Смекни!
smekni.com

Человек политический, как субъект политического общества (стр. 4 из 4)

Тип политического сознания тесно координирует с типом политического поведения личности, той или иной социальной группы. В этом плане в современных условиях политическое сознание классифицируется по следующим типам: консервативное, либеральное, право- или леворадикальное, реформистское и др. течения. Различные течения консерватизма объединяет общая функция- идейно- политическое оправдание и стабилизация исторически изживших себя структур. Модернизацией консервативного сознания является неоконсерватизм. Либерализм как тип политического сознания исходит из принципа свободы личности, предпринимательства, рынка, ратует за демократию и гражданские права. Радикализм правого и левого толка можно определить как социальный критицизм, направленный на изменение существующей политической системы. Некоторые ученые выделяют такие три типа политического сознания, как национализм, тоталитаризм, авторитаризм.

Что качается Росси, то сейчас наблюдается переход от социалистического к либерально-демократическому типу политического сознания. Страна находится в переходном периоде, когда многие люди, особенно старшего и среднего возраста, еще не освободились от прежнего типа сознания. Кстати, и некоторые американские ученые говорят о переходном характере сознания граждан США. Так З. Бжезинский пишет, что состояние неуверенности, напряженности, нравственного разброда, которые характеризуют современное американское общество, есть результат одной- единственной, главной причины: это общество находится в переходном состоянии между прошлым и будущим, между «индустриальным» обществом и «технотронным».

Активная, деятельностная роль политического сознания находит свое выражение в следующих функциях:

1) познавательной, дающей представление об окружающей политической действительности и позволяющей человеку ориентироваться в ней;

2) когнитивной, выражающей потребность человека и социальных групп в отражении и осознании индивидуальных, групповых и общественных интересов;

3) идеологической, призванной обосновывать, защищать и оправдывать интересы группы или общества в целом;

4) оценочной, как внутреннего отношения субъекта к окружающему его миру политики, которое находит свое выражение в оценках, касающихся этого мира;

5) целеполагательной, содержащей установку на достижение определенных результатов деятельности. Готовность субъекта к целенаправленной деятельности обусловлена мотивом. Он вызывает активность, обусловливает выбор предмета деятельности, пути движения к предмету, формы деятельности субъекта;

6) коммуникативной, обозначающей взаимодействие субъектов и носителей политических отношений между собой и институтами;

7) прогностической, заключающейся в способности группы или общества к гипотетической оценке возможного развития политических процессов.

Политическое сознание постоянно изменяется, продвигаясь от сравнительно простых форм к сложным. Различают групповое или индивидуальное политическое сознание. Индивидуальное политическое сознание локализуется в психике, субъективном мире отдельного человека, а общественное в системе политической организации, порядке политической жизни общества, в его политической культуре. Совокупность индивидуальных политических сознаний складывается «сгущается» в политическое сознание общества.

Проблемы современного политического сознания

Развитие демократической политики, которая так или иначе выражается в формах плюралистического или постмодернистского сознания, нельзя считать однозначным. Усложнение мировоззрения углубление в психологию, которое человека показывает не только в его положительных, но и отрицательных проявлениях, ставит перед цивилизацией рубежа перехода к третьему тысячелетию массу проблем. Очень многие мыслители пессимистически оценивают последствия изменений, происходящих в современном раскрепощенном и технизированном обществе.

Прошлый век характеризовался высоким уровнем социально- политического оптимизма. Большое количество мыслителей пыталось осмыслить прогресс человечества в идеологической форме. Коммунисты, социалисты, либералы, анархисты и представители иных идеологических течений предлагали массу проектов, направленных на создание идеальных социально-политических условий. Массовое сознание характеризовалось высоким уровнем легитимности, доверия и возможностям политической демократии в улучшение организации жизни и в повышение уровня культуры (К. Юнг).

Число мыслителей, отрицательно оценивающих возможности общества, было гораздо меньшим (Ницше, Шопенгауэр, Шпенглер). Они считали, что привычный европейский мир себя исчерпал, пытались определить контуры новой культуры, которая позволила бы разрешить те противоречия, которые накопились в культуре.

В 20 веке мыслители, положительно оценивающие состояние общества, связывают надежды на улучшение общественных условий с технотронными процессами и возможностями демократизации. Многие из них (Б. Фуллер, А. Виннер) считают, что непрерывный экономический рост будет способствовать объединению стран мира на взаимовыгодных условиях. Например, они считают, что военная угроза может усилить контроль над политическим антагонизмом; развитие технологии приведет к дельнейшему развитию мирового рынка, которое позволит снизить международную конфликтность; дефицит ресурсов может повлечь взаимодействие между странами и т.д.

Представители «пессимистических» направлений те же самые факты истолковывают отрицательно (Р. Гарриман, Д. Медоуз). Они считают, что национальные государства превратились в угрозу для существования мира в политических взаимоотношениях, но существовать подобная структура будет не долго. Такие проблемы, как нехватка ресурсов, межгосударственные конфликты, национально-этнические противоречия, военная и экологическая угрозы, будут обостряться что порождает целый ряд проблем в политическом сознании и практике. Мировые войны, революции и потрясения 20 века укрепляют подобные настроения.

Даже в самом развитом демократическом обществе эти реальные процессы и их взаимодействие на политическое сознание порождают такие явления, как всплески террористической идеологии, садистских и иных деструктивных явлений сознания. Расширение сектора сознания и изменение социально- политической жизни, приводящие к уменьшению политического ограничения и роста свободы, порождают массу новых явлений которые не сразу ассимилируются культурой. Человек попадает в ситуации аномии (Дюркгейм), в которой инновации еще не нормированы. Они порождают возможность ментальных и поведенческих отклонений негативного характера из-за неготовности людей и общества ассимилировать (усвоить) явления демократии, порождаемые свободой, которая не превратилась в факт культуры.


Заключение

Сознание вообще представляет собой специфическую способность человека и человечества так ориентироваться в окружающей среде, чтобы можно было существовать или адаптироваться творческим образом- взаимодействуя со средой преобразующим способом. Человек, в отличие от животного, не только пользуется природой для собственного выживания, но и изменяет ее внедряет в нее, превращает тело природы в свое общественное тело. По поводу сознания в наше время существует много мнений.

Политика занимается делами людей, а не природы. Поэтому политическое сознание направляет свое внимание на общество в целом, а его непосредственной задачей является осознание того, как можно организовать сообществом с максимальным учетом потребностей людей и минимальным уровнем насилия. Политическое сознание всегда является ситуативным, оно осознает общество исходя из реального «здесь и сейчас». Это сознание всегда носит партийный характер, поскольку нет людей вообще, а существуют конкретные люди, выражающие в сознании не только предметы, но и свою индивидуальную жизнь среди них. Это обстоятельство делает политическое сознание идеологией. Политическое сознание носит всегда открытый характер, поскольку у всех людей по поводу политики не может быть единого мнения, это всегда борьба, диалог, компромисс, консенсус- на любой вкус.

Политическое сознание позволяет различным группам людей и всему сообществу в целом осознать свои частные интересы и попытаться их совместить с интересами других групп в политической структуре. Политическое сознание выражает интересы, которые возникают в реальной жизни. Оно позволяет сформулировать ценности, на которые ориентируются люди, пытаясь реализовать свои интересы. В пределах политического сознания создаются нормы, которые определяют условия социалистического взаимодействия людей.

Политическое сознание распределено среди всех людей живущих в обществе. Такое сознание можно считать массовым политическим сознанием. Существуют и элитарные формы политического сознания, которые возникают в головах великих мыслителей и профессионалов занимