Смекни!
smekni.com

Эволюция российской геополитики (стр. 2 из 4)

Геополитическую историю России можно подразделить на семь геополитических эпох:

1) эпоха Киевской Руси (состоит из двух периодов: периода централизации (882–1054) и периода децентрализации (1054–1240);

2) эпоха ордынской Руси (период жесткой связи Орды и Руси (1240–1328) и период номинальной зависимости (1328–1480), выражавшейся только в уплате дани);

3) эпоха Великого княжества Московского (период обретения и укрепления суверенитета (1480–1533) и период внешней экспансии (1533–1582);

4) эпоха Московского царства (здесь точнее выделять не периоды, а направления геополитического развития: направление восточной экспансии и завоевания Сибири и направление западной геостратегии и воссоединения с Украиной);

5) эпоха императорской России; в этом этапе с точки зрения геополитического развития наиболее значимы периоды царствования Петра I (1682–1725), Екатерины II (1762–1796), Александра I (1801–1825), Николая I (1825–1855), Александра II (1855–1881);

6) эпоха Советского Союза, в которой выделяются режимы И. В. Сталина (1924–1953) и Л. И. Брежнева (1964–1982);

7) эпоха Российской Федерации (с 1993 г.).

В рамках данной работы объектом нашего внимания стал период с XV по XVII века. Именно анализу данного временного промежутка и посвящена следующая глава.

3. Геополитические факторы в истории России XV- XVII в.в.

Русское централизованное государство возникло в конце XV века. Длительный процесс собирания русских земель вокруг Москвы стал необратимым после присоединения великим князем Иоанном III Новгородских владений (в 1478 году) и Тверского княжества (в 1485 году). Свержение монголо-татарского ига в 1480 году ознаменовало обретение русским государством полной независимости. Молодая, энергичная страна выступила на историческую арену[5].

К сожалению, ожидать спокойной жизни ей не приходилось. Русское государство возникло в очень сложном регионе. Трудности, ожидавшие Россию, носили двоякий, естественно-географический и историко-политический характер.

Нигде, за исключением северных приполярных областей, страна не имела природных рубежей, которые могли бы служить ее естественными границами и одновременно препятствиями для внешней угрозы. Более того, на западе и на юге Балтика и Черное море представляли из себя прекрасные плацдармы для иностранной агрессии, а на востоке Великая Степь продолжала оставаться источником постоянной военной опасности.

История распорядилась таким образом, что практически со всех сторон молодая Россия оказалась окружена враждебными соседями, принадлежавшими к иным цивилизациям и не скрывавшими своего стремления к контролю над территорией, населенной русским народом.

На западе не оставляли попыток подчинить своему влиянию земли Московского царства Литовское княжество и Польша, объединившиеся в 1569 году в единое государство - Речь Посполитую. Более полутора веков, вплоть до «вечного мира» 1686 года, России пришлось вести нескончаемые войны с этим агрессивным соседом, и даже после этого на протяжении столетий Польша оставалась местом всевозможных интриг против России.

На северо-западе врагом России было одно из сильнейших европейских государств ХVI-ХVII вв. - Швеция, которая постоянно вмешивалась во внутрироссийские дела. Только победа в длительной и кровопролитной Северной войне в 1721 года низвела этого противника России на уровень второстепенной державы[6].

На юге и востоке опасными противниками России выступали осколки Золотой Орды: Крымское, Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, регулярно совершавшие грабительские, опустошительные набеги на Русь.

При этом вплоть до XVIII века Россия не имела выхода к морю, за исключением крайне неудобного для торговли и создания военного флота побережья Арктики. Вот почему с самого начала своего формирования - со времен Иоанна IV, - наше государство оказалось перед лицом трех важнейших геополитических проблем, без решения которых оказывалось невозможным само существование России. Это:

· необходимость обеспечить российскому государству свободный выход к Балтике. Прорыв «санитарного кордона» вокруг России в западном направлении;

· необходимость иметь удобный в военном и торговом отношении выход к Черному морю. Прорыв «санитарного кордона» вокруг России в южном направлении;

· необходимость обеспечить безопасность Кавказско-Среднеазиатского стратегического направления, границы которого совпадают с цивилизационным разломом между славянско-православной и тюркско-мусульманской цивилизациями.

Первоочередная важность именно этих задач диктовалась тем, что геополитические противники Москвы изначально стремились запереть ее на материковых просторах Евразии, лишив выходов к морям. Поэтому главнейшей задачей русской геополитики, задачей, поставленной перед нами самой природой, стало достижение российским государством его естественных границ, позволявших обеспечить безопасность и жизнеспособность страны.

