регистрация / вход

Христианско-демократическая партия Италии

Факторы, способствующие возрастанию политической роли и влияния итальянский христиан-демократов. История становления и развития ХДП, рассмотрение ее программных установок, характеристика лидеров партии. Анализ клерикальной сущности деятельности ХДП.

РЕФЕРАТ

на тему:

«Христианско-демократическая партия Италии»


План

Введение

ХДП: история возникновения и развития, лидеры, программа

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Главную политическую силу католицизма в Италии представляла ХДП (Христианско-демократическая партия), её преемницей в 1996 году стала Итальянская народная партия (ИНП). ХДП возникла в годы войны и быстро приобрела силу и влияние. Этому способствовал целый ряд факторов. Многие лидеры данной партии были известны своим активным антифашизмом, уже в предвоенные годы стали врагами фашистского режима, с окончанием войны и крахом фашизма, снискали соответствующую известность, что, безусловно, способствовало росту их популярности у значительной части населения. Все те, кто не решались поддержать коммунистов, отдавали на выборах свои голоса демохристианам. Партия пользовалась покровительством правящих кругов США, которые видели в ней силу, способную противостоять на Аппенинском полуострове росту популярности идей социализма и коммунизма. Наконец, на ХДП делала ставку крупная буржуазия Италии.

Однако за годы своего существования, значительную часть которых христианские демократы стояли у власти, они оказались не в состоянии оправдать возлагавшиеся на них надежды.

Итак, цель данного реферата – проследить историю становления и развития ХДП, рассмотреть ее программные установки и лидеров партии.

Что касается историографии проблемы, то исследования, касающиеся политических течений в Италии, в т.ч. католического, немногочисленны. Ещё в 1965 г. Ж. Мейно писал о том, что в западноевропейской итальянистике нет работ, посвященных политическим течениям. Зато накоплено огромное количество узкопрофильных монографий, посвященных отдельным проблемам. С тех пор мало что изменилось. Появляются полноценные работы по левым течениям, католикам уделяется гораздо меньше внимания.

Советские исследователи не раз обращались к изучению вопроса о политическом представительстве и союзах католического движения. Впервые развитие течений политической мысли внутри итальянского католического движения было дано в отечественной историографии Ц.И. Кин[1] . Отправной точкой ее работы было высказывание, сделанное в 1935 г. С.Д. Сказкиным в исследовании «Кавур и воссоединение Италии» положение, что трагедия итальянской демократии заключалась в отсутствии у нее широкой социальной базы.

Другие советские исследователи не раз обращались к изучению католического движения в современной Италии, однако их внимание концентрировалось преимущественно на экономических, социальных и государственно-правовых аспектах этой ключевой для новейшей истории Италии проблемы (книги видного советского ватиканиста И. Р. Григулевича, написанные им на рубеже 50-х и 60-х годов: «Ватикан: религия, финансы и политика»; «Кардиналы идут в ад»).

Вопрос о политическом представительстве и союзах католического движения в диссертации Н. Кисовской был поставлен как тщательный анализ особенностей социальной базы и соответствующей программы ХДП в период ее становления[2] . В рамках изучения аграрно-крестьянского вопроса исторический фундамент программы ХДП изучен в монографиях Н.П. Комоловой[3] .

Отдельные стороны клерикальной сущности деятельности ХДП были глубоко изучены в монографических работах советских ученых, уделивших внимание общим проблемам новейшей истории Италии[4] . Историческому анализу «диалога между коммунистами и католиками» посвящено обширное исследование М.С. Шаронова «Коммунисты и католики Италии» (М. 1973).

Роль ХДП как правящей партии в политической структуре Италии до 1971 г. была подробно рассмотрена в третьем томе «Истории Италии», подготовленном Институтом всеобщей истории АН СССР в том же 1971 г., но, разумеется, по необходимости лаконично, в рамках более широкого по целям и характеру исторического анализа процесса укрепления и развития демократии в послефашистской Италии.

Более подробно ХДП и ее роль в истории Италии была рассмотрена в монографиях Гайдука[5] , Поташинской[6] и Маджистера[7] . ХДП и ее предыстория в этих работах стоят в центре внимания.

