Смекни!
smekni.com

Региональные конфликты - Югославский конфликт (стр. 2 из 10)

Расцвет косовской архитектуры и искусства, пришедшийся на начало ХIV века, был прерван вторжениями турецких войск, продвигавших границы своей империи все дальше на север Балкан. В 1371 году сербские войска были разбиты на реке Марице, и турки продвинулись к коренным областям соперничавшей с ними Сербии. В 1389 году на Косовом поле произошла знаменитая битва между турецкими войсками султана Мурада I и сербским ополчением князя Лазаря, в которое входили албанские отряды из подвластных Сербии земель[5]. Сербы проиграли битву и вынуждены были признать вассальную зависимость от Османской империи. Косово после этой битвы стало символом сербского сопротивления турецкому завоеванию, символом сербского героизма. Это нашло отражение в эпосе, литературе, искусстве и занимает особое место в сербском коллективном сознании. На территории Косово находится огромное количество памятников сербской культуры – православные церкви и монастыри.Южные сербские земли, включая Косово и Метохию, попали под прямое иго и очень быстро пришли в запустение. Сокращение православного населения в исконных районах его проживания стало важным следствием турецких завоеваний. Турецкие правители заселяли опустошенные юго-западные районы Старой Сербии мусульманским населением, преимущественно турками и албанцами из горных областей Албании. Туркам удалось закрепить многочисленное мусульманское население в важных со стратегической точки зрения районах Вардарской Македонии, Косово, Метохии, Санджака и Боснии. Этот мусульманский коридор как бы делил надвое область расселения сербов и черногорцев. Спасаясь от массовых злодеяний турецкого войска и албанских чет, часть сербов покидала родные места, другие же принимали ислам, что приводило к их постепенной исламизации. Стоян Новакович, посланник Сербии в Константинополе, писал в 1898 г. министру иностранных дел Турции о злодеяниях албанцев над христианским населением сербской народности, которые преследовали цель “тот народ истребить в тех краях”: “Арбанасы, хорошо вооруженные и почти уверенные, что не будут наказаны, дали полную свободу своим набегам, поскольку их фанатизму и их необузданной ненависти ничего не стоит на пути. Убийства и грабежи случаются каждый день… Число беженцев, которые переходят границу, чтобы спасти свои жизни, огромно, и оно растет каждый день. По данным Королевского правительства, за короткое время, только за несколько месяцев прошлого лета и зимы в санджаках Приштинском, Ново-Пазарском, Печском и Призренском было совершено более 400 преступлений – убийств, поджогов, разбойных нападений, осквернений храмов, насилий, захватов, грабежей”.С этого момента пустующие земли начали заселяться албанцами, которые приняли мусульманство и стали возводить новые культовые постройки.Освободительное движение сербов до конца XVI века вытекает из постоянного сопротивления народа и его отказа принять турецко-исламскую власть.К сожалению, практически все стороны, вовлеченные в Югославский конфликт, активно эксплуатируют собственную национальную историю в качестве идеологического инструмента для оправдания своих сегодняшних позиций. Так, албанцы утверждают, что их предки появились в Косово за тысячу лет до прихода туда сербов. Эту версию трудно как доказать, так и опровергнуть. До прихода славян на территорию сегодняшней Югославии там проживали романизированные иллирийцы. Историки спорят, являются ли албанцы (или, по крайней мере, геги – северная подгруппа албанского этноса) потомками иллирийцев или же их предки фракийцы-христиане пришли на место сегодняшнего обитания в VII веке из Северной Болгарии, спасаясь от тюрко-язычных булгар. Иными словами, исторические претензии косовских албанцев на Косово могут оказаться не менее обоснованными, чем сербов.Исследования в области археологии, этнологии, лингвистики и других дисциплин показывают, что нет оснований для утверждений о том, что албанцы населяли территорию современного автономного края Косово до сербов. Между тем, албанская националистическая историография без какого-либо серьезного научного обоснования выдвигает тезис о том, что "сербы в Косово застали албанцев", из чего делают вывод, что им принадлежит "историческое право" на эту территорию.Те государства, которым было не выгодно усиление сербских позиций и образование сильного южнославянского государства, всячески поощряли появление движения албанцев, которое во время двух мировых войн служило силам, потерпевшим поражение. Так возникла одна из самых важных характеристик албанского сепаратизма - постоянное желание извлечь пользу из международных кризисов, стремиться к дестабилизации в регионе и предлагать союзничество различным, как правило, гегемонистским и империалистическим группировкам. Такую стратегию албанский сепаратизм сохранил и в настоящее время.