Смекни!
smekni.com

Эволюция представлений о политическом процессе (стр. 2 из 2)

Вертикально организованный процесс представляет собой стихийное проявление интересов иррациональных масс, которым противостоит государственная власть. Именно она определяет правила игры, формирует ценности, согласует разнородные интересы. Управляемые признают авторитет власти, а правители гарантируют стабильность и определенную степень свободы общества.

Таковы идеальные типы. На практике политический процесс представляет форму функционирования политической системы, в одно и то же время воспроизводящей себя в рамках данного качества и то явно, то скрыто накапливающей новые качества в ходе социальных и политических изменений. Сам термин "социальные изменения" был введен в общественную науку в 1922 г. В. Огберном для замены ранее общепринятых понятий "эволюция" и "прогресс". Недостаток их в том, что они изначально содержат в себе "программу", коей "обязан" следовать исторический процесс. Эти понятия пронизаны идеями детерминизма, предопределенности, которые отражают телеологическую веру в то, что история направлена к заранее поставленной цели.

Политические изменения - результат сложного взаимодействия политических, социальных и других факторов. Сами по себе, изолированно, они, как правило, не происходят и нередко длятся десятилетиями. Взаимодействие политических, экономических и других факторов имеет сложный и противоречивый характер. Одним из способов этого взаимодействия является политический конфликт (от лат. conflictus - столкновение).

Под конфликтом обычно понимается столкновение двух и более разнонаправленных сил, при котором достижение цели одним из участников ограничивает или вообще исключает успех другого. Политические конфликты возникают между организованными группами, имеющими противоположные интересы и ориентирующимися на разные политические, религиозные и моральные ценности.

Углубление социальной стратификации в условиях становления информационной цивилизации, выход на мировую арену в качестве полноправных субъектов политики десятков независимых государств, крушение тоталитарных режимов, сопровождающееся второй волной в послевоенной истории образования новых государств, расширяют зону столкновения как внутри стран, так и на международной арене. Это обусловило рост интереса к изучению конфликтов, их природы, сущности, способов разрешения, следствием чего стало создание на стыке социологии, политологии, социальной психологии самостоятельной отрасли знания - конфликтологии. Одно из ее направлений ориентировано на познание закономерностей возникновения и предотвращения, развития и Разрешения политических конфликтов во избежание Расколов и конфронтации, ведущих к ожесточению, нетерпимости и насилию. Важнейшая проблема современной конфликтологии - прогнозирование неизбежности конфликтов и поиск путей устранения их негативны последствий.

Понятие "конфликт" тесно связано с понятием "консенсус" (от латинского consens - согласие). Если синонимами конфликта выступают разобщенность, противоречия, столкновения и борьба, то консенсус обычно отождествляют с общностью, договоренностью и согласием Поляризация этих понятий объясняется тем, что с ними неразрывно связаны абсолютно разные подходы к духовным ценностям, разные, иногда прямо противоположные представления о человеческой природе и сути общества, об основополагающих признаках свободы и прогресса. "Тем не менее в конфликте, - отмечает немецкий политолог Р. Дарендорф, - содержится творческое ядро любого общества и шансы сохранения свободы... Само общество - это конфликт ради реализации шансов и достижения успехов в жизни человека. Свободное общество - это разрешенный, урегулированный конфликт. Но для того чтобы его урегулировать, необходим определенный уровень согласия - относительно моральных ценностей и норм общественной жизни, основных представлений о ходе политического процесса". "Если отсутствует согласие относительно элементарных, основных ценностей и представлений, - писал выдающийся социал-демократ, бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт, - тогда возникает угроза свободе и достоинству человека. Общество, в котором утрачен консенсус относительно элементарных ценностей, скатывается к анархии".

Множество общепризнанных ценностей (например, свобода, прогресс) для разных политических сил имеют разное содержание, и потому их значение в конкретных конфликтных ситуациях вызывает сомнения. Даже общие интересы разных групп не являются достаточной гарантией общественного сотрудничества.

XIX и XX столетия - время ожесточенных классовых конфликтов. Их изучение подвело марксистскую мысль к выводу о решающей роли конфликта в политическом процесс. Конфликт между производительными силами и производственными отношениями, по Марксу - решающий фактор в ликвидации капитализма и замене его социализмом и коммунизмом.

История индустриально развитых стран Х1Х-ХХ веков происходила, однако, по другому сценарию. Ее ход доказал, что не конфликт сам по себе, а его успешное разрешение путем согласия (консенсуса) несет творческое плодотворное начало. Современная политическая наука рассматривает консенсус (а не конфликт) как нормальное состояние общественной жизни. Условием нахождения консенсуса служит постепенный отход от биполярного разделения общества на угнетателей и угнетенных, который возникает в процессе становления индустриального и постиндустриального общества. Современное общество в странах с прочными демократическими традициями представляет собой сложное структурированное образование, которое включает политические партии, профсоюзы, объединения и гражданские организации, выражающие не только свои собственные, специфические интересы, но и те, которые частично и даже полностью совпадают со стремлениями других объединений. Их часто объединяет преданность общечеловеческим ("независимым") ценностям, идеям и убеждениям. Достижение консенсуса проблематично, если при резком изменении политической ситуации решения принимаются без проверки поступающей информации о намерениях противоположной стороны и не прорабатываются альтернативные варианты собственного поведения. Чаще всего достижению согласия мешает принятие быстрых и окончательных решений как реакции на действия политического оппонента. Шансы на рациональное разрешение конфликтной ситуации значительно снижаются, если:

конфликт рассматривается как "игра от нулевой отметки" - когда его участники каждое достижение (выигрыш) противника интерпретируют как собственную утрату (проигрыш);

взаимное недоверие так велико, что шансы на обоюдную информацию не используются должным образом;

конфликтующие стороны прибегают к угрозам, не оставляющим противнику выбора кроме полного подчинения или массированного отпора.

Неумение или нежелание уладить конфликт нередко приводит к политическим кризисам.

Кризис - понятие, заимствованное из древнегреческого языка (гр. krisis - решение, поворотный пункт, исход), означающее поворотный пункт, ситуацию, которая требует решения. Сначала этот термин употреблялся только в медицине и только в XVIII веке был введен в политический лексикон.

Общественные системы переживают множество кризисов, в том числе и политических. Последние включают кризис конкретной данной политики, власти, правительства, парламентский, кризис легитимности и т.д.

Кризис означает, что система (политический институт, политика) достигла предела, исчерпала ресурсы и смысл существования.

Развитие кризиса проходит три фазы:

Предкризисная фаза обнаруживает первые симптомы кризиса, система входит в так называемую "зону насыщения", в которой ее потенциал исчерпывается.

Разгар, кульминация кризиса, достижение предела развития.

Разрушение системы или ее переход в новое состояние, либо создание новой системы (смена курса, власти, реформа, революция).

Кризис может выступать как момент развития системы, если в его результате устаревшие элементы, фрагменты системы уступают место новым, и как фактор разрушения системы, если она не способна адекватно реагировать на новую ситуацию. Кризисы могут быть кратковременными либо, наоборот, затяжными, сохраняя и далее заостряя существующие проблемы. Заострение кризисных ситуаций нередко ставит общество или его отдельные группы в невыносимое положение (население Петрограда в феврале 1917 года), тогда происходят внезапный взрыв, насильственный переворот, коренная катастрофа всего уклада будничной жизни. Бьет час революций.