Поражение Италии во Второй мировой войне нанесло итальянцам большую моральную травму. Страна находилась в состоянии хаоса. Послевоенная ситуация осложнялась тем, что страна потеряла одну треть национального богатства, 330 тысяч погибли и 85 тысяч были ранены. По окончании войны остро ощущался недостаток продуктов питания, процветала спекуляция и черный рынок. Инфляция приобрела огромные размеры, безработица охватила 2 млн человек. Территория страны была оккупирована англо-американскими войсками. Такой ценой заплатила Италия за участие в войне.

Вместе с тем итальянцы приобрели опыт борьбы с фашизмом, а характер и традиции движения Сопротивления наложили свой отпечаток на развитие демократии первых послевоенных лет. Партии рабочего класса, игравшие ведущую роль в антифашистском Сопротивлении, стали массовыми (компартия насчитывала свыше 1,5 млн членов, социалистическая партия – 0,7 млн) и имели большой политический вес. Между левым и правым полюсами, в центре политической шкалы находилась еще одна массовая партия (свыше 1 млн человек), имевшая заслуги в Сопротивлении – Христианско-демократическая партия (ХДП). С учетом традиций Сопротивления наметилось сотрудничество этих партий и в первые послевоенные годы, хотя практически всем было понятно, что бороться с фашизмом с оружием в руках легче, чем договориться о создании нового итальянского общества. Итальянцы успели отвыкнуть от буржуазно-либеральной демократии, попранной фашистским режимом Муссолини. Кипели политические страсти, шли поиски ответа на вопрос, какой быть Италии и какими станут новые пути ее развития. Наибольшего накала приобрела борьба вокруг вопроса о форме правления в стране.

В такой обстановке начиналась политическая жизнь ХДП. Рассмотрим теперь основные этапы ее деятельности, лидеров и программные установки.

ХДП: история возникновения и развития, лидеры, программа

ХДП была основана в 1943 г. на базе католической Народной партии «Пополяри», созданной в 1919 г. Термин «христианская демократия» принадлежал итальянскому священнику дону Луиджи Стурцо, основателю Народной партии. Текст программы ХДП был опубликован 25 июля 1943 г. в день падения Муссолини. Что касается программных установок, то идеологическая основа христианской демократии - продукт длительного исторического развития. Идеологи ХДП охотно вспоминают традиции христианского социального движения XIX в.

Программа ХДП, известная под названием «Реконструктивные идеи христианской демократии», написанная под руководством Де Гаспери и получившая распространение в Италии в 1943-1944 гг., официально провозгласила социальную доктрину католической церкви. Де Гаспери признавал разнородность общества и заявлял об отказе создания единства социального бытия на основе вероисповедания, с той оговоркой, что это единство не может не приобрести форму, а та, в свою очередь не может быть не христианской. Поэтому в программе появляется тезис об антиконфессиональности. Замысел идеологов состоял в том, чтобы ХДП выполняла роль нового политического и идеологического инструмента правящих классов. На первый план было выдвинуто политическое единство католиков в рамках ХДП, посредничающей между церковью и новым послефашистским государством. Отсюда необходимость отразить в программе пункты, позволявшие консолидировать католиков.

И в «Реконструктивных идеях», и в статьях «Пополо» Де Гаспери высказывался в пользу политических свобод и установления в Италии демократического строя при значительной децентрализации государственной власти. Лозунги социальной демократии подкреплялись заявлениями о необходимости участия трудящихся в распределении доходов, в управлении и во владении акционерным капиталом предприятий.

Программа ХДП провозглашала: «...мы против возвращения к методам классовой борьбы, но мы также против системы корпоративной бюрократии, которая в целях политического господства использовала нашу христианско-демократическую идею свободного, органичного сотрудничества между всеми факторами производственной жизни». Таким образом, ХДП утверждала церковную идею социального солидаризма. «Исторический опыт,— говорилось далее в программе, - подтверждает, что только дух братства, вдохновленный евангелием, может спасти народы от катастрофы, к которой ведут тоталитарные мифы»[8] .

«Дух братства», борьба против централизованного государства, идея социального солидаризма - все это положения, которые ХДП заимствовала непосредственно из программы партии Стурцо. В своих высказываниях о программе христианской демократии Де Гаспери неоднократно подчеркивал, что схематический перечень целей ХДП в послевоенный период полностью повторяет конкретные пункты программы «Пополяри».

Общие принципы партии в программе ХДП: целостность и сохранение семьи, забота о нравственности общества, защита детей, свобода религиозного школьного и университетского образования, народное просвещение и защитакультурных традиций народа. Уважение «естественных ячеек общества» — один из принципов персонализма. Этому принципу «естественных структур» отводилось центральное место в программный концепциях христианской демократии.

