Смекни!
smekni.com

Виды политических режимов (стр. 2 из 2)

Коллективистская демократия является несостоятельной для нынешних дней, так как власть народа не может быть реальной без гарантирования индивидуальной свободы и других прав личности. История показала, что «общая воля», «общенародный» интерес представляют собой лишь вымысел, миф, оправдывающий политическое господство отдельного лица или группы, даже если они рассматриваются как неоспоримые границы демократии.

Индивидуалистическая демократия выделяет личность из общества и государства, уделяет первостепенное внимание гарантиям прав и свобод гражданина, предотвращает всякое подавление личности властью.

Плюралистическая демократия исходит из того, что ни личность, ни народ не являются главными движущими силами политики. Именно в группе, в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности личности. С Помощью группы личность получает возможность участвовать в политике и защищать свои интересы. Народ не может являться главным субъектом политики, так как представлен людьми с противоположными интересами. Назначение демократии состоит в предоставлении всем гражданам возможности открыто выражать свои интересы, приходить к компромиссу.

Плюралистические теории демократии находят практическое применение во многих государствах мира, однако и они обладают недостатками. Данные теории преувеличивают сплоченность населения, активное отстаивание своих интересов. В реальной жизни не более одной трети граждан представлены в группах интересов. Поэтому данная модель демократии не будет властью большинства. Недостаточно учитывается и даже игнорируется влияние многочисленных социальных слоев на власть. Сегодня мы видим, что власть достаточно тесно переплетена с бизнесом, отдельными профсоюзами, и это нельзя не учитывать. Плюралистические теории демократии рассматривают государство как нейтрального арбитра, стремящегося к справедливому сочетанию интересов всех слоев населения. На самом деле государство обычно находится под влиянием капитала, поэтому не может придерживаться нейтралитета.

Как отмечают многие политические антропологи, человек не всегда готов к демократии, так как он – существо противоречивое, поддающееся внешнему воздействию и лишь частично разумное. Демократия предполагает такую модель управленческой системы, которая основывается на рациональном поведении рядовых граждан и политических элит, их готовности действовать разумно, сочетая свои собственные интересы с интересами других, всего общества. Однако типичными чертами политической жизни большинства государств мира являются пренебрежение интересами других людей, религиозная и национальная непримиримость, индивидуальный и групповой эгоизм, иррациональность поведения граждан.

Любой политический режим, в том числе и демократия, – благо лишь тогда, когда он соответствует политической культуре и менталитету народа, когда демократические правила игры признаются и принимаются подавляющим большинством граждан, когда можно говорить о самодисциплине, об уважении к закону.

Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях, например в периоды войн, острых кризисов, когда нужно основываться скорее не на добровольных побуждениях гражданка на требованиях времени.

Переход к демократии требует длительного промежутка времени и целесообразен лишь тогда, когда общество испытывает в ней необходимость. Насаждение демократии «сверху» неспособно не только построить демократию, но и подрывает имеющийся порядок в обществе, когда демократические реформы превращаются в ширму для безнравственной деятельности, растаскивания государственного достояния и разрушения самого государства.