Смекни!
smekni.com

Социально-политические ориентации российской интеллигенции (стр. 2 из 3)

Политические, социально-экономические и идеологические изменения в стране привели к глубоким изменениям в проблематике и стиле исследований в области гуманитарных и социальных наук. Наряду с работами, объективно освещающими светлые и темные периоды в жизни нашей страны, появились теоретические «исследования» идеологов нового реформирования России. В них отрицалось наше прошлое, более того, ставилась задача его разрушения, перечеркивалась более чем 70-летняя история страны, в которой были реальные успехи, достигнутые в самых разных областях, очернялось все или почти все (исключение составляет такой исторический период, как Великая Отечественная война), что было сделано в прошлом предыдущими поколениями.

Со сменой власти от былых убеждений этих лиц (возможно лишь лжи и лицемерия) не осталось следа, и с таким же профессиональным умением эта часть интеллигенции принялась поставлять аргументы против социализма, создавая крайне непривлекательный образ жизни в советское время. Вне всякого сомнения, деформации научной мысли определили негативное отношение части интеллигенции, особенно ее молодого поколения, к социализму, к социальному и историко-культурному наследию советской цивилизации.

А еще совсем недавно писались книги и статьи, в которых интеллигенция обосновывала существование социализма, служила его поддержанию и активно полемизировала с его противниками. Потому что социализму служила власть, которая за разработку идей социализма давала интеллигенции высокие заработки, посты и звания.

Разочарование интеллигенции в социализме вызвало и недовольство бывшей консервативно настроенной советской номенклатурой (партийной и государственной), которая благодаря коммерческой деятельности и связям с крупным бизнесом располагает ныне солидным капиталом и входит в верхушку коммунистической элиты. Ее образ жизни ближе к правящему классу, чем к трудящимся массам.

И, наконец, нельзя не сказать и о том, что на негативное отношение интеллигенции к социализму оказало отсутствие у нее возможности найти адекватное применение своим способностям и знаниям. С уходом социализма интеллигенция, особенно молодая и инициативная ее часть, получила невиданные ранее возможности для проявления самостоятельности, личной самореализации, ответственности за собственную судьбу.

Введение свободного рынка в России затронуло положе­ние интеллигенции самым болезненным образом. В ходе реформ резко снизился уровень жизни большинства интеллигенции. В последние полтора десятилетия подавляющая часть интеллигенции поглощена проблемами элементарного выживания в условиях социальной нестабильности. Большинство массовой интеллигенции — преподаватели вузов, работники науки, культуры — занято в государственном секторе экономики, для которого характерны невостребованность интеллектуального потенциала и крайне низкая оплата умственного труда. Жизненные стандарты и потребительские ожидания массовой интеллигенции являются одними из самых низких в стране. Поэтому она не чувствует себя нужной обществу, не имеет никаких перспектив в стране и, следовательно, лишена права на стабильность общественного положения.

К массовой части интеллигенции примыкает нижний (бедный) слой среднего класса. В него входят «белые воротнички», занятые в государственном секторе экономики. По своему статусу, доходу, уровню и качеству жизни они стоят ближе к бедным, чем собственно к среднему классу. Положение этого слоя интеллигенции крайне неустойчиво, она нередко балансирует на грани разорения. В среде этой части интеллигенции накопился значительный потенциал недовольства социальной политикой власти.

В состав массовой интеллигенции, правда, с большим отрывом от основной ее части, входит сравнительно небольшая часть тех, кто составляет средний слой среднего класса — собственно средний класс. Эта группа интеллигенции успешно вписалась в новую социальную реальность, обеспечила себе нормальный жизненный уровень не только благодаря традиционному для нее труду по своей профессии, но и дополнительным источникам дохода от других видов деятельности.

Значительная же часть массовой интеллигенции не смог адаптироваться к рынку, она негативно относится к либеральным реформам, а ее социальное самочувствие в целом неважное. Поэтому эта группа интеллигенции выступает против сложившейся сегодня в стране модели «возвратного» капитализма (капитализм - социализм - вновь капитализм). А.А. Зиновьев называет эту сложившуюся у нас социально-политическую систему «постсоветизмом».

По разным причинам массовая интеллигенция не вписалась в логику нового развития. Она испытывает ностальгию по советской системе, продолжает стабильно на протяжении ряда лет сохранять привычный уклад жизни, прежние стандарты поведения и политические установки, тесно связанные с нашим ушедшим прошлым.