Интерпретируя историческое движение в первую очередь как моральную историю, а во вторую — как материальную историю, идеологи христианской демократии делали вывод о том, что прогресс в истории вообще возможен благодаря общности духовных сил людей, объединенных в особую «духовную семью». В связи с чтим принцип «естественных структур» положен в основу той части программы ХДП, где говорится об общей экономической заинтересованности работодателей и рабочих, солидарно несущих ответственность перед обществом. Следующий элемент «естественных структур» - локальное и региональное сообщество. В своей программе ХДП поддержала требование о децентрализации власти и территориальном самоуправлении на самых различных уровнях.

Государство, согласно программе ХДП, также является формой организации «естественных социальных структур», в которой одновременно проявляется как свобода, так и ответственность личности за общественное благо. Государство, в представлении идеологов ХДП, является сложной иерархической структурой, состоящей из «естественных групп», каждая из которых действует в собственной сфере. Все, что ограничивает низшие социальные структуры, относится к правам и обязанностям государства, а сфера автономной компетенции низших структур, в свою очередь, ограничивает деятельность государства.

Программа ХДП не только включала в себя все классические функции государства, но и в отличие от программы «Пополяри» предусматривала государственное вмешательство в экономику. Об этом, в частности тезис о производственной политике и планировании, о контроле над экономикой страны и социальном страховании. Унаследовав от фашизма национализированный сектор, ХДП приняла все необходимое для того, чтобы прочно удержать его.

В своей программе ХДП много места уделяло экономической политике, декларируя принцип «градуализма», т.е. постепенного проведения реформ. Этот принцип позволял ХДП откладывать конкретное претворение в жизнь идей на неопределенный срок.

Сформулированные в «Реконструктивных идеях» принципы экономической политики ХДП предусматривали отказ от принятия радикальных решений. Если вмешательство государства окажется необходимым, то, согласно программной установке христианских демократов требуется выбрать соответствующий метод его осуществления, который зависит от случая. Диапозон же методов простирается от национализации до участия государства в акционерном капитале. При осуществлении планирования, коль скоро оно в каком-то конкретном случае представится целесообразным, не должно наноситься ни малейшего ущерба частной инициативе. Большая часть экономики должна быть сосредоточена в частнокапиталистическом секторе, свободном от государственного вмешательства.

Все эти принципы экономической политики ХДП преследовали весьма определенные политические цели. С одной стороны, поддержать иллюзии части избирателей, рассчитывавших на эволюцию капитализма в направлении социализации экономики, с другой - сохранить в максимальной неприкосновенности существующую структуру.

Вопрос о политике союзов христианской демократии в ее программе поставлен таким образом, чтобы не оттолкнуть никого, кто хотя бы потенциально мог укрепить позиции партии в политической области.

Программа ХДП предлагала себя массам в качестве католической партии и обязывалась защищать права церкви. Сторонникам светского государства была обещана аконфессиональная, независимая от церковной иерархии партия, программа которой гарантировала отделение церкви от государства.

Трудящиеся, входившие в христианские профсоюзы получили заверения, что они будут участвовать в управлении предприятиями. Крестьянам посулили частичную аграрную реформу и ликвидацию засилья латифундий.

Предпринимателям и земельным собственникам были даны заверения в том, что экономическая система страны, ее политический строй не будут подвергнуты изменениям путем национализации и проведения радикальной аграрной реформы.

Стоит подчеркнуть, что сильной стороной программы христианской демократии было обращение к широким социальным слоям и вытекающая отсюда значительная гибкость программных установок. ХДП предложила себя буржуазии в качестве защитника ее идеологии, ее социальной и экономической структуры от коммунистической опасности. В то же время ХДП широко оперировала демократическими лозунгами, заявляла о невозможности возврата к социально-политическим отношениям фашистского государства, декларировала свой антифашизм. Христианские демократы выступали в защиту системы моральных ценностей человеческой личности, которые были попраны фашизмом.

Благодаря такой программе ХДП обеспечивала себе массовую поддержку со стороны мелкой буржуазии города и деревни. Политический и организационный опыт, накопленный христианскими демократами благодаря участию в Сопротивлении, а также руководству христианскими профсоюзами трудящихся, обеспечил ХДП поддержку также со стороны части рабочего класса.

