Смекни!
smekni.com

Политическая наука в XIX-ХХ вв. (стр. 3 из 3)

Проблемы терроризма раскрывают монографии А.С. Грачева. Значительная часть его работ направлена на критику концепций западных политологов. Для А.С. Грачева было характерно заостренное внимание к тем западным публикациям, которые носили откровенно антикоммунистический характер. Разумеется, такие «исследования» на Западе имелись в изобилии, но все же не они являются основным содержанием соответствующих направлений зарубежной политологии. Для всех зарубежных капиталистических стран А.С. Грачев выделяет общие причины возникновения рассматриваемого нами явления: новое обострение экономических и социальных противоречий капиталистической системы в 70е годы резко увеличило категорию недовольных, «отверженных», образующих питательную среду для экстремистских настроений. Автор указывает, что левоэкстремистское движение фактически не имело разработанной идеологической концепции.

Автором ряда публикаций по проблемам экстремизма (преимущественно терроризма), выступает Эрнст Генри (С.Н. Ростовский). Но его работы носят ярко выраженный публицистический характер, значительную долю в них занимают идеологические выкладки, не носящие научносмысловой информации, направленные на дискредитацию левоэкстремистского движения.

Один из основных тезисов Э. Генри: левый экстремизм порожден кризисом капиталистического строя, неизбежно присущими ему пороками. Данный исследователь выделяет два социальных слоя, поставляющих основной кадровый состав террористическим группировкам: а) люмпен пролетариат; б) бунтующие группы безработной молодежи и студентов. Причем если первые более склоняются к неофашистскому (националистическому) экстремизму, то вторые нацелены на ультралевые организации. Он отмечает, что право и левотеррористические движения склоны переплетаться и взаимодействовать друг с другом, создавая «блок террористов справа и слева».

Некоторые аспекты формирования идеологии левого экстремизма рассматриваются в статье Ю.Н. Давыдова. Автор выделяет два главных факта (называя их «внешними», то есть не относящимися к сфере общественного сознания), оказавших глубочайшее влияние на политическое сознание западной молодежи 60х годов и предопределивших важные тенденции в процессе формирования идеологии «новых левых» и близких к ним движений:

1) успешная борьба вьетнамского народа против США, показавшая способность побеждать «главный центр капитализма»;

2) революционная деятельность Эрнесто Че Гевары в Латинской Америке.

Давыдов предпринимает попытки классификации различных направлений выделяемых в общем движении «новых левых»: «Одних неприятие современного капиталистического общества толкает на путь массовой политической борьбы, других на дорогу индивидуальноанархического бунта, третьих на скользкую тропу политического террора…, четвертых на стезю религиозного созерцания буддистского толка».

Австрогерманское направление (соответствующие разделы социологии, политологии военной истории и философии) имеет давние традиции. Активно формировалась и постоянно пополнялась источниковая база для подобных исследований, что выражалось в подготовке соответствующих публикаций на немецком языке. Это избавляло специалистов от трудностей перевода первоисточников и лингвистических адаптаций.

Большую роль в создании теоретикометодологической базы австрогерманского направления сыграли исследования по проблемам партизанских войн Йорга Шмидта и Карла Шмитта. Хотя сами исследования не относились к области левого экстремизма (и были опубликованы до его вспышки в конце 60х годов), однако в ряде случаев были достигнуты результаты, имевшие влияние на все последующие работы данного направления. Например, К. Шмитт первым за основу классификации партизанских войн взял также работы лидеров левого движения.

В странах с устойчивым демократическим режимом, в условиях плюрализма мнений и открытой конкуренции вариантов развития общества и решений тех или иных конкретных проблем, такие структуры существовали издавна, возникая вначале как подразделения тех или иных основных авторов политического процесса – как аналитические отделы структур исполнительной власти, а также влиятельных политических партий. Собственно говоря, сам демократический процесс в нормативном плане можно рассматривать как процесс конкуренции тех или иных вариантов программ деятельности власти. Однако сами партийные структуры постепенно становились все более формализованными, приводя к становлению «демократии голосований», в которой по словам нашего соотечественника Н.Ильина, «человек живет условиях демократии один день в четыре года» - день выборов в парламент или выборов президента. При этом, особенно в условиях двухпартийной системы, уменьшалась и степень вариативности предлагаемых решений, что снижало эффективность процесса в целом. Наконец, все большую активность в политике стали проявлять бизнес-структуры, которым уже не хватало опосредованного влияния через партийные структуры, и которые сами инициировали разработку альтернативных программ.

В результате в ХХ веке в ряде стран, и, прежде всего, в США, стали появляться так называемые «Фабрики мысли», или «Мозговые тресты» - именно так обычно переводят на русский язык английский термин «Think Tanks». Классическим «Мозговым трестом» считают «Рэнд Корпорэйшн», причем для нас важно отсутствие, по крайней мере, видимой связи этой структуры с теми или иными политическими партиями. Наряду с такими, возникшими из недр второго, бизнес-сектора общества, в США широко известны и достаточно явно связанные с теми или иными политическими партиями «Фабрики мысли», такие, как Бруклинский институт, тяготеющий к Демократической партии, или фонд «Наследие», разработавший в начале 90-х годов для Республиканской партии программу «Повестка дня для Америки», обеспечившей ей победу на выборах в конгресс.


Заключение

Фашистские идеологи отрицали даже саму возможность существования согласия в обществе. Если оно существует, то это результат борьбы с врагами как внутри общества, так и вне его. Внутри общества враги — это инакомыслящие, а вне его - целые государства и народы. А потому фашизм оправдывает и репрессии, и войны.

Другой версией фашизма был немецкий национал-социализм, который ставит во главу угла принцип и понятие расы, нации, народа, а не государственность, как в Италии Муссолини. Расовые представления нацизма пронизывают две идеи: превосходство арийской расы и угроза, исходящая от еврейской расы. Высшая политическая цель — обеспечить господство арийской расы.

Нацизм — это философия насилия, которая распространялась как на внешнюю, так и на внутреннюю политику гитлеровского государства. Одним из главных внешних врагов для Гитлера был коммунизм в лице СССР.

Важнейшим элементом политической системы фашизма была нацистская партия, возглавляет которую лидер нации — фюрер. В нацизме идея фюрера (вождя) получила яркое выражение. Обожествление фюрера сочеталось при этом с презрением к простому народу.

Таким образом, основные черты политической идеологи фашизма сводятся к следующему: культ нации на расистской основе (Германия) или национального государства (Италия); прямые призывы к насилию и войне как для завоевания власти, так и для обеспечения своих притязаний на другие территории; презрение к демократии, правам и свободам граждан, законности, гуманизму; концентрация власти в руках фашистской партии и ее вождя; тоталитарное государство; борьба с инакомыслием.


Список литературы

1. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону 1997.

2. История политических и правовых учений \ под ред. В.С. Нерсесянса М.; 1988.

3. Краткий словарь. Основы политологии. М.; 2003.

4. Матвеев Р. Ф. Теоретическая и практическая политология. - М.: Прогресс, 2003. – 389 с.

5. Панарин А.С. Политология. Учебник изд. «Проспект» М.; 2003.