Албанский сепаратизм - политический фактор с глубокими историческими корнями, а его современные размеры и формы - продукт многочисленных локальных, региональных и глобальных обстоятельств. Константой всех этих событий является насильственная албанизация Космета: или заселение исламизированных албанцев из Албании, изгнанием коренного сербского населения, или ассимиляцией. Основная идея современных албанских сепаратистов - такая численная экспансия и высокий прирост населения в выгодный политический момент станут решающими факторами в пользу отделения Космета и присоединения к Албании, несмотря на то, что албанцы здесь когда-то были маргинальной этнической группой и на этой территории никогда не имели государственного суверенитета[6].Нет убедительной возможности доказать, кто первый начал осваивать данный регион, кто внес в него наибольший вклад. Сам вопрос о первенстве не имеет ответа, поскольку поставлен некорректно. Ответ на него нужно начинать с того, откуда и когда появились мусульмане на Балканах. Вероятно, это ключевой вопрос в определении отношений сербов и албанцев в 20 веке.Дело в том, что в Косово и конкретно на Косовом поле могло не быть конфликтов между сербами и албанцами, до того периода времени пока данный район не попал под контроль Османской империи. Можно даже представить некую патриархальную идиллию мирного крестьянского коллективного труда сербов и албанцев. Драматическое разделение двух народов начинается именно с конца XIV века. Суть разделения в том, что социокультурно неопределенное албанское и сербское население, стало формироваться по различным социокультурным стандартам. Если сербы во многом остались самостоятельными и сохранили реликтовое влияние византийских стандартов, то албанцы стали целенаправленно перерабатываться на основании мусульманских принципов. Именно начиная с этого времени, идет резкое разделение албанцев и сербов.Истоки конфликта сербов и албанцев в Косово 1998 - 1999 годов, лежат в конце XIV века. Текущий конфликт не есть историческое недоразумение. Они есть итог большой работы проделанной мусульманской социально-культурной системой, по формированию своего анклава на Балканах. Этот анклав носит конфликтный характер по своей сути.В историческом оправдании претензий на ту или иную землю трудно найти смысл – ее судьбу должны решать живущие на ней люди. 1.2. История возникновения конфликта:Албанцы на протяжении столетий стремились к созданию собственного государства, а объективно на пути его создания вставали три силы: Турция, до 1912 года контролировавшая территорию их проживания; сербы, чьи интересы распространялись на территорию Косово и Македонию, отчасти населенную этническими албанцами; и Италия, неоднократно пытавшаяся закрепиться военным путем на столь близком к ней берегу. Стоит напомнить: после поражения Австро - Венгрии в Первой мировой войне Италия, воевавшая на стороне Антанты, потребовала возвращения своей исторической области Далмации, где значительную часть населения составляли хорваты. Не желая уступать эту территорию, хорваты предпочли объединиться с родственными по языку сербами в единое государство, названное в последствии Югославией. Впервые идея о необходимости осуществить для албанского народа свое право на самоопределение появилась в виде требования создания специального албанского вилайета (области) во времена Османской империи. Албанцы были главным оружием Турции в деле подавления свободы и национальных движений христианских народов на Балканах, которые боролись за воссоздание своего национального государства.В результате Балканских войн начала века с гегемонией Турции на Балканах было покончено. Общий враг исчез. Албанцы создали свое государство. В 1913 году Республика Албания, получила международное признание. Косово подверглось аннексии со стороны Королевства сербов, хорватов и словенцев. Эти земли Сербия и сейчас считает своими, а албанцы с этим не могут согласиться[7].После провозглашения независимости Албании в 1921 г.,ее территориальные претензии по отношению к Сербии не только сохранились, но и усилились. С середины 30-х годов Албания стала еще и полигоном стратегических интересов фашистских Германии и Италии. В годы второй мировой войны, сражаясь на стороне фашистских оккупантов, албанцы продолжали террор против неалбанского населения, который фактически можно приравнять к геноциду. Этнические чистки сербов осуществлялись в эти годы в устрашающих размерах.После второй мировой войны Косово получило широкую автономию в составе Сербии, которая в свою очередь была частью Социалистической Федеративной Республики Югославия.