Из века в век Россия трудилась над решением этих вопросов, без которых было невозможно обеспечить мир и покой в стране. Из поколения в поколение русские самодержцы и военачальники, политики и дипломаты упорно, настойчиво и целеустремленно шли к намеченной цели. И в конце концов - к середине XIX столетия - достигли ее.

Между тем отсутствие внутриполитического единства, усугубленное разрывом преемственности верховной власти - пресечением династии Рюриковичей, - породило в русском государстве Смуту, которая терзала Россию в начале XVII века полтора десятилетия подряд. В связи с этим процесс территориального, геополитического оформления российского государства на несколько десятилетий оказался как бы «замороженным».

Новой вехой на этом пути стало царствование Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). Важнейшим его событием явилось, несомненно, воссоединение Украины с Россией.

Земский Собор 1653 года, несмотря на очевидную угрозу войны с Польшей, принял судьбоносное решение - удовлетворить просьбу гетмана Богдана Хмельницкого и Запорожского войска и принять «под высокую руку» русского царя православный народ Украины. Первоочередная задача по внутренней консолидации русского народа в рамках единого государства была выполнена.

В разные периоды перед Киевской Русью стояли различные геополитические задачи. В период централизации главными геостратегическими направлениями внешней политики Руси были:

а) южновизантийское с задачей добиться наиболее выгодного торгового договора с Византией и вместе с тем поднять свой политический вес;

б) западноевропейское с задачей держать границу с Венгрией и Польшей и вырвать из-под влияния последней Галицкую Русь;

в) восточноевропейское с задачей сокрушить Волжскую Болгарию и Хазарский каганат и завладеть волжским путем на Восток (Персия, Арабский халифат);

г) северное с целью сдерживать натиск норманнов (варягов); д) северо-восточное с целью освоения новых территорий и контроля за проживающими там народами (пермь, самоеды).

Проанализируем геополитические эпохи развития России в соответствии с классификацией, приведенной в предыдущей главе.

В период децентрализации, когда внешнеполитическими задачами каждой русской земли стали либо военная экспансия в другие русские земли, либо защита от военной экспансии со стороны других русских князей, когда региональная геополитика стала превалировать над геополитикой континентальной, задачи, перечисленные выше, конечно, не могли быть решены. Русские князья, владея путем в Византию и испытывая нехватку товаров для вывоза (главные статьи вывоза составляли меха, мед, воск), вели бесконечные феодальные войны, дававшие массу пленных, служивших товаром для византийского рынка рабов. Они не смогли объединиться для отражения реальной угрозы с юга, со стороны степных половцев. В результате Киев потерял значение общенациональной столицы еще до прихода монголо-татар[7].

Вторая геополитическая эпоха русского народа связана с утратой независимости в результате жестокого поражения, нанесенного разрозненным русским землям татарским нашествием. Здесь тоже можно выделить два различных периода сосуществования Руси и Золотой Орды. Первый период (1240–1328) характеризуется жесткой связью Орды и Руси, когда в каждом крупном русском городе стоял татарский гарнизон, а дань учитывали и собирали специальные монгольские чиновники — баскаки. Во второй период этой эпохи, начавшийся с обретения Иваном Калитой ярлыка на Великое княжение Владимирское и сбор дани (1328), который почти совпал с другим важным событием – переносом церковной столицы из Владимира в Москву (1326), порядок на Руси поддерживают уже княжеские дружины, а дань собирают либо специальные откупщики, либо русские князья.

Третья эпоха развития русского государства приходится на время независимого Великого княжества Московского от противостояния на Угре до начала похода Ермака в Сибирь (1480–1582).

Важнейшим событием этой эпохи явилось провозглашение Ивана Грозного «Царем всея Руси» (1547). Оно было вполне осознано, оказало свое воздействие и открыло следующую эпоху — эпоху Московского царства. В эпохе Великого княжества Московского выделяются два периода. Первый период (1480–1552) этой эпохи характеризуется решением таких геополитических задач, как укрепление обретенного суверенитета и расширение границ государства.

В царствование Ивана ІІІ (1462–1505) были присоединены к Москве княжества Ярославское (1463), Пермский край (1472), княжество Ростовское (1474), господин Великий Новгород (1478), княжество Тверское (1485), Вятская земля (1489). Иван III успешно провел две войны с Литвой (1492–1494, 1500–1503), присоединив на западе Руси 19 городов и 70 волостей. Наследник Ивана III — Василий III (1505–1533) продолжил дело отца. Он присоединил Псков (1510), княжества Рязанское (1517) и Чернигово-Северское (1523), взял Смоленск у Литвы (1514).