Смекни!
smekni.com

История понятия "тоталитаризм" (стр. 2 из 3)

Чтобы быть точным, не лишне сказать, что первоначально- в первой половине 50-х годов – К. Фридрих сформировал так называемый синдром, или совокупность пяти признаков тоталитаризма. Затем уже в совместной с З, Бжезинским работе « Тоталитарная диктатура и автократия»(1956) появляется и шестой признак тоталитаризма. В тех или иных вариациях они присутствуют во всех работах западной ( а теперь и отечественной) политологии. Излагая позицию этих двух авторов, К. Баллестрен пишет: «наибольшее распространение получили структурные особенности (тоталитаризма. - А.Б.), выделенные Фридрихом и Бжезинским: единая и обязательная для всех граждан идеология, касающаяся всех важных сторон человеческой жизни и истории; концентрация власти в руках одной, по принципу вождизма организованной партии; произвольный , не считающийся ни с какими правовыми гарантиями полицейский террор, призванный держать население в перманентном страхе, государственная монополия на средства информации и оружие; центральное плановое хозяйство».

Опираясь на трактовку этих проблем двумя названными авторами, а также другими зарубежными тоталитаризма,

Именно это неразрешимое противоречие политического и фактического господства партийно-государственной бюрократии и является саморазрушающим противоречием тоталитаризма коммунистического типа, ибо оно порождает постоянные взрывы недовольства на обеих своих сторонах- в среде народа и в рядах номенклатуры, что свидетельствует о реальной зыбкости, существенной непрочности, а так- же изменчивости этого господства, толкает общество к реформам. Импульсы этого идут прежде всего от народа, трудящихся, чьи коренные интересы, не говоря уже о социальных идеалах, не реализуются в рамках казарменного псевдосоциализма. Эти импульсы, идущие снизу, находят поддержку и вверху, у таких лидеров как Н. Хрущев или М. Горбачев, которые, считая, что призваны служить народу, трудящимся, их социалистическим идеалам и жизненным интересам, встают на этот тернистый путь и начинают борьбу с партийно-государственной бюрократией, номенклатурой, достигла на избранном пути больших или меньших результатов.

Как раз при условии сочетания действий «сверху» с поддержкой граждан «снизу» и обеспечивается продвижение вперед, к демократии. Именно таким путем –сначала с помощью «хрущевской оттепели», а затем «горбачевской перестройки»- и был в основном разрушен в Советском Союзе тоталитаризм коммунистического типа. Когда главное было сделано, М. Горбачев ценой развала СССР был отстранен от власти, а в России к руководству пришли Б. Ельцин и его команда либералов, объявивших себя демократами. Но странное дело : как только это случилось, переход от тоталитаризма к демократии резко затормозился и пошел в другом направлении.

Уходя от тоталитарных порядков к лучшей жизни, общество совершает переход от тоталитаризма к демократии, представляющий собой, по мнению К. Поппера, противоречивый процесс «открытия» общества в смысле перехода от закрытого к открытому обществу можно охарактеризовать как одну из глубочайших революций, через которые прошло человечество», переход, заполняющий чуть ли не всю историю человеческой цивилизации, еще не везде достиг одинаковых рубежей. Опираясь на попперовское понимание открытого общества и современное истолкование демократмии, можно утверждать: переход от закрытого общества к открытому, от тоталитаризма к демократии в России включает несколько линий такого развития. Важнейшие из них:

1) перемены в общественном сознании, связанные с заменой монополии на информацию гласностью, утверждением свободы печати;

2) разрушение или трансформация государственной системы массовых репрессий, террора;

3) преобразование характерной для коммунистического тоталитаризма политической системы- тандема «партия-государство» в демократическую политическую систему с общепринятым разделением властей и многопартийностью;

4) конституционно-юридическое оформление демократических порядков и прав граждан;

5) формирование с помощью демократических выборов всех структур демократической власти;

6) открытость общества к демократическим законам и нормам международного права.

Можно развернуть широкую дискуссию, выдвигая теоретические и практические аргументы за и против признания первой, исходной, начальной линией перемен при преобразовании тоталитаризма в демократию или перемены в общественном сознании, или перемены , связанные если не с разрушением, то с подрывом системы массовых репрессий террора, без чего никакие существенные преобразования тоталитарных порядков не осуществимы.

