Смекни!
smekni.com

Политическая концепция И.А. Ильина (стр. 2 из 3)

5. Проблема права и правового государства

Справедливое право, по Ильину, — такое, которое верно разрешает столкновение между естественным неравенством и духовным равенством людей. Все люди на земле имеют индивидуальный способ бытия, все люди по сути своей различны, хотя и могут отчасти походить друг на друга. Поэтому было бы несправедливо при таком неравенстве налагать на них равные требования. С другой стороны, "все люди как разумные живые существа, носящие в себе влечение к счастью и к полноте духовного бытия, скрывающие в себе голос совести и способность к нравственному совершенствованию, — имеют одинаковое, по справедливости равное притязание на жизнь, на удовлетворение, на развитие своих благих способностей и на свободу добрых проявлений. Это равенство не состоит, разумеется, в том, что все имеют безграничную свободу, или что никто никому не обязан подчиняться, или что всякий волен делать, что ему угодно. Нет, свобода каждого человека простирается лишь до тех пределов, у которых начинается свобода других людей" [28].

Правильное отношение между нормами права и нормами морали, по Ильину, существует тогда, когда право, не выходя из своих пределов, согласуется по существу с требованиями морали и является для неё подготовительной ступенью и поддержкою; а мораль, со своей стороны, служа для права высшим мерилом и руководителем, придаёт правовым велениям то глубокое значение и ту обязательную силу, которая присуща морали.

Но всё это должно покоиться на самом главном, о чём неустанно пишет Ильин — на правосознании. Это ключевое слово его правовой философии. Главное и самое ценное в учении Ильина состоит в том, что оттеняя "внешнюю" природу права, он усматривает её подлинную "внутреннюю" душевно-духовную сущность.

Правосознание у Ильина так же относится к праву вообще, как естественное право к положительному праву, как нравственность к морали, нормы нравов к правовым нормам, непрерывное к дискретному, интегральное к дифференциальному, бесконечное к конечному: оно является важнейшим компонентом общественного бытия. "Правосознание есть особого рода инстинктивное правочувствие, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признаёт духовность других людей; отсюда и основные аксиомы правосознания:

— чувство собственного духовного достоинства,

— способность к самообязыванию и самоуправлению и

— взаимное уважение и доверие людей друг к другу.

Эти аксиомы учат человека самостоянию, свободе, совместности, взаимности и солидарности. И прежде всего, и больше всего — духовной воле"

1. Наше правовое государство строится формально — без учёта важнейшего внутреннего компонента правосознания наших политиков, наших граждан и нашего народа.

2. Государство понимается не как союз людей, организованных на началах права, объединённых господством над единой территорией и подчинённых единой власти для лучшей жизни всех, а как отделённый от народа, гражданского общества правовой институт.

3. Отсутствие каких-либо правильных форм государств бывшего СССР. Государственная форма есть функция правосознания народа в данный исторический момент. Поэтому введение несоответствующих форм, таких как республика, федерация, демократия и под., в странах, где у народов доминирующими являются монархические предпочтения, приводит к искажению и отторжению самих по себе правильных форм.