В программе христианские демократы определили место своей партии в политической жизни Италии в качестве буферной политической силы между церковью и государством, выступающей с позиций межклассового сотрудничества ХДП стремилась к сохранению характера массовой партии с тем, чтобы наиболее эффективно противостоять растущему влиянию коммунистов.

Рост численности ХДП в 1946-1972 годах[9] :

Год Число членов в млн.
1946 0,7
1955 1,2
1960 1,5
1968 1,7
1975 1,7
1976 1,7

С крахом фашизма изменилось отношение итальянцев к монархии, прежде положительное, а по окончании войны негативное из-за поддержки, оказанной монархией фашистскому режиму Муссолини. В обществе крепли республиканские настроения, но было достаточно сторонников и у монархии, особенно среди либералов, части христианских демократов и, конечно, монархистов. В июне1946 года состоялся референдум о форме государственного правления, который отличался исключительно высоким процентом голосовавших, в том числе впервые участвовавших в голосовании женщин. За установление республики было подано на 2 млн голосов больше. «Майский король» Умберто II объявил подсчет голосов неверным и отказался покинуть страну. В ответ на это состоялись грандиозные демонстрации протеста, правительство подтвердило правильность результатов референдума, и Умберто II, пробывшему на троне около месяца, не оставалось ничего иного, как признать волю большинства и навсегда покинуть родину. Италия стала республикой.

Одновременно с референдумом прошли выборы в Учредительное собрание, по их результатам лидер ХДП Альчиде Де Гаспери стал премьер-министром. Де Гаспери (1881 – 1945) – один из общественных деятелей Италии, обладавших в то время несомненными качествами общенационального политического лидера. Он был высокообразованным человеком, антифашистом, его деятельность и богатый жизненный опыт позволили ему стать видной фигурой в католическом движении и приобрести решающий авторитет главы христианских демократов. В соответствии с антифашистским духом Сопротивления Де Гаспери, сторонник межклассового характера ХДП и консенсуса с другими ведущими партиями, сформировал коалиционное правительство из представителей различных партий, в том числе социалистов и коммунистов. Пост заместителя председателя Совета министров и министра юстиции получил генеральный секретарь массовой в то время компартии Пальмиро Тольятти, популярный и авторитетный политический деятель.

Избранное одновременно с референдумом Учредительное собрание, 80% участников которого составляли депутаты-антифашисты, приступило к выработке конституции. Депутатам потребовалось на это 272 дня, утвержденная ими в декабре 1947 г. новая конституция вступила в силу 1 января 1948 г. В результате послевоенной расстановки политических сил конституция Италия стала одной из самых демократических конституций развитых стран.

Весной 1948 года состоялись выборы в парламент. Шла большая политическая игра. Неофашисты набрали всего 2% голосов. За блок коммунистов и социалистов проголосовала 1/3 избирателей, а христианские демократы победили с блеском, набрав почти половину голосов и став крупнейшей и господствующей партией в парламенте. Де Гаспери, оказавшийся в зените славы и успеха, сформировал свое пятое правительство, большинство членов которого принадлежали к ХДП. Началась эра правления ХДП.

Получив руководящие позиции в политической области, христианские демократы возглавили процесс восстановления экономики. Основу для этого заложила финансовая помощь США, в том числе по плану Маршалла, на реализацию которого на рубеже 40-50-х гг. было ассигновано 3,2 млрд. долларов. Кроме того, для восстановления и дальнейшего развития экономики использовались различные средства, главным из которых стали государственно-монополистическое регулирование в форме государственного сектора, государственное финансирование и кредитование, хозяйственный протекционизм.

В 50-е – начале 60-х гг. высокие темпы роста экономики привели к увеличению национального дохода Италии почти вдвое. Сложился сильный государственный сектор, охвативший инфраструктуру и базисные, стратегически важные отрасли хозяйства. Таким образом, экономический курс ХДП, базировавшийся на так называемой «политике роста», стимулируемые низкими издержками производства при благоприятной внешней конъюнктуре, позволил добиться устойчивых высоких показателей в ходе ускоренной индустриализации. В Италии на протяжении 50 –60-х гг. складывалась модель развития, характерная для стран Южной Европы, т.е. модель ускоренного «догоняющего» развития. При этом «итальянский вариант» был ближе к развитым странам Запада, чем другие государства южноевропейской периферии. Качественным следствием быстрого экономического роста стало превращение Италии в индустриальную державу, побежденная страна вошла в семерку лидирующих государств.

