Смекни!
smekni.com

Социокультурные процессы политики (стр. 2 из 4)

Символ в широком смысле слова - это образ. Он содержит в себе определенный смысл, нераздельно слитый с образом, но далеко не всегда ему тождественный. Символ характеризуется многослойностью и многозначностью. Он предназначен для воздействия на человека, - на какой бы стадии политической социализации тот ни находится.

В политической жизни общества политическая символика наличествует в самых разнообразных формах. R основным и наиболее распространенным формам политической символики относятся следующие:

1. Национально-государственная символика. Каждый народ создает и почитает собственные национльно-государственные символы. В таких символах проявляются вековые традиции его политической культуры.

К национально-государственной символике относятся, прежде всего, флаги, гербы, гимны, конституции, денежные знаки и др.

Цель подобной символики - привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия.

Эмоционально-психологическое, патриотическое воздействие подобной символики на гражданина весьма ощутимо. Так, министр иностранных дел Франции Ламартин в 1848 г. говорил: «Если вы отнимете у меня трехцветный флаг , то отнимете у меня полови:, ну мощи Франции как здесь в стране, так и за границей». То же самое можно сказать применительно к большинству государств современного мира.

Правда, современная Россия в этом плане находится в особой ситуации. Она переживает весьма болезненный процесс кардинальных изменений государственно-политической системы. Россия находится в режиме «формационной ломки». Эта ломка сопровождается не всегда продуманным отказом от «советской» атрибутики. По этим причина попытка возврата страны в 1989 г. к бело-сине-красному флагу встретила в обществе неоднозначную реакцию.

Тем более, красные флаги (стяги) были распространены на Руси издревле. Например, под красными либо малиновыми стягами русские войска отстаивали независимость нашего народа во время Куликовской битвы с татаро-монголами (1380 г.), в борьбе против польского нашествия под руководством Минина и Пожарского. Красный цвет издавна символизировал те жертвы, которые принес наш народ ради своей свободы и независимости.

На ряду с флагами та или иная страна в представлениях как ее граждан, так и иностранцев отождествляется с ее гербом.

Часто в качестве центрального элемента государственных гербов выступают изображения растений или деревьев. Например, у Ливана - кедр, у Канады - кленовый лист и др.

Отметим, что двуглавый орел - один из древнейших символов власти и господства, встречающийся в таком качестве уже в Древнем Египте. В VII в. до н. э. Двуглавый орел символизировал объединение Мидийского царства с Ассирией. Изображения орла встречаются на цилиндрических печатях Халдеи, датирующихся VI в. до н. э. В средние века золотой орел на красном поле стал одним из атрибутов Византийской империи. В XV в. черный орел на золотом фоне был гербом Священной Римской (Германской) империи.

В России же стремление представлять высшую власть над людьми с помощью изображения орла приняло геральдическую форму в XV в. В тот период изображение византийского золотого орла на красном фоне было заимствовано Русью после женитьбы московского князя Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Герб с двуглавым орлом снова стал символом российской государственности по специальному указу Президента РФ в конце 1993 г., - но парламентом России в таковом качестве не одобрен до сих пор.

Одно из центральных мест среди государственных символов занимают национальные гимны. Они представляют собой официальные патриотические символы, особый «музыкальный эквивалент» герба или флага страны. Гимны отражают единство или характер нации - ее настроение, желание и цели так, как их представляют себе существующая власть.

Гимны, подобно другим национальным символам, также являются «визитной карточкой» нации. Они - музыкальные знаки, с помощью которых народы отличают себя друг от друга или подтверждают границы своей «идентичности».

Современный российский гимн на музыку И. Глинки в этом плане полностью отражает всю сложность периода, переживаемого нашей страной. Он представлен лишь мелодией, слова пока отсутствуют.

Национально-государственные символы и общественные идеалы тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга. В свою очередь идеал не существует сам по себе, а выражается с помощью какого-либо произведения искусства, изречения, документа.

Например, в США первым и основополагающим символом американской нации и государственности является Декларация не­зависимости, принятая Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г.

После гражданской войны 1861-1865 гг. место главного документального символа нации Декларация независимости уступила Конституции с Биллем о правах. Конституция США стала и символом стабильности. Большинство американцев и поныне рассматривает свою конституцию как священный документ. В этом главном государственном документе - символе они видят твердую гарантию своих прав и свобод, своего гражданского статуса, своего будущего.