В начале века русский правовед и историк А.С.Ященко отмечал, что превращение унитарного государства в федерацию есть шаг к его распаду. Югославия, являясь многонациональной федеративной республикой, стала жертвой федерализма.Отдельные политические группы албанского национального меньшинства упорно добиваются отделения Косово и Метохии от Сербии и с этой целью все более открыто прибегают к непризнанию законных властей, насилию и терроризму. Международная поддержка необходима им, прежде всего для создания "Республики Косово" как переходного решения, а потом - "Великой Албании", которая является их настоящей целью и которая бы, кроме значительной части СР. Югославии (и Сербии, и Черногории), включала части Македонии и Греции.В этом суть так называемой косовской проблемы. По своей политической сути "косовская проблема" - это сепаратизм лидеров и политических группировок национального меньшинства, что полностьюпротиворечит международным нормам[8].В Косово проявляется крайний и агрессивный албанский национализм, сопровождаемый демографическим взрывом и попытками только логикой больших чисел осуществить право на реализацию сепаратистской цели - выхода территории Космета из состава государственной территории Сербии и присоединения ее в дальнейшем к Албании. При этом забывается, что с этой территории под давлением албанского террора выехало более 200 000 сербов, а на их место только с 1945 года до сегодняшнего дня с благословения тогдашних югославских властей поселились от 350 000 до 400 000 людей, бежавших из Албании. Таким образом, долгое время насильственно менялась этническая структура населения в Космете, создавались условия для того, чтобы албанцы выступили на международной политической сцене с требованием предоставить им отдельное государство.В социалистической Югославии федеративным отношениям всегда уделялось большое внимание. Югославиягордиласьдостижениямивобласти межнациональных отношений. Особенно чутко руководство страны относилось к 25 этническим группам, национальным меньшинствам, которых даже стали называть по-новому - народность. В стране выходило 150 газет и журналов на языках национальных меньшинств. В крае Косово существовало 904 албанских начальных и 69 средних школ, университет. Каждое десятилетие приносило существенное расширение прав автономии[9]60-е годы После Второй мировой войны Косово получило статус национальной области в составе Сербии. В 1963 г. Косово становиться автономным краем. Тем не менее, учащаются случаи столкновения албанцев с сербской полицией. Борьба с албанскими диссидентами возложена на югославское УГБ (аналог КГБ в СССР). Происходит массовая эмиграция албанцев, в том числе в Турцию. Албанцы действовали уже активнее – устраивали провокации и диверсии, оскверняли сербские церковные и культовые памятники, запугивали православное население. В 1968 г. в крае произошли массовые выступления, демонстрации националистической албанской молодежи, которые были разогнаны полицией. Служба государственной безопасности отмечала, что националистические настроения ширятся по Косово, охватывая ряды интеллектуалов, студентов и школьников. В одном из сообщений министерства внутренних дел Сербии, составленном на основании данных краевого отделения внутренних дел в 1966 г., подчеркивалось: “В средних школах, средних специальных учебных заведениях, гимназиях и учительских школах молодежи легально преподают национализм… Враждебная активность растет. И таких акций в последнее время становится все больше… - организаций бойкота, физических нападений на лиц черногорской и сербской национальности, угроз и принуждений к отъезду с этой территории, открытых враждебных выступлений в общественных местах”.

Принятая в 1963 г. Конституция была, бесспорно, противоречивым законом: с одной стороны, поднимался статус национальных меньшинств, которые стали называть народностью, а автономные области, в частности Косово, получили статус краев. С другой стороны, принижалось значение нации в политической системе. Руководство страны пыталось построить новое, так называемое самоуправленческое общество, поэтому в измененной структуре парламента не нашли отражения принципы учета интересов народов и народностей, населявших Югославию. Но в многонациональной стране нельзя было не учитывать требования населяющих ее народов. Поэтому с 1967 г. по 1971 г. было принято 42 поправки к Конституции, которые увеличивали суверенность прав республик и краев и сужали компетенции федерации[10]. Предполагалось, что такими изменениями будут сняты причины межнациональных конфликтов. Однако предотвратить развитие националистических выступлений в стране не удалось.