Весьма значительной части массовой интеллигенции, прожившей большую часть жизни при советской власти в условиях относительного благополучия, спокойствия и стабильности, сложившейся при ней как гражданин и профессионал, имевшей общедоступное и бесплатное медицинское обслуживание и образование, по многим показателям считавшегося одним из лучших в мире, доступ к высочайшим достижениям культуры, серьезные социальные гарантии государства до сих пор ближе, чем построение в нынешней России капитализма в его ранних, малоцивилизованных и жестких формах. В сознании большинства массо­вой интеллигенции он ассоциируется с разворовыванием государственной собственности, разрывом между доходами сверхбогатых граждан и миллионами нищих, образованием социальных контрастов, снижением жизненного уровня большинства граждан, морально-нравственной деградацией общества, беспределом преступности, тотальной коррупцией и взяточничеством.

Проводимый в России курс рыночного переустройства общества стимулирует усиление неравенства, порождая недовольство, связанное с социальной напряженностью. Это вызывает у массовой интеллигенции ощущение постоянной тревоги за то, что происходит в стране.

Отмеченное деление социально-политических предпочтений российской интеллигенции на противников возврата к социализму и противников реставрации капитализма в определенной степени условно. События, происходящие в России за последнее пятнадцатилетие, дают основание утверждать: среди элитарной интеллигенции, в частности предпринимателей, есть немало людей, живущих традициями, привычками и ценностями советского прошлого и не являющихся противниками социализма.

В то же время среди массовой интеллигенции, особенно ее молодого поколения, а также тех, чьи дети превзошли своих родителей по уровню доходов, социальному положению, успешно вписались в рыночную реальность, есть люди, которые в основном разделяют нынешний курс радикально­го переустройства общества. Но они выступают за трансформацию паразитического варианта олигархического бюрократического капитализма в «нормальный» капитализм, придание ему более цивилизованного характера.

Общая тенденция такова: чем более интеллигенция имеет собственность и чем теснее ее отношения с властью, тем более она не хочет восстановления социализма.

В современной России существует определенная часть интеллигенции, которая хотя и пострадала от реформ, но более или менее приспособилась к ухудшившимся социальным условиям жизни. Она либо не является сторонницей никаких политических течений, либо без особой симпатии относится как к нынешнему, так и к предыдущему политическому режиму.

Это — убедительное свидетельство противоречивости сознания интеллигенции, отсутствия у нее однозначного представления о том, в каком обществе интеллигенция хотела бы жить.

Разумно проведенные реорганизации в обществе должны трансформировать и модернизировать прежние сферы общественной жизни и способствовать выходу страны на более высокий уровень развития, как на Западе, где переход к рынку имеет свои достоинства и открывает новые возможности.

В России все произошло прямо противоположным образом. За годы радикально либеральных реформ фактически ничего не было сделано ни в экономической, ни в общественной жизни страны, а многие проблемы не только не были разрешены, но и обострились. Ибо путь, по которому до недавнего времени шла современная Россия, привел к тому, что она откатилась в своем развитии на десятилетия назад, превратившись из мощной индустриальной державы в политически и экономически зависимый от развитых стран мира громадный источник сырья.

Сейчас трудно сказать, станет ли Россия цивилизованной, подлинно демократической, развитой страной со стабильной экономической и политической системой или же она будет отсталым, слаборазвитым государством.

Российское общество не определило окончательно путь своего развития. Однако в начале 90-х гг. Россия встала на путь перехода от социализма к капитализму посредством проведения рыночных реформ либерального толка. И общее направление социально-политического и экономического развития страны уже сложилось. За прошедшие полтора десятилетия Россия сделала демократический выбор, который стал фактом общественной жизни. Появилось поколение людей, которое не знает о коммунистическом укладе жизни общества и, конечно, не хочет его возвращения. Кроме того, в России уже появилась рыночная экономика, как бы критически мы к ней ни относились. Вместе с тем полемика по вопросу о том, какое же будущее {далекое и близкое) ожидает Россию, не завершена.

Есть ли сипы, которые остановят деградацию России, помогут определиться ей в XXI в., выбрать модель будущего устройства страны. Одним из важных социальных субъектов решения этой задачи является интеллигенция. Однако речь идет не о либерально настроенной ее части с сервильным менталитетом, нигилизмом и конформизмом, интересы которой за прошедшее пятнадцатилетие коренным образом разошлись с интересами подавляющей части россиян и которая сознательно творит общество для себя и под себя и не способна к выполнению прогрессивной роли в обществе. Судьба России во многом зависит от тех слоев интеллигенции, которые ощущают свою причастность к ее социальной и духовной жизни, обладают не только высоким профессионализмом, но и нравственностью, мощным духовным потенциалом, руководствуются интересами как всего общества, так и его отдельных социальных групп.