4. Следует ещё отметить, что нашему народу не хватает и просто элементарных экономических знаний. Все борются за повышение заработной платы (первыми и показательными в этом отношении были выступления шахтёров ещё в СССР, пытавшихся свалить правительство Павлова и не ведавших о последствиях своих претензий), добиваются повышения пенсий, улучшения условий труда, страхования, улучшения экологической обстановки. Но никто не отдаёт себе отчёта в том, что за это нужно платить: трудом и значительным (длительным, производительным и эффективным) самой сильной части общества (людьми от 18 до 50 лет). Никто не знает, что самую существенную роль в повышении инфляции играет увеличение заработной платы, потом уже — дефицит государственного бюджета, рост цен на мировом рынке, чрезмерные расходы на охрану природы и т. д. [34]Отсутствие инфляции и хорошая жизнь есть функция платежа — хотите хорошо жить, платите деньги, вносите налоги (в этом смысле примечательным является прямо "героическое" в наше время явление неуплаты налогов — бухгалтера нанимают и платят ему большие деньги за то, чтобы он "оформил баланс", чтобы меньше заплатить налогов). Властные структуры воспользовались этим законом экономики и уменьшили (замедлили) инфляцию за счёт не только не повышения заработной платы, а за счёт её задержки! или её невыдачи! Современное наше государство не только не в состоянии тратить деньги на экологию, но получает валюту за захоронение ядерных и химических отходов других стран, т. е. использует деньги других народов, улучшающих свою экологию за счёт экологической обстановки и здоровья наших людей. Чтобы наши старики жили достойно, нужно молодым работать на износ, чтобы в этой работе они видели и свою приближающуюся неизбежную старость и не поступали, как большевики-революционеры или как современный диктатор Джохар Дудаев, переставшие платить пенсии: одни — бывшим чиновникам, другой — всему своему народу.

Трудно себе, конечно, представить, чтобы люди научились понимать: "если зарплата не растёт, то в государстве всё в порядке" и "если в государстве всё в порядке, то зарплата может вырасти".

6. Проблема гражданского общества

Построение государства как объединения людей на правовой, волевой и властной основе для лучшей жизни носит характер гетерономный, учредительный, идущий сверху, и это законный и оправдано-верный компонент построения. Но, в силу двойственности всякого истинного бытия, есть другой, дополнительный процесс объединения людей — автономный, корпоративный, идущий снизу. Этот компонент называют гражданским обществом. В силу двойственности (а не дуализма) гражданское общество не враждебно государству, а государство не враждебно гражданскому обществу: они нужны друг другу, а оба (не одно или другое) нужны всем людям, — тем конечно, которые не злы, не коварны, не стремящиеся жить за счёт других, — т. е. нормальным людям. Крайности — тоталитаризм (большевики-коммунисты-интернационалисты) и анархизм (революционеры, борцы за "права человека") во взаимном своём неприятии утрируют здоровые компоненты человеческого объединения и самоуничтожаются, уничтожая при этом и нормальных людей.

Последствия этого искажения сказываются и при попытках построить и создать национальные программы возрождения России, когда подробно разбираются обязанности государственных деятелей, структуры государственных институтов, ограничения чиновников и под., но обязанности граждан и права государственных чиновников практически остаются вне внимания. Аналогично, строящие программы гражданского общества, например, русские солидаристы (у них, пожалуй, у единственных, много замечательных идей: солидарность, субсидиарность, оптимальная поддержка и пр.) [41], сосредоточены на правах граждан, на минимизации полномочий властных и государственных структур, опять-таки забывая об обязанностях граждан и правах государства.

7. Проблема монархии и республики

Это сложная и до недавнего времени запрещённая для дискуссии и размышления проблема. В нескольких словах здесь её не осветить и не поставить. В нашей современной России эта проблема особенно болезненна как в кругах монархистов, так и в демократических кругах. Три уровня монархических идей — Иван Солоневич (уровень инстинкта и народных нравов), Лев Тихомиров (уровень души и нравственной идеи в обществе) и Иван Ильин (уровень духа и религиозного правосознания в народе) — представляют широту, глубину и деликатность монархического устройства и вместе с тем естественность его для России. Республиканско-демократические умонастроения более просты и практичны, но далеки от глубинных душевных и духовных корней русского, более близки окраинам России, проявляются в казачей среде, легки и положительны для самоуправляющейся и ответственной личности и инструментарны (в разрушительном и воинственном плане) для врагов России.

Их удачное и положительное сочетание, "непредрешение", предпочтение и учреждение — всё это исторические проблемы и пока далеки от должного разрешения. Понять, в чём существо этой проблемы, можно, для начала прочитав труд И. А. Ильина "О монархии и республике". Предлагаемая Ильиным Конституция — первый шаг для решения этой проблемы.