2. Политическая ритуально-процессуальная символика. Политические ритуалы и процедуры занимают в общественно-политической жизни особое место. Помимо прочего они являются символическим компонентом «гражданской (или политической) религии», характерной для конкретного общества.

С помощью таких ритуалов простые смертные превращаются в президентов и монархов. Например, с помощью церемонии инаугурации (т. е. торжественного вступления в должность) президента США или коронации королей в Англии. При этом коронация представляет собой политико-религиозную церемонию, осуществляемую в Вестминстерском аббатстве под руководством архиепископа Кентерберийского. А Президент США, вступая в должность, произносит свою клятву на Библии.

В общественно-политической жизни ритуально-процессуальная символика представлена также съездами и собраниями политических партий и движений, политическими демонстрациями, митингами, пикетами. Высоким уровнем символичности отличаются также и празднования исторических событий государственной важности, соответствующие салюты и фейерверки. Политико-ритуальная символика проявляется и в процесс е возложения венков и цветов к национальным святыням, в процессе задействования в торжественных случаях почетных караулов и т. д.

3. Скульптурно-архитектурная политическая символика.

В современном мире политическая символика самым широким образом воплощена во множестве памятников, статуй, скульптур и архитектурных сооружений.

Символами власти и государства выступают дворцы, прави­тельственные здания, площади. Например, Белый дом в США, Елисейский дворец во Франции, Уайт Холл в Великобритании, Кремль и Красная площадь в России, площадь Тяньаньмэнь и Великая Китайская стена в КНР и многое другое

Политико-национальными символами могут выступать и человеческие фигуры в виде скульптур. Например, такие, как Марианна (Франция), Джон Булл (Англия), дядя Сэм (США) и многое другое.

О статуе Свободы скажем несколько подробнее. Эта статуя возвышается в Нью-Йоркской гавани и как бы приветствует всех прибывающих в Америку. Статуя Свободы есть символ «американской мечты», успеха, страны неограниченных возможностей, принимающей в свои объятия всех обездоленных и угнетенных со всех концов земного шара. По данным социополитических исследований, дети всех начальных школ США называют статую Свободы и национальный звездно-полосатый флаг в качестве лучших выразителей духа Америки.

В современной России восприятие обществом национальной скульптурно- архитектурной политической символики более сложно и противоречиво. У различных поколений россиян свои собствен­ные пристрастия в этом плане. Часть из них эмоционально реагирует на культовые сооружения, а часть - на мавзолей В. И.Ленина. Часть россиян отдает политико-эстетические предпочтения скульптурам царей Российской империи (например, Петру 1), а другая часть­скульптурам видных революционеров.

Но есть в нашей стране такая архитектурная символика, которая объединяет на почве патриотизма всех без исключения наших соотечественников. Речь идет о скульптурно-архитектурных сооружениях, увековечивших победу нашего на рода над фашистскими агрессорами.

В любом случае, полностью отметать скульптурно-политическую символику какой бы то ни было исторической эпохи по идеологическим соображениям в нашей стране ошибочно. История должна оставаться историей, а не политикой, опрокинутой в прошлое. Замалчивание тех или иных неугодных очередному политическому режиму фактов нашего исторического прошлого может привести лишь к одному: увеличению числа «иванов, не помнящих родства». Незнание же социально-политического опыта предыдущих поколений, .каков бы он ни был, еще нигде и никому ничего, кроме повторных ошибок, не приносило.

4. Города - политические символы. Выразителем национального духа, фактором, способствующим формированию национально-политического самосознания, воплощением облика страны могут выступать и целые города.

Не случайно, когда речь идет о тех или иных политических проблемах, мировое сообщество под Москвой понимает Россию, под Вашингтоном - США, под Токио - Японию, под Хельсинки - Финляндию, под Гаваной - Кубу и т. д.

Многие города мира могут символизировать и стойкость нации, ее мужество и упорство в борьбе против внешних врагов. Среди таких городов, возможно назвать Брест, Севастополь, Сталинград, Ленинград, покрывшие себя ратной славой в годы второй мировой войны (Сейчас они относятся к разным государствам СНГ). К таким городам относятся также Иерусалим, Варшава, Барселона, Белград и многие другие.