Смекни!
smekni.com

Роль идеологии в системе государственного управления (стр. 2 из 3)

Законодательное закрепление основных идеологических принципов подразумевает их обязательность для всех членов общества и одновременно с этим способность оказывать влияние на них, т.е. государственная идеология, принципы которой закреплены в Конституции, становится обязательной для всех граждан и оказывает влияние на общество. Что подтверждает правильность определения идеологии, приведенного в Советском энциклопедическом словаре. Кроме того, эти принципы защищаются государством, всей его мощью и всеми имеющимися в его распоряжении методами и инструментами.

Однако это влияние не носит односторонний характер. Общество также оказывает свое влияние на идеологию как на стадии ее формулирования, так и в процессе ее развития, так как она не является статичной. Причем последнее определяется тем, что развитие общества, соответствующие ему изменения социально-экономических условий оказывают влияние на идеологию, приводя ее в соответствие с ними.

Значительную роль в процессе влияния общества на идеологию играют институты гражданского общества. Их многообразие, авторитетность, развитость, консолидированность обеспечивают выявление, формулирование и отстаивание интересов и потребностей различных элементов общества, определение общих целей и способов их достижения. А в ходе взаимодействия этих институтов и государства реализуется процесс развития основных принципов идеологии и ее самой.

Следует иметь в виду, что законодательное закрепление основных принципов, положений, прав и обязанностей не означает их прямого и непосредственного действия и соблюдения. В дальнейшем закрепленные в Конституции идеологические принципы развиваются в различных законодательных актах. Это законодательное развитие демонстрирует и реализует государственную политику в соответствии с государственной идеологией, определяя конкретные способы и методы.

Юристы признают, что наличие правовых норм, закрепляющих возможность гражданина беспрепятственно пользоваться конституционными правами и свободами, вовсе не означает автоматическое гарантирование их реализации или охрану и защиту, ибо от принятия закона до его исполнения -дистанция огромного размера. Предоставление права человеку является лишь первой стадией, продолжением которой является стадия их реализации самим человеком. При этом следует учитывать способы и методы этой реализации.

Именно конкретные способы и методы реализации закрепленных в конституции идеологических принципов, раскрывающиеся и развивающиеся в законодательстве, вскрывают идеологическую платформу государственного управления и государственной политики.

В Конституции закреплены лишь основные принципы государственной идеологии. В свою очередь идеология как система различных доктрин, концепций и сформулированных единых для всех принципов, которые могут не иметь нормативного статуса, оставаясь на уровне морали и этики, является связующим веществом всей системы государства, государственного управления и общества. Заполнив собой вакуум между различными законодательными актами, сгладив и объединив различные взгляды, ценности, идеи, существующие в обществе, она придает законченность государству и обществу.

Идеология представляет собой не просто совокупность определенных идей. Это система воззрений на мир, общество и человека, государство и человека, система, определяющая ту или иную ценностную ориентацию (это - хорошо, это - плохо) и линию поведения. Она формируется на протяжении всей истории того или иного общества, впитывая в себя происходящие процессы и перерабатывая их, включает их в свой состав. Ее отсутствие ведет к утрате координат, позволяющих человеку ориентироваться в обществе, и, как следствие, социальная реальность для некоторых оказывается лишенной смысла, а будущее выглядит неопределенно. В зарубежной научной литературе понятие «идеология» идентифицируется с социально-политической доктриной.

Идеология, приведенная в состояние некоего свода нормативных и иных актов, представляет собой совокупность различных по юридической силе документов, ряд философских трудов, экономических теорий, популярных изданий, учебную и методологическую литературу. При этом все перечисленное должно быть объединено единой общественной целью, единой идеей, единым духом, единым путем достижения поставленной цели.

Идеология представляет собой не отстраненную теоретическую концепцию, она является вполне практическим и всеобъемлющим инструментом по определению пути и способов развития общества. Именно благодаря ей граждане знают о векторе движения общества и государства, получают четкую и общую для всех платформу с оценками существующего строя, определяют свое место в мире, в мировой истории. Идеология представляет собой систему воззрений на мир, общество и человека, государство и человека, определяя ценностную ориентацию общества и человека и соответствующую линию поведения, т. е. получают ответы на важнейшие для общества вопросы: кто мы, какова наша роль и куда мы идем в своем развитии. Ответы на эти вопросы, входящие в идеологический комплекс, определяют перспективы общества, для достижения которых необходимо консолидированное усилие большинства членов общества.