Экономические перемены привели к политическим и социальным сдвигам, изменились потребительские стандарты, жизненный уклад и мышление итальянцев. При этом цена «экономического чуда» означала неравномерность и цикличность экономического развития, зависимость от иностранных капиталовложений и импортных технологий, отставание сельского хозяйства, миграцию сельского населения в города и, следовательно, увеличение безработицы, обострение жилищной и транспортной проблем, медленный рост зарплаты. Особенно серьезной оставалась проблема Юга.

С созданием в 1950 г. Кассы Юга – государственного фонда специального долговременного финансирования отсталых районов началась широкая и постоянная государственная политика развития Юга. Дополнительным источником стало финансирование хозяйства южных областей через смешанные предприятия.

С Югом была связана еще одна проблема – аграрная. Поэтому важнейшей мерой правительства ХДП стала аграрная реформа, которой предшествовало небывалое по размаху движение крестьян и арендаторов за захват пустующих земель крупных землевладельцев. Под нажимом массового движения правительство христианских демократов в соответствии со статьей 44 конституции в 1950 г. приняло закон об аграрной реформе, в основу которого был положен проект министра сельского и лесного хозяйства А. Сеньи. По закону около 8 тыс. крупных землевладельцев должны были продать государству излишки своей земли. В созданный таким образом фонд поступили также земельные участки некоторых крупных компаний и государственные земли. В дальнейшем земля из этого фонда путем жеребьевки продавалась нуждавшимся крестьянам в рассрочку на 30 лет. И хотя аграрная реформа не смогла удовлетворить всех безземельных и малоземельных крестьян, все же немалая их часть (около 200 тыс.) улучшила свое положение.

Внешнеполитический курс христианских демократов строился на приоритете ценностей западной цивилизации и был ориентирован на США. Италия участвовала в создании НАТО, на ее территории были размещены воинские формирования и штабы НАТО. Итальянское правительство подписало с США соглашение «о взаимной помощи в целях обороны», по которому американская сторона поставляла в Италию вооружение, а итальянская сторона передала в пользование США базы ВМС и ВВС. С критикой проамериканского внешнеполитического курса ХДП выступала левая оппозиция, главным образом социалисты и коммунисты.

ХДП, занимавшая в политическом истеблишменте Италии центристскую позицию, сочетала в своем правительственном курсе как элементы социального консерватизма, так и меры социального маневрирования. Под напором массовых выступлений ХДП иногда шла на уступки трудящимся в вопросах, касавшихся социальной сферы. В то же время в ряде случаев ответом правительства на эти выступления становились расправы с демонстрантами и репрессии, в которых особенно усердствовали отряды моторизованной полиции (челере). Это способствовало накоплению оппозиционного потенциала. На очередных парламентских выборах в 1953г. ХДП не смогла преодолеть 50%-ный рубеж. Де Гаспери ушел в отставку и через год умер. Уход Де Гаспери не мог не сказаться на политической линии этой партии. К власти рвались другие люди.

В ХДП ослабло влияние правого крыла (гасперистов) и усилилось левое течение, предложившее коалицию с социалистами. Однако в целом возобладала центристская фракция во главе с политическим секретарем ХДП Аминторе Фанфани, неоднократно формировавшем правительства в 50-е, 60-е и 80-е гг. ХДП учитывала большой вес левых партий в обществе и рост их электората. Намереваясь «приручить» стремившуюся к власти ИСП и использовать поддержку со стороны социал-демократов (ИСДП), ХДП наметила сближение с ними – стратегию «левого центра» с целью укрепить свои позиции в обществе. Левоцентризм предполагал не только сотрудничество ХДП с левыми партиями в парламенте и правительстве, но и принятие христианскими демократами некоторых требований левых партий (кроме компартии). Стратегия левого центра как союз со «светскими» партиями была рассчитана христианскими демократами на длительную перспективу. Тем более что папа римский Иоанн XXIII, сменивший умершего реакционера Пия XII (1958), фактически не препятствовал утверждению новой стратегии христианских демократов.

