Ввиду отсутствия достаточного жизненного опыта носителям этой субкультуры свойственны также: политическая неразборчивость; высокий уровень «внушаемости»; эклектичность, - т. е. механическое соединение разнородных политических взглядов, теорий, идейных направлений.

Но именно в недрах молодежной политической субкультуры нередко вызревают многие будущие политические нововведения, впоследствии утверждающиеся в обществе.

Именно молодежная субкультура выступает в качестве принципиальной оппозиции какой бы то ни было власти. Именно молодежь потенциально является одной из наиболее инициативных и активных общественно-политических сил.

Немаловажно и то что первичная политическая социализация практически всех профессиональных политиков и общественных деятелей происходит именно в рамках молодежной политической субкультуры.

Возникает вопрос: а существует ли общечеловеческая политическая культура? Ведь человечество представляет собой чрезвычайно пеструю социально-политическую общность. В наше время более чем 6 миллиардов землян разделены примерно на 1 тысячу народов, говорящих на более чем 5 тысячах языках и проживающих в государствах, общее количество которых приближается к 200. Соответственно «Среда жизни» людей «разрезана» многими тысячами километров государственных границ. На пути к политико-культурному единству человечества имеются и другие серьезные препятст­вия: 1) политические режимы; 2) военно-политические и экономиче­ские международные блоки; З) расовые, религиозные и территориальныe противоречия и др.

Не преодолено и главное, наиболее серьезное противоречие современности - разрыв в уровнях жизни и технико-экономического развития между «элитными» государствами планеты (североамериканскими, западноевропейскими, Японией и некоторыми другими) и «остальным миром». В первой половине 1990-х годов на долю 20 % наиболее богатой части населения планеты приходилось 83 % миро­вого дохода, а на долю остальных 80 %; землян - 17 %, причем на до­лю 20 % беднейшей части населения мира - всего 1,4 %. При этом раз­рыв между 20 % наиболее богатых и 20 % наиболее бедных на нашей планете растет: в 1960г. он составлял 30:1, а в 1990г. - уже 60:1.

И все же общечеловеческая политическая культура медленно, но неуклонно становится реальностью

Эта культура просматривается через целую группу политических универсалий (в буквальном переводе с латинского «универсалис» означает «всеобщий»).

Под политическими универсалиями следует понимать ряд черт, характерных для значительного большинства государств планеты и известных политических субкультур.

К числу наиболее отчетливых общечеловеческих политико-культурных универсалий относятся следующие:

1. Общечеловеческие политические ценности и принципы.

Они признаются как минимум декларативно в масштабах всего меж­дународного сообщества. К ним относятся, например, мир, свобода, правопорядок, демократия, суверенитет, права человека, равно­правие в международных отношениях и многое другое.

2. Международный политический язык. В нем отражены об­щечеловеческие политические ценности и их содержание, а также наиболее значимые для всего человечества направления глобально­го политического процесса.

Ключевыми словами международного политического языка являются, например, ассоциация, парламент, паритет, гарантия, гуманизм, партия, экология, референдум, конверсия, конституция, бюрократия, тоталитаризм и др.

3. Международная политическая символика. Она тесно связана с политическим языком. Но эта универсалия обладает настолько ощутимым эмоционально-психологическим воздействием, что есть все основания для ее выделения.

В международной политической жизни такая символика представлена, например, рядом эмблем, смысл которых однозначно воспринимается всеми людьми.

Так, изображение земного шара символизирует единство человечества и уникальность, хрупкость мира, в котором мы живем. Изображение голубя символизирует миролюбие, жизнь без войн и насилия.

Определенной символичностью в мире политики обладают и некоторые цвета. Голубой цвет - символ миротворчества, защиты. Белый цвет - символ помощи, чистоты помыслов и действий. Зеленый цвет - символ жизни, экологии, общности человека и природы .

4. Существование и функционирование международных политических организаций. Их деятельность во многом способствует утверждению общечеловеческой политической культуры, координации глобальной политической жизни.

5. Международное право. Оно во многом регулирует отношения между государствами и другими объектами международных отношений, «облагораживает» их, опираясь на достижения политической культуры и исторический опыт политических взаимоотношений.

6. Глобальная политическая интеграция (объединение). Она пока имеет форму тенденции. Вызвана обострением глобальных проблем современности, решение которых возможно лишь при условии объединенных усилий всего человечества.

7. Глобальная распространенность государства как политического института. Этот институт представляет собой политико-организационный «фундамент» человеческой цивилизации.

8. Политический абсентеизм (негативная универсалия), т. е. политическая пассивность, аполитичность, политическое равнодушие.

В современной политической жизни активно участвует лишь 35-50 % взрослого населения планеты.

9. Политический регионализм (негативная универсалия). Он существует как бы «параллельно» глобальной политической интеграции. Дело в том, что современный мир еще весьма противоречив. Он состоит из множества государств. А их внешняя политика строится с первоочередным учетом интересов своих граждан (национальных», жизненных). Несовпадение интересов массы совре­менных государств побуждает их искать и объединяться с потенциальными союзниками.

Поэтому в мире по-прежнему создаются и действуют множе­ство регионально-политических (Европейский Парламент, Органи­зация Американских государств, Лига Арабских государств, Орга­низация Африканского Единства и др.) и военно-политических (НА­ТО и др.) организаций и блоков.

10. Политическое насилие (негативная универсалия). Оно присутствует в жизнедеятельности человечества на протяжений всей его истории. Его питательной средой является столкновение не­совпадающих политических и иных интересов, стремление либо удержать власть, либо добиться ее. По меньшей мере косвенное по­литическое насилие, - в виде психологического, экономического, дипломатического давления; информационной цензуры; навязыва­ния определенной идеологии; угрозы применения силы к оппозиции; политически корыстного законотворчества, - будет существовать до тех пор, пока будут иметься политические противоречия и несовпадение политических интересов людей.

Даже представленные универсалии (а их гораздо больше), таким образом, позволяют констатировать реальность общечеловече­ской политической культуры, ее развития по определенным параметрам, в определенном русле.

2.2 Политическое сознание: общая характеристика

Роль и функции политического сознания

Политическая культура имеет две стороны: духовную и практичес­кую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание.

Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, общественными классами). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.

Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни.