Смекни!
smekni.com

Власть - интеллигенция - идеология в России (стр. 2 из 4)

Все эти проблемы нуждаются в самом тщательном изучении на основании различных источников, в том числе и материалов партийных съездов и конференций, их резолюций, без знания которых нельзя понять и восстановить реальную картину происходивших в России событий, влияние всех факторов, в том числе партийного и государственного руководства, являвшегося инициатором и проводником всех социальных перемен в обществе.

Проблему власть-интеллигенция-идеология нельзя глубоко исследовать, не обращаясь к анализу различных групп интеллигенции, их позиций и влияния на протекавшие в обществе процессы. Именно интеллигенция, ее творчество в самых различных областях интеллектуальной жизни общества, будь то политика, культура, литература, искусство, образование, оказывается самой влиятельной силой в формировании и эволюции общественного сознания. Причем различные группы интеллигенции, причастные к идеологическому процессу, по-разному влияли на сознание отдельных слоев общества, разные поколения, социальные группы. В процессе этого воздействия использовались самые разнообразные средства: от политических выступлений и разъяснений мероприятий партии и государства до стихов, куплетов (Д. Бедного), повестей и романов, песенного творчества поэтов и композиторов, создавших замечательные произведения, которые почти не изучаются историками и социологами.

Интеллигенцию, причастную к формированию новой идеологии, в 20-30-х гг. можно разделить на несколько больших групп, которые по-разному влияли на изменения в сфере сознания и культуры, протекавшие в обществе.

Изучая участие различных групп интеллигенции в формировании новой идеологической системы, приходится констатировать ее деление на два больших лагеря. Прежде всего необходимо выделить группу марксистского направления и ту часть интеллигенции, которая не принимала революционных перемен, советской власти и марксизма и пыталась оказывать сопротивление политике, проводившейся партией и государством в области перестройки общественного сознания. Каждая из этих групп имела определенные подгруппы, которые довольно заметно отличались друг от друга по самым различным признакам (например, политическим позициям, мировоззрению, профессиональной принадлежности, материальному положению, реалистичности самооценок, социальным устремлениям и т.д.).

Интеллигенцию, принадлежавшую к марксистскому лагерю, в свою очередь, можно разделить на ряд групп по той роли, которую они играли в формировании и распространении новой идеологической доктрины в 20-30-е гг. В последующие периоды советской истории произошли существенные изменения в составе этих групп, возможностях их влияния, формах и методах работы, а в ряде случаев и в понимании тех задач, которые ставили правящие верхи.

В первую группу, видимо, можно выделить теоретиков и идеологов (эти понятия необходимо разграничивать при изучении данной проблемы), которые еще до революции были создателями и носителями большевизма как идеологии и стали ядром новой формирующейся системы. Они смогли (в одних случаях более, в других менее удачно) на базе марксистской теории создать определенную идеологическую доктрину, систему идей, первоначально очень подвижную и аморфную, с большим количеством самых различных противоречий, которые по мере развития исчезали (например, концепция "военного коммунизма"), либо сохранялись (представления о руководящей роли партии в системе диктатуры пролетариата). Они определяли содержание новой идеологии, точнее ее системообразующее ядро, которое затем дополнялось другими идеями и концепциями в зависимости от смены исторических этапов. Эта группа создавала основные доктринальные тексты, которые влияли на идеологический процесс, на формирование новой идеологической системы. К ним относятся работы В.И. Ленина и его выступления по вопросам идеологии и общественного сознания (особенно такие, как "Пролетарская революция и ренегат Каутский", "О значении воинствующего материализма" и другие), статьи и речи Л.Д. Троцкого, содержавшие много интересных наблюдений и оценок по вопросам идеологии, массового сознания, их эволюции после 1917 г.; выступления и работы Н.И. Бухарина ("Теория исторического материализма", "Азбука Коммунизма", написанная совместно с Преображенским). Это относится также и к выступлениям А.В. Луначарского по вопросам культуры, массового сознания, литературы и их роли в обществе, Е.А. Преображенского по проблемам борьбы на идеологическом фронте. По-видимому, он явился автором предложения об использовании репрессивных мер против активно выступающих представителей интеллигенции, противодействующих распространению новой идеологии, охарактеризовав их как противников советской власти.

Вторая группа партийной и советской интеллигенции (достаточно образованная) занималась преимущественно организацией всей идеологической работы, возглавляя различные структуры типа Политпросвета, Агитпропа, а также новые учебные центры (Институт красной профессуры, коммунистические университеты, совпартшколы, Социалистическую академию и др.), ведущие партийные и государственные органы печати, издательства, различные общественные организации. К этой группе можно отнести А.С. Бубнова, Д.Б. Рязанова, М.С. Ольминского, М.Н. Покровского, В.И. Невского, Н.Н. Батурина, В.А. Быстрянского и др., среди которых было много историков. Их деятельность в сфере идеологии была весьма разнообразной и многосторонней. Они участвовали в подготовке идеологических кадров, в пропаганде идей социализма и марксизма своими выступлениями, статьями, брошюрами, в организации различных массовых кампаний, связанных с юбилеями партии, революции, знаменательными историческими датами историко-революционного характера, игравших заметную роль в пропаганде идей классовой борьбы, связи большевизма с предшествующими поколениями революционеров (юбилей А. Герцена, С. Халтурина, "Народной Воли", Н. Чернышевского и др.).

К третьей группе можно было бы отнести ученых-профессионалов, специалистов в области истории, философии, права, социологии, создававших труды по различным вопросам общественного развития, текущей политики, международных отношений, социалистического строительства, электрификации и кооперации, индустриализации и др. В этой группе заметную роль играли историки, особенно такие, как Н.М. Лукин, В.П. Волгин, Ф.А. Ротштейн, В.М. Павлович-Вельтман, экономисты Г.М. Кржижановский, В.И. Скворцов-Степанов, Ю. Мархлевский, В.П. Милютин, философ Д.А. Деборин и др. Именно этой группе принадлежала ведущая роль в пропаганде и популяризации марксистской теории, концепции социализма и коммунизма, политики партии и государства. Этой же группе интеллигенции, которая постоянно увеличивалась, принадлежала главная роль в распространении идей марксизма, в обосновании необходимости и целесообразности избранного страной социалистического пути развития, в создании концепции социалистической культуры, социалистического образа жизни.

В деятельности данной группы было еще одно весьма важное направление, которое особенно заметно влияло на происходившие в обществе изменения, отражая установки партийной элиты, призывавшей вести непримиримую борьбу на идеологическом фронте, против идейных противников марксизма и социализма. Это проявилось в многочисленных выступлениях представителей научной интеллигенции, в критике ученых буржуазного направления, народнических авторов, теоретиков кооперативного социализма, западноевропейской социал-демократии. Об этом свидетельствуют статьи на страницах ведущих научных и общественно-политических журналов, появившихся в 20-30-е гг., особенно таких, как: "Под знаменем марксизма", "Вестник Коммунистической академии", "Коммунистический интернационал", "Пролетарская революция", "Печать и революция", "Проблемы марксизма" и др. Большинство статей ученых марксистского направления было посвящено не позитивной разработке проблем социалистической теории, вопросам строительства новых форм жизни, анализу насущных проблем общественного развития, экономике, культуре, массовому сознанию, новому правотворчеству, а критике идейных противников марксизма, а точнее ленинизма и большевизма, т.е. иных точек зрения, отличных от тех позиций, которые стали господствующими в партии. Наряду с достаточно обоснованной критикой ряда важных положений и идей, получивших распространение среди различных групп интеллигенции, представителей оппозиции внутри партии большевиков, большое распространение получили такие подходы и принципы критики, которые не имели ничего общего с решением научных проблем, с поиском истины, с обоснованием научного видения общественных процессов. Особенно заметно это проявилось в критике противников материализма и диалектики, в разоблачении приверженцев идеализма, к которым относили почти всех буржуазных ученых, концепции стадиального и многофакторного развития общества, классовой борьбы, роли государства и права, т.е. тех проблем, которые были связаны с политикой коммунистической партии и советского государства, с формированием новой идеологии, с пониманием роли интеллигенции в становлении новых общественных структур. Хотя в годы советской власти вышло большое количество литературы по истории, философии, праву, литературоведению, истории исторической науки, но вопросы идейной борьбы, идеологического противостояния ученых различных направлений, их последствия для отечественной науки и самих ученых, оказавшихся заложниками политики и идеологии, еще мало изучены.