Частые правительственные кризисы означали, что «эра» монопольного правления ХДП подходила к концу. В1962 г. съезд ХДР утвердил стратегию левого центра, и христианский демократ А. Фанфани сделал первую попытку ее реализации, сформировав правительство из представителей ХДП, социал-демократов и республиканцев. С 1963 г. в левоцентристских правительствах стала участвовать Итальянская социалистическая партия. Во главе этих правительств в 1963-1968 и 1974-1976 гг. стоял известный итальянский политический деятель Альдо Моро, христианский демократ, сторонник сотрудничества с левыми партиями, человек твердых моральных принципов, не замешанный ни в одном грязном скандале. Заслугой Моро следует признать смену стратегии ХДП: от центризма при Де Гаспери к левоцентризму при Моро. Понимая, что в силу значительного авторитета у итальянцев левых партий, в том числе коммунистов, без их участия невозможно решить никаких более или менее крупных общенациональных задач, Альдо Моро, несмотря на открытое сопротивление консервативной части ХДП, стал сторонником сотрудничества не только с социалистами, но и с коммунистами. Оставаясь при этом патриотом христианской демократии, он был убежден, что ХДП ни при каких условиях не должна терять своей политической гегемонии.

Правительство левого центра осуществило ряд реформ. В 1962 году была национализирована важная отрасль экономики – электроэнергетическая промышленность. В результате создавалось сильное государственное «Национальное объединение электроэнергетической промышленности». Крупные частные компании, чья собственность подлежала национализации, получили от государства солидную компенсацию и смогли инвестировать полученные средства в другие отрасли. В 1965 году вводилось обязательное для госсектора программирование, с 1967 начал действовать национальный пятилетний план. При этом директивы государственных планов не были обязательными для частного сектора. Реформа системы образования распространяла конституционный принцип о бесплатном и обязательном обучении учащихся на учеников неполной средней школы в возрасте до 14 лет. Весьма результативными оказались завоевания рабочих. Они добились повышения заработной платы, ликвидировались зональные различия в уровне зарплаты, вводилась 40-часовая рабочая неделя в промышленности, расширялись права профсоюзов, улучшалось пенсионное обеспечение. В то же время левый центр столкнулся в своей деятельности с ухудшением экономической ситуации: время «экономического чуда» истекло, темпы роста итальянской экономики замедлились, упав в середине 60-х гг. до кризисной отметки, а в 1974-1975 гг. Италия оказалась в тисках мирового экономического кризиса. Усиление активности профсоюзов и рост стачечной борьбы изменили социально-экономическую обстановку в стране.

Сокращение занятости и непрекращавшийся рост стоимости жизни вызвали подъем социального протеста. Забастовочная борьба итальянцев за улучшение условий труда и жизни была интенсивнее и масштабнее, чем в других странах капиталистического мира. В 1968 г. произошёл бурный всплеск студенческой борьбы не только за реформу университетов, но и под антикапиталистическими лозунгами. Студентов поддержали профсоюзы и компартия. В 1968 и 1969 гг. состоялись две крупнейшие общенациональные забастовки за проведение пенсионной реформы и решение жилищной проблемы. Правительство пошло на уступки, выделив значительные средства на строительство «народных квартир». В 1970г. левые силы добились успеха в принятии закона, разрешавшего развод, а в 1974 г. на референдуме по этому вопросу отстояли законность разводов, в то время как церковь считала брак нерасторжимым. Таким образом, правительство левого центра шло на существенные уступки, выполняя основные требования забастовщиков.

В 1976 – 1979 гг. правительство ХДП осуществляло политику «национальной солидарности». Участие коммунистов в парламентском большинстве позволяло им влиять на политику правительства путём периодических взаимных консультаций. В 1977г. шесть партий, включая ИКП, подписали с правительством Андреотти программное соглашение о мерах по стабилизации экономики, борьбе с терроризмом и др. В рамках программы были проведены мероприятия, позволившие Италии преодолеть негативные последствия мирового кризиса 1974 – 1975гг., принять закон о трудоустройстве молодёжи. Это означало ослабление дискриминации коммунистов в политической жизни страны.

Поддержка правительства ХДП левыми партиями вызвала раздражение правых и недовольство левых экстремистских террористических групп, которые совершили очередной акт политического бандитизма. Утром 16 марта 1978г. террористы «красных бригад» всего за 10 минут беспрепятственно расстреляли 5 человек охраны и похитили председателя ХДП Альдо Моро. Через 54 дня труп Альдо Моро был найден в багажнике машины в центре Рима, неподалеку от здания парламента.

