Смекни!
smekni.com

Политические партии и партийные системы. Сущность, структура и типология (стр. 2 из 4)

Партии с четкими и формально определенными принципами членства. Принципы эти (обычно содержатся в уставах) определяют форму и условия принятия в партию и пребывания в ней (регулярная уплата членских взносов, участие в собраниях и работа в первичной организационной ячейке и т.д.), партийная дисциплина и т.д.

Партии со свободным членством, где принадлежность выражается через голосование за кандидатов собственной партии как, например, в США. В Итальянской христианско-демократической партии членство состоит в выкуплении раз в год карт принадлежности, которые выполняют роль своеобразных членских билетов.

Имеются также партии с индивидуальным и коллективным членством в зависимости от того, осуществляется прием в них непосредственно или через другие организации, такие, как профсоюзы. В последнем случае человек, вступая в профсоюз, одновременно вступает и в партию, поскольку профсоюз является коллективным членом этой партии. Такой партией является, к примеру, лейбористская партия Великобритании.

Еще одним критерием классификации является институт партийного руководства. Руководство можно понимать формально (по уставу) или социологически, а, следовательно, исследуя действительные отношения подчинения и главенства, которые могут прикрываться уставами. Исходя из этого отметим следующие партии:

С коллективным руководством, где лидер руководящей группы выполняет роль арбитра, выражает основное доктринальное направление или концентрируется на власти в самых существенных для функционирования всей партии сферах.

С единоличным руководителем типа вождя, которое является, как правило, формально санкционированным.

Харизматическо-вождистского руководства, где, кроме формальных гарантий коллективного руководства, доминирует личность, исходя из авторитета в обществе или партии, особенно заслуг, придающих ей символическое измерение и т.д.

Политические партии различаются также по месту, занимаемому ими в системе государственной власти. Здесь можно выделить легальные и нелегальные партии, а также правящие и оппозиционные.

Наконец, партии могут быть конкурирующими или монопольными. Конкурирующие партии действуют в рамках плюралистической системы, либо осуществляя высшую власть в политической системе, либо борясь за это. Монопольные, более известные как “единственные партии”, осуществляют в политической системе высшую власть, исключая из нее любую другую партию.

Перечисленные выше типы политических партий взаимно не исключают друг друга, напротив, они часто совмещаются. Так, например, коммунистическая партия как классовая партия обычно бывает массовой (хотя в период нелегальной деятельности чаще всего она носит кадровый характер). В зависимости от системы, в которой она действует, партия может быть легальной или нелегальной, с точки зрения идеологии революционной (как кадровой, так и массовой партией); для нее характерна сильная внутренняя организация; в политических системах она играет различную роль – от главенствующей (в социалистической системе) до побочной (в условиях, когда она лишена массового влияния, в результате юридических или других ограничений искусственно отодвинута на второстепенные позиции).

Понятно, что типология партий представляет собой не более чем абстрактную схему, служащую для упорядочения крайнего разнообразия партийных организаций.

Партии имеют сложную внутреннюю структуру. Выделяются следующие элементы:

а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль;

б) стабильный бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководящей группы;

в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входящие в бюрократию;

г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К перечисленным группам следует добавить лиц, которые поддерживают партию, не являясь ее членами, и меценатов. Они могут принадлежать к партии, а могут и не принадлежать.

Руководящее меньшинство принимает основные партийные решения, обладает обширной информацией, как правило, недоступной рядовым членам, нередко манипулирует сознанием и поведением партийных масс. Руководящая группа неоднородна. В ней могут быть представлены внутрипартийные течения, оспаривающие право контроля над всей организацией. Борьба различных группировок в партии тщательно скрывается от посторонних и рядовых членов. Правда, эти разногласия трудно скрыть от общественности и средств массовой информации в демократическом обществе. Редко кого могут обмануть фразы о том, что "партия никогда не была так едина, как сейчас", предлагаемые высшими партийными функционерами для печати в наиболее тяжелое время для единства рядов партии.

Различные течения в партиях возглавляются лидерами, пользующимися авторитетом у функционеров и рядовых членов. Они стремятся к единоличному руководству, чтобы направить партию по определенному ими программному пути. Конфликты между соперничающими лидерами иногда приводят к расколу партии или же соглашению между ними и восстановлению единства организации. Чем больше авторитет и влияние лидеров партии, тем большее расстояние отделяет руководящее ядро от рядовых партийцев.