Бесспорно то, что без определенных перемен в сознании общества (тех или других его групп и структур) вообще никакие перемены не возможны, ибо любые перемены – результат целенаправленных, осознанных действий, преследующих новую цель.

Вместе с тем ясно и то, что комплексный процесс преобразования тоталитарного политического режима в демократический режим может развернуться только там и тогда, где и когда присущая тоталитаризму государственная система массовых репрессий, террора, если и не разрушена до конца, то во всяком случае серьезно подорвана.

Рассмотрим эти две линии перемен, поскольку каждая линия представляет собой весьма важную часть общей логики изучаемого перехода.

1.Возьмем в качестве первой, исходной линии трансформации тоталитаризма в демократию изменения сознания тоталитарного общества, что в данном случае предполагает два момента : во – первых, понимание, осознание обществом, его структурами, принимающими решения, необходимости устранения существующих политических структур, или их перестройки, и во- вторых, наличие убеждения, что существующее надо заменить на демократические порядки.

Сразу же следует оговориться, что в обществе, называющим себя социалистическим, служащим интересам большинства и фактически задержанном тоталитарными порядками, не возникает особых трудностей в первой части названных перемен сознания: здесь всегда теплится, не умирая, убеждение в необходимости перестройки существующих порядков. Разумеется, нет проблемы не в том, будто такое убеждение всегда господствует в обществе, нет, оно только обозначено, как-то всегда выражено, но до его распространения, а тем более господства при прочности тоталитарных порядков всегда далеко. Во-вторых, чтобы подобное убеждение - о необходимости политических перемен - стало достаточно сильным, способным привести к реальным переменам, тоже необходимы и время и определенные условия. Но и в первом, и во втором случае мы имеем дело с процессами, вполне вписывающимися в естественную эволюцию тоталитаризма коммунистических цветов.

Совершенно очевидно, что перемены в общественном сознании на пути от тоталитаризма к демократии есть перемены, связанные с отказом от моноидеологии коммунистического тоталитаризма - изобретенного И. Сталиным официального “марксизма-ленинизма” и утверждения идеологического плюрализма. Решение этой сложной и многоплановой задачи предполагает также отказ от характерной для тоталитаризма монополии на информацию и утверждение взамен ее гласности, свободы печати.

2. В качестве второй линии трансформации тоталитаризма в демократию, рассмотрим уже упоминавшуюся линию перемен, связанных с перестройкой государственной системы массовых репрессий, террора, в систему демократических структур защиты безопасности государства и граждан.

Уже говорилось о том, что без разрушения или хотя бы подрыва государственной системы и аппарата массовых репрессий, террора не может обрести полную силу весь комплексный процесс перехода от тоталитаризма коммунистических цветов к демократии, не зависимо от того, идет ли речь о перестройке тоталитарного сознания или о преобразованиях политических структур, или о переменах, связанных с экономикой. Есть основания утверждать следующее : поскольку государственная система массовых репрессий является стержнем, на котором держался весь тоталитаризм, - только с помощью этой системы, и осуществлялся тотальный контроль за всеми сторонами общественной жизни и за всеми гражданами , то и перемены, перестройки здесь требуют особой последовательности: структуры преследования, насилия контроля подобно метастазам прорастают во всех частях общественного организма, подчиняют своим целям жизнедеятельность самых разнообразных структур, органов и организаций.

Без продуманной системы мер, неоднократных перестроек устранение этой злокачественной опухоли, а тем более ее замена необходимыми для жизни государства и защиты интересов граждан органами, невозможна.

Первостепенное значение здесь имеет само осуждение обществом массовых репрессий как недопустимой, постыдной черты государственной политики (вместе с тем осуждению и осмеянию должны быть подвергнуты массовое доносительство, разоблачаются и осуждаются методы и способы действия репрессивных органов) перестраиваются и не один раз - органы государственной безопасности, внутренних дел, милиции и т.д.

Но, пожалуй, главное место здесь принадлежит вытравливанию из сознания граждан рабской психологии, покорности любому требованию властей, правовому беспределу чиновничества, преодолению правовой беспомощности населения, т.е. всего того, что было внедрено в общественное сознание, в человеческую психологию десятилетиями господства тоталитарных порядков, подавления ими прав и свобод граждан.