Смекни!
smekni.com

Фашизм (стр. 3 из 4)

Наличие общественно-политического движения - массовой социальной базы - создает видимость какого-то подобия "народовластия", демократии, отсюда и определенная устойчивость тоталитарных структур в сравнении с авторитарными. Тоталитарный фашистский режим имеет свои временные рамки и не совпадает с временем существования тоталитарного Движения. Движение имеет период зарождения, становления (до прихода к власти и формирования политического режима) и период внутреннего распада, когда в силу каких-либо причин тоталитарный режим эволюционирует в посттоталитарный, авторитарный. Так, если говорить о Германии, то фашистский режим там ограничивался 1933-1945 годами, а нацистское Движение 1919-1945-ми. В Испании фашистский режим охватывает период от падения республики приблизительно до начала 1950-х годов, после чего он стал эволюционировать в сторону авторитарного. Фалангистское тоталитарное Движение существовало с 1933 и примерно по 1958 год, затем постепенно стало терять тоталитарный характер.

Признаки тоталитарного общественно-политического движения следующие: цель Движения - установление диктатуры в какой-либо форме; обращение к силе в качестве главного инструмента для достижения цели, а отсюда - террористические потенции Движения; неприятие оппозиционных мнений, непримиримость к другим партиям, движениям; идея мессианства.

Четвертым признаком тоталитарного фашистского режима является государственно организованный террор, основанный на перманентном и тотальном насилии. «Психологической основой тоталитарного режима может быть только всеобщая лояльность граждан, в обеспечении которой террор играет значительную роль, представляя собой логическое продолжение тоталитарной пропаганды»[28]. Обращенная не к разуму, но к чувствам идеологическая пропаганда тоталитарного режима, являясь по сути своей духовным насилием, дополняется насилием физическим. Исходящие от государства непрерывные акты насилия терроризируют население, порождая неуверенность и страх. Двойной гнет - со стороны пропаганды и со стороны карательных органов государства - разлагает личность, практически гасит ее мыслительные способности, оставляя место лишь почти непроизвольным рефлексам энтузиазма и страха. В конечном счете такое давление со стороны государства (режима) ликвидирует не только всякую оппозицию, но и любую попытку инакомыслия.

Очень точно описывает состояние индивида в атмосфере террора, исходящего от государства, Ж. Желев: "Систематически совершенствуемый, деспотически осуществляемый государственный террор парализует волю отдельного человека, ослабляет и подтачивает всякую общность. Он въедается в души, как изнурительная болезнь, и - это его последний секрет - вскоре всеобщая трусость становится ему помощником и прибежищем, потому что если каждый чувствует себя подозреваемым, он начинает подозревать другого, а боязливые из-за страха еще и торопливо опережают приказы и запреты своего тирана"[29].

Пятым признаком тоталитарного фашистского режима является экономическая автаркия при жесткой регламентации экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения. Появление тоталитарных тенденций в общественном развитии обусловлёно выходом ряда стран из патриархального состояния и включением их в новую систему государств с развитой экономикой. При этом развивающиеся государства вступают в конфликт с уже развитыми, занимая подчиненное положение, подобное положению полуколоний. Отсюда стремление к экономической автаркии в попытке создания собственной экономической базы как залога независимости.

С точки зрения внутреннего развития тоталитарному фашистскому режиму также требуется жестко регламентированная, замкнутая на государство экономическая структура. Более того, стоящей у руководства группировке необходима такая экономическая структура, которая бы не просто замыкалась на государство, но в значительной степени зависела бы от воли лидеров режима. Процесс формирования такой структуры был обращен в первую очередь к негосударственным секторам экономики и проходил в основном двумя путями.

Первый путь - это террор и вытеснение тех элементов промышленного и финансового капитала, которые отказывались от сотрудничества с режимом либо сотрудничали с ним, по мнению лидеров режима, недостаточно эффективно. Экспроприированные предприятия переходили в собственность государства или передавались лояльным режиму элементам (пример - экспроприация собственности евреев в гитлеровской Германии)[30].