Особое место идеология занимает в вопросе легитимности государственной власти. Это связано с тем, что идеология и ее составные части, находящие поддержку у граждан, обеспечивают легитимность государства, усиливают государственную власть, увеличивают эффективность общественных и государственных преобразований.

Разработка того или иного управленческого решения стратегического или тактического уровней подчинена конкретной, но одновременно глобальной цели. Будучи многокомпозиционым и многоуровневым явлением, управленческие решения такого порядка заключают в себе несколько целей, которые могут быть одинаковыми для входящих в состав элементов и уровней, но не являться общими. Конфликт одинаковости цели при отсутствии общей цели для всех элементов, а тем более тех исполнителей, находящихся внизу иерархической пирамиды государственного управления, на долю которых приходится обязанность разработки и реализации оперативных решений, на практике полностью дезавуирует изначальное стратегическое решение. Грамотное использование идеологической базы направлено на ликвидацию этой угрозы, так как она находит свое отражение в управленческом решении стратегического и тактического уровней, становясь их базой и общей целью, а в дальнейшем процессе реализации этих решений объединяет в единое целое решения оперативного уровня. Идеология представляет собой форму мышления своего носителя об организационных комбинациях, присутствующих как на стадии разработки управленческого решения, его принятия, так и на стадии его реализации.

Идеологическая деятельность направлена на формирование и сохранение в общественном сознании определенной системы ценностей и норм поведения. Пока конкретная идеология является господствующей, общество представляет собой единое целое, общественное сознание блокирует оказываемые на него деструктивные воздействия. Однако в случае раскола в обществе, формирования полярных социальных групп возникает ситуация противостояния их идеологий. При этом складывается ситуация наличия одновременно государственной идеологии и идеологии оппозиционных групп, которая может перерасти в стадию противостояния этих идеологий, а также государства и различных социальных групп. Но даже частичная дискредитация существующей идеологии порождает в обществе сомнения в справедливости и легитимности существующего порядка, политического режима, что неизбежно приводит к дезинтеграции общества, утрате государством своего авторитета и поддержки общества.

Мировой опыт показывает, что от идеологической работы не отказывалось ни одно государство, потому что для созидания, осуществления преобразований в стране необходимо опираться на людей, которые привержены выдвигаемой концепции, идеалу, воззрению.

Следует отметить особое место религии в идеологии того или иного государства. Так, светское государство, которое индифферентно относится к верованиям своих граждан, достаточно шатко, так как отсутствует единая духовная, этическая, мировоззренческая концепции членов общества. При этом существует благодатная почва для различных межконфессиональных конфликтов. Эту ситуацию достаточно наглядно демонстрирует история всего человечества, исключением не являются события конца XX- начала XXI в. Практически во всех странах, где принцип светского государства развит максимально, обостряются межконфессиональные конфликты, создаются предпосылки для сбоев нормального развития общества и системы государственного управления. Развитие этнокультурного и межконфессионального конфликтов основано на различиях, а подчас несовместимости идеологий представителей тех или1 иных религий. Результатом чрезмерного увлечения развитием светскости государства и причиной развития неустойчивости государств как систем объединения и управления обществ является потеря законом и власти опоры, заключенной в системе организации самого общества и его жизнедеятельности и тесно связанной с религией. Достаточно подробно проблему светского государства рассматривал Л.А.Тихомиров в своей работе «Государственность и религия» (М., 2002). Анализ роли и влияния религии в системе государственного устройства, государственного управления и идеологии проводится в монографии ТА. Бажана и А.В. Меркурьева «Религиозное и национальное в современном обществе» (Красноярск, 2005).

Объединяя людей в общество, государство представляет его на мировой арене. При этом оно несет в себе его историю, культуру, нравственные позиции, философские и идейные концепции. Их совокупность и единство с комплексом государственных внешне- и внутриполитических интересов позволяет государству быть целостным организмом с четкими интересами и принципами. В противном случае на международной арене выступает только государственный аппарат, представляющий самого себя.