3. Партийные системы

В политологической литературе существуют различные методики классификации партийных систем. Общепринятой является следующая классификация различных систем партий и различных моделей связей между ними: многопартийная, двухпартийная и однопартийная.

Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно править. Создается правящая коалиция или правительство (однопартийное, внепартийное и т.д.), не располагая большинством в парламенте, вынужденное его получить путем компромисса с другими партиям. В настоящее время, за исключением отдельных англоязычных стран (Великобритания, США, Канада, Новая Зеландия и Австралия), большинство западных стран практикует многопартийность в различном объеме: от 12 партий в Нидерландах до четырех (страны Скандинавии) или трех партий (Бельгия, ФРГ, Австрия). Промежуточную ситуацию можно наблюдать в таких странах, как Италия или Франция.

Развитию многопартийности могут благоприятствовать или мешать различные факторы: социальные, идеологические, религиозные, институциональные.

Недостатки многопартийности. Многопартийность страдает рядом недостатков. Прежде всего, в отличие от двухпартийности, многопартийность плохо соответствует агрегированию интересов. Действительно, двухпартийная система вынуждает каждую из обеих соперничающих партий, с целью максимального расширения своего влияния, включать в свои программы требования, пользующиеся широкой народной поддержкой. Так, многочисленные разрозненные требования, выражение интересов в резкой форме различными группами, агрегируются, гармонизируются, превращаются в несколько обобщенных требований. Таким образом, партиям удается сориентироваться в потоке отдельных требований и свести их к нескольким коллективным целям, отвечающим на импульс среды. Если же существует множество небольших партий, то каждая из них стоит на ограниченной позиции и выражает только требования ограниченной группы своих сторонников, вовсе не стремясь к их гармонизации с требованиями других групп. Каждая партия хочет стать рупором определенной категории людей. В этом случае партии, действующие, прежде всего, как группы интересов, не агрегируют интересы.

Следующий недостаток многопартийности – опосредованный характер выбора. Формально избиратель может выбирать среди множества программ. Однако эта свобода выбора в действительности иллюзорна. Избиратель не принимает непосредственно решений относительно своей судьбы, не участвует в принятии крупных национальных решений. Он предоставляет это право посредникам-депутатам, которые вместо него принимают те или иные решения в зависимости от коалиций и компромиссов, ставших возможными в результате выборов. Избиратель может только раздать карты политической игры: все зависит, в конечном счете, от парламентских связей и союзов, которые заключают партии.

Третий недостаток заключается в том, что интегральная многопартийность предполагает отсутствие стабильного и спаянного парламентского большинства, способного к активной и долгосрочной поддержке правительства. Парламентское большинство, имеющее мозаичный характер, формируется и расформировывается, наделяя властью, недолговечные правительственные кабинеты и лишает их власти. Правительственная нестабильность – это расплата за интегральную многопартийность.

Впрочем, можно избежать негативных результатов или смягчить их, если в многопартийной системе будут существовать стабильные и прочные союзы, которые придадут этой системе более умеренный характер.

Формированию союзов благоприятствуют выборы по мажоритарной системе в два тура, особенно выборы, при которых избирается коалиция. В этом случае две крупные коалиции могут сформироваться на выборах и удержаться в парламенте. Такая стабильная биполяризация создает ситуацию, близкую двухпартийности. Таким образом, в ситуации уменьшения конкуренции, умеренная многопартийность является промежуточной ступенью между интегральной многопартийностью и двухпартийностью.

Двухпартийная система. Суть ее заключается в том, что существуют две сильные партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Одна из двух партий получает абсолютное большинство мест в парламенте. Другая становится тогда оппозиционной.

Двухпартийность полезна, поскольку она “функциональна”, ее результаты способствуют хорошему функционированию политической системы. Двухпартийность упрощает процесс агрегирования интересов и сокращения требований. Она делает ненужным посредничество: сам избиратель выбирает цели и руководителей, обязанных их осуществлять. Правительство, сформированное главой победившей партии, обходится без посредников. Наконец, двухпартийность гарантирует стабильность правительства, поскольку партия, находящаяся у власти, получает абсолютное большинство парламентских мест.