Однако по большей части формирование экономической структуры тоталитарного государства шло по второму пути - мирного сотрудничества. Особенно это касается периода становления тоталитарного режима. Причиной тому была взаимная заинтересованность как тоталитарных режимов в монополиях, так и монополистов в режиме твердой власти. Автократическая форма власти, "железной рукой" наводящая порядок в стране, была для монополий, несомненно, предпочтительнее сложного механизма демократического государства. Кроме того, не терпящая никакой оппозиционной организации тоталитарная политическая структура, которая практически свела на нет роль профсоюзов, позволяла эксплуатировать труд самыми изощренными способами, широко используя внеэкономические формы эксплуатации, характерные для докапиталистических формаций (принуждение силой, широкое использование подневольного труда и т. п.). Жесткая централизация и террор со стороны режима в отношении всяких демократических тенденций позволяли тесно связанным с режимом монополиям извлекать максимальные прибыли при минимальных издержках. В свою очередь, монополии благодаря активной, прежде всего финансовой, помощи создавали для руководства тоталитарного движения экономическую базу. Позже, утвердив репрессивный режим, стоящая у власти группировка не просто участвовала в прибылях монополий, но выдвигала претензий, на все большую их долю. Так или иначе, на начальном этапе тоталитарного господства союз режима с крупным капиталом базировался на взаимной заинтересованности.

Шестой признак тоталитарного фашистского режима – антикапитализм. Если первые пять признаков являются формальными, то антикапитализм формально может и не проявляться, но внутренне присущ тоталитаризму. На самом деле полное отрицание капитализма имеет место лишь в левых тоталитарных формах. Что же касается правой и религиозной форм, то здесь этот признак проявляется как направление, политическая тенденция, но он непременно присутствует, что всегда можно определить при внимательном рассмотрении. Так, национал-социалистам в Германии антикапиталистические лозунги помогли прийти к власти. Некоторые исследователи считают их демагогическим приемом, поскольку на практике существовало сотрудничество между нацизмом и капиталом[31]. Это верно. Однако если посмотреть на этот союз в развитии, то можно увидеть тенденцию к потеснению позиций частного капитала, замещению "нелояльных" представителей капитала преданными режиму людьми. Эта тенденция показывает, что в дальнейшем процесс неизбежно должен был привести к сокращению доли частного капитала и к замене капиталистических отношений, основанных на конкуренции и экономической зависимости, новой формой отношений, основанных на личной зависимости, преданности режиму, характерных больше для докапиталистических обществ.

Что же лежит в основе антикапиталистической направленности тоталитарного фашистского режима? По сути, тоталитаризм представляет собой реакцию страха за "национальную независимость". И в стремлении к "защите нации" тоталитарный режим направляет все свои усилия на централизацию, подчинение и контроль всех сфер жизни общества, чтобы не допустить никаких проявлений, направленных "против нации", а фактически против режима, поскольку тоталитарный режим всегда ассоциирует себя с нацией. А в таком процессе, конечно же, нет места ни конкуренции, ни экономической зависимости. Отсюда и вырастает антикапитализм.

Таким образом, можно дать следующее определение. Тоталитаризм - террористическая политическая структура, характеризующаяся сущностной антикапиталистической направленностью, сформированная на основе однопартийной системы, опирающаяся на общественно-политическое движение, при абсолютной концентрации власти в руках ее лидеров. А фашизм есть правое крыло тоталитаризма. Как уже отмечалось, признаки тоталитаризма не следует абсолютизировать. Все они в той или иной степени проявляются в тенденциях, а наиболее полно существовали в странах "тоталитарного максимума" - в гитлеровской Германии прежде всего.

Итак, мы разобрали практически все признаки тоталитарного фашистского государства – вершины политической системы фашизма. Можно заняться перечислением более мелких признаков – литература это позволяет – однако в таком случае реферат будет неоправданно растянут и пострадает его структура. Поэтому здесь я считаю правильным поставить точку и перейти к основным итогам и выводам работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над рефератом главной задачей для меня была следующая: рассмотреть и понять особенности политической доктрины фашизма. Для этого я постаралась подробно рассмотреть взгляды фашистов на государство. В ходе анализа фашистского государства мы так или иначе затронули практически все элементы фашистской политической системы – однопартийность, идеология, общественно-политические движения и т.д.