В то же время неотъемлемой чертой политической жизни Италии становилась коррупция, всё громче звучали связанные с ней скандалы. В 1978 году по подозрению в коррупции и неуплате налогов был обвинён президент страны, член ХДП Дж. Леоне, его обвиняли также в причастности к взяткам, полученным от американского концерна «Локхид». Леоне подал в отставку, а президентом впервые был избран член ИСП, активный участник партизанского движения Сопротивления 82-летний Александро Пертини, пользовавшийся заслуженной и искренней популярностью как персона, воплотившая в себе лучшие черты итальянского национального характера. Большой резонанс получило дело масонской ложи «П-2» («Пропаганда-2») - заговор высших должностных лиц против республики.

Политика «национальной солидарности», по сути, перестала выполняться. В январе 1979 года компартия покинула парламентское большинство и перешла в оппозицию правительству ХДП. Объявленные президентом Пертини новые досрочные парламентские выборы в июне 1979 года показали, что христианские демократы и особенно коммунисты потеряли часть голосов избирателей. Социалисты, социал-демократы и радикалы, напротив, улучшили свои позиции.

Общественно-политическая жизнь Италии 80-х гг. характеризовалась сохранением политической нестабильности. В парламенте страны по-прежнему отсутствовало устойчивое большинство, продолжалась практика коалиционных парламентских и правительственных формирований. Отдельные законы оставались на бумаге и не выполнялись. В 1980г. было создано правительство из представителей пяти партий: христианских демократов, социалистов, социал-демократов, либералов и республиканцев. Христианские демократы по-прежнему возглавляли правительства. Вместе с тем внутри ХДП продолжали существовать различные течения. Лидер ХДП Ч. Де Мита предлагал вернуться к линии Альдо Моро и повернуть курс ХДП влево, усилив борьбу с коррупцией. Правое крыло партии в лице А. Фанфани не поддержало это предложение.

В 1983 г. социалисты вышли из правительства, премьер Фанфани, не получив вотума доверия в парламенте, подал в отставку. Президент Пертини распустил парламент и назначил досрочные выборы, в результате которых ХДП потеряла более 5% голосов избирателей, а ИСП улучшила свои позиции. Христианским демократам пришлось уступить место премьер-министра.

С 1983 по 1987 гг. пятипартийное правительство впервые в истории Италии возглавлял социалист, сильный и властный человек, сторонник культа «двойной морали» Б. Кракси. В начале 90-х годов ХДП руководила страной в коалиции с другими партиями, закрывая доступ к власти коммунистам. Эту ситуацию назвали неустойчивым равновесием. Однако на протяжение 90-х гг. ХДП постепенно утратила роль господствующей партии. Общественно-политические события, происходившие в стране, способствовали этому. В начале90-х гг. Италию потрясла новая серия скандалов, в которых оказались замешаны как государственные чиновники, так и ведущие политики. В феврале 1992 г. был арестован директор миланского приюта для престарелых М. Кьеза. В ходе следствия обнаружилось, что многие промышленные компании переводили деньги чиновникам и функционерам различных политических партий, включая христианских демократов, для получения престижных постов, государственных заказов и прочих выгод.

Бывшему премьер-министру, одному из столпов христианской демократии Д. Андреотти было предъявлено обвинение в незаконном партийном финансировании, связях с мафией и заказной убийстве. Обвинения были настолько серьёзны, что Андреотти добровольно согласился на отмену своей депутатской неприкосновенности и был заключён под стражу.

Доминировавшая в управлении страной более полувека влиятельнейшая ХДП не выдержала разоблачительных и критических потрясений. Для христианских демократов сократились возможности распределения государственных средств и, следовательно, уменьшилась массовая база партии. Сокращался её электорат, падал авторитет лидеров, обострялась внутрипартийная борьба. Падению влияния ХДП способствовало и то, что в массовой психологии населения, особенно молодёжи, снизилась роль католической традиции. И хотя Италия продолжает оставаться одной из самых католических стран мира, всё же интенсивность воздействия церкви на менталитет итальянцев уменьшилось. Таким образом, в последнем десятилетии ХХ века ХДП потеряла своё влияние и под ударами операции «Чистые руки» распалась (1996г.) на так называемую Народную партию, которая ориентируется на блок с левыми силами, и Христианско-демократический центр, который намерен входить в правые коалиции. Народная партия, в свою очередь, ещё раз раскололась на три части и несколько группировок.

