Смекни!
smekni.com

Структура и функции политической системы (стр. 5 из 5)

Таким образом, средства массовой информации являются важ­ной частью политической системы, оказывая значительное влияние на развитие политической жизни общества.

Заметную (а в ряде государств – очень заметную) роль в поли­тической системе общества играет церковь – особый вид религиозной организации, объединяющий верующих на основе общности религи­озных взглядов и обрядов. Церковь имеет централизованное управле­ние, верующие и служители культа подчиняются определенной сис­теме норм религиозной морали.

Религия и политика на протяжении многих веков так или иначе соприкасались друг с другом. При этом степень и характер воздействия религиозного фактора на политику различны, но его присутствие в политических действиях и движениях далеко не случайное явление. И это объясняется сущностными характерис­тиками как религии, так и политики.

Религия неизменно опирается на довольно большие массы сво­их последователей, это – форма общественного сознания. В опреде­ленные исторические периоды, в тех или иных регионах планеты – это форма сознания, наиболее распространенная в массах, а иногда она довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь идет о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс. Политика тоже неиз­бежно связана с огромными массами населения. Следовательно, эти два явления общественной жизни неизбежно перекрещиваются.

Можно выделить традиционные каналы переплетения рели­гии и политики. Во-первых, религия вторгается в социально-полити­ческую жизнь путем влияния на общественные действия своих при­верженцев, использования их религиозных чувств.

Во-вторых, связи религии и политики обусловлены также целенаправленными действиями и интересами самого аппарата церкви, самих руководителей религиозных организаций. Если на ранних этапах существования религии это был довольно узкий круг заинтересованных людей, проводящих определенную поли­тику, в этом духе ориентирующих свою паству, то сейчас свою по­литику осуществляют не только разветвленные церковные уч­реждения, но и всевозможные религиозные и полурелигиозные партии, различные организации, включая детские, молодежные, женские, профессиональные и иные объединения, которые берут под контроль человека, начиная с рождения, и стремятся осуще­ствлять его в детском саду, школе, вузе, быту, на производстве, в общественно-политической жизни и т. д. Все крупные церкви име­ют и всемерно используют подобные клерикальные системы воз­действия на политические взгляды и политическое поведение, на политические движения. Такое воздействие может иметь различ­ный политический характер, все зависит от классовой позиции, симпатий и антипатий деятелей церкви, религиозных организа­ций, настроений и интересов верующих, социально-политической обстановки в данном регионе и в мире в целом.

В-третьих, политические деятели различных оттенков сегодня весьма активно используют религию в сфере и внутренней и внешней политики, чтобы придать массовым социально-политическим дви­жениям угодный им характер. Тут применяются разные средства – и материальные подачки, и подкуп, и апелляция к общим интересам, которые должны быть сохранены совместными усилиями.

В-четвертых, присутствие религиозного фактора в политике имеет место в тех случаях, когда в силу конкретных условий сами ве­рующие, участники массовых социальных движений, обращаются к религии для обоснования своих интересов и надежд.

Подобные случаи следует отличать от тех, когда участникам массовых движений навязываются религиозные идеи и лозунги. Результаты вторжения религиозных деятелей в социально-поли­тические дела, последствияих могут быть разные: в интересах масс или против них. Взять к примеру, такой лозунг ислама, как джихад, или священная война и выступления под этим лозунгом как прогрессивных сил, так и реакции.

В современном мире, клерикальные концепции утверждают целенаправленную политику, выражают взгляды определенных со­циальных групп, хотя заявляют при этом о своей позиции защиты всех групп и классов. Примечательна в этом смысле выдвигаемая Ватиканом идея «Новой Европы», стоящей над государствами и сплоченной не столько экономическими или политическими интере­сами, сколько общими христианскими принципами. На деле церковь претворяет в жизнь лозунг защиты интересов существующих соци­альных порядков и институтов.

Следует отметить, что сегодня в мире идет поиск более совре­менных, утонченных форм связи религии и политики, позволяю­щих осуществлять либерально-демократическую политику господ­ствующего класса. Эти поиски носят различный характер. Напри­мер, стремление модернизировать христианство, освободив его от некоторых догматических представлений, учитывающим и совре­менные данные науки. Можно наблюдать обращение к различным нетрадиционным культам, мистическим организациям, создание «экологической религии» и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной работе мы выяснили, что политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система –это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общест­ва. Разнообразные общественные системы, ныне су­ществующие в многочисленных странах мира, раз­личаются прежде всего по характеру присущих им политических структур.

Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политичес­кой системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонен­тов политики как социальной реальности. Он позво­ляет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и ле­жащих в их основе политических отношений. Изу­чение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и харак­теристик, поддающихся эмпирическому социологи­ческому исследованию. Освоение теории политичес­ких систем имеет важное методологическое и прак­тическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подхода­ми в понимании нынешних проблем реформирова­ния российского общества.

Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью и многослойностью политической жизни. В заключении считаю необходимым еще раз перечислить основные функции политической системы общества:

1) определение целей и задач общества;

2) выработка программ его жизнедеятельности в соответствии с интересами правя­щих слоев общества;

3) мобилизация ресурсов общества в соответст­вии с данными интересами;

4) контроль за распределением ценностей. Именно в этой сфере сталкиваются интересы как социальных групп, так и социальной целостности. Потеря контроля над этим узлом, опре­деляющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризи­сом;

5) интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоре­чия, преодолевать конфликты, снимать социальную напряженность. Эффективно и на постоянной основе это можно делать, только осуще­ствляя контроль за сферой распределения социальных ценностей, в которые включаются и материальные ресурсы, и политические при­вилегии, и культурные приоритеты и достижения, и доступность раз­личных форм образования и досуга. Конечно, контроль не должен быть всеобщим, опускаться до мелочей, он ничего общего не имеет с уравнительным распределением, предполагает возможность диффе­ренциации в степени доступности социальных благ для различных ка­тегорий граждан и социальных групп.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. – М., 1996.

2. Аристотель. Политика//Антология мировой фило­софии. – М., 1969. Т. 1.

3. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

4. Каменская Г.В., Родионов А.В. Политические системы современности. – М., 1994.

5. Лефор К. Демократия. 50/50: Опыт словаря нового мышления. – М., 1989.

6. Маркс К. Капитал. Т. 3.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1.

8. Методология социологических исследований по­литической жизни советского общества. – М., 1989.

9. Политология: учебник для вузов /Под ред. Василика М.А. – М., 1999.

10. Политология: учебное пособие для вузов /Отв. ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1999.

11. Формирование политической системы России. – М., 1996.

12. Шаран П. Политическая система//Политология вчера и сегодня. Вып. 4. – М., 1992.

13. Шаран П. Сравнительная политология. Часть 1. – М., 1992.

14. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. I.

15. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. II.


[1]Аристотель. Политика//Антология мировой фило­софии. – М., 1969. Т. 1. С. 472.

[2]Шаран П. Сравнительная политология. Часть 1. – М., 1992. С. 49.

[3]Методология социологических исследований По­литической жизни советского общества. – М., 1989. С. 14.

[4]Лефор К. Демократия. 50/50: Опыт словаря нового мышления. – М., 1989. С. 465.

[5]Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. I. С.149-150.

[6]Шварценберг Р.-Ж. Указ. соч. С. 149.

[7]Шаран П. Политическая система//Политология вчера и сегодня. Вып. 4. – М., 1992. С. 7.

[8]Маркс К. Капитал. Т. Ш.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1. С. 422.

[9]Политология: учебное пособие для вузов /Отв. ред. Радугин А.А. – М.: Центр, 1999. C. 80.