На выборах в марте 1994 года, за ХДП проголосовало всего 11% избирателей (против 31,7% в начале операции «Чистые руки»), за социалистов – 2,2% (против 14,5% на предыдущих выборах). С 21% полученных на выборах голосов партия «Вперёд, Италия!» стала лидером, а Берлускони в мае 1994 г. был назначен премьер-министром.

Заключение

Особенностью политической жизни Италии является её нестабильность. Экономические кризисы сочетаются с кризисами политическими. Италия является многопартийной страной. Долгое время главной партией оставалась ХДП. Основана она была в 1943 г., защищала интересы крупной буржуазии, аграриев и католической церкви. Поддерживала тесные связи с Ватиканом. Существовала до 1996 года. Её преемственницей стала Итальянская народная партия (ИНП).

В Италии формирует правительство та партия, которая на выборах получила большее число голосов. В течение многих лет у власти находилась ХДП. Её представители возглавляли правительство с 1945 по 1981гг. (Де Гаспери, Альдо Моро, Джулио Андреотти, А. Фанфанни и др.). Все они были яркими лидерами ХДП. В Италии происходит постоянная смена правительства, что стало уже итальянской традицией. С 1945 по 1993 гг. в Италии сменилось 52 правительства.

Политическая нестабильность создает угрозу государству. В этих условиях возникают терроризм, коррупция, мафия, активизируется деятельность неофашистов, которые действуют методами террора: покушения, убийства, взрывы и другие акты насилия. Наиболее известные организации, объединяющие террористов были «Красные бригады». Большим бедствием для страны стала мафия – тайная террористическая организация, которая действует методами шантажа, насилия, убийств. Мафия связана с коррумпированными властными структурами, поэтому борьба с ней затруднена.

В 80-е годы в Италии у власти находилось правительство из пяти партий: христианских демократов, либералов, республиканцев, социал-демократов и социалистов. Впервые в истории Италии это правительство возглавил социалист Бенедетто Краски. Это правительство в своей политике использовало новые либеральные рыночные методы. На выборах в мае 1996 года победу одержали левые, объединившиеся вокруг Демократической партии левых сил. Это позволило сформировать правительство представителю левоцентристского блока Романо Проди. В 90-х годах в Италии имел место крупнейший скандал, связанный с разоблачением взяточничества в Милане в 1992 году. Под следствием оказался лидер христианских демократов, а также министры, сенаторы, крупные предприниматели. После этого скандала ХДП раскололось, её преемницей стала Итальянская народная партия.

Таким образом, ХДП являлась мощной политической силой страны с 1943 по 1994 год. Но многочисленные коррупционные скандалы, участие в них лидеров этой партии не позволили ей остаться у власти. Партия раскололась.

Список использованной литературы

1. Шаронов М.С. «Коммунисты и католики Италии» М. 1973.

2. Поташинская Н.Н. «Католическая церковь и рабочее движение в Италии». М.1979.

3. Маджистер С. «Политика Ватикана и Италия». М. 1982.

4. Гайдук В.П. «Христианская демократия в Италии». М. 1985.

5. История Италии. 1971г. т.т.2-3.

6. Кунц И. Италия на рубеже веков. М. Наука, 1980

7. Любин В.П. Итальянская партийно-политическая система в 90-х г.г. М.1997.

8. Зевелева Г.И. Италия на пути глубоких перемен // МЭ и МО. 1995.№1.


[1] Кин Ц. И. Италия конца XIX пека: судьбы людей и теорий. М. 1978. См. также ее исторический очерк: Заметки о деятелях итальянского католического движения.-В кн.: Проблемы итальянской истории. М., 1983.

[2] Кисовская Н.К. Социальная политика христианско-демократической партии Италии: Автореф. дис. канд.ист. наук. М.1969.

[3] Комолова Н.П. Классовые бои в итальянской деревни. М. 1969. Она же. Новейшая история Италии. М. 1970.

[4] Мчедлов М.П. Религия в планах антикоммунизма. М.1970. Его же: Католицизм. М. 1970. Филатов Н.С. Демократические силы Италии против неофашизма. М. 1977.

[5] Гайдук В.П.Христианская демократия в Италии. М. 1985.

[6] Поташинская Н.Н. Католическая церковь и рабочее движение в Италии. М.1979.

[7] Маджистер С. Политика Ватикана и Италия. М. 1982.

[8] Гайдук В.П.Христианская демократия в Италии. М. 1985. С.43

[9] Поташинская Н.Н. Католическая церковь и рабочее движение в Италии. М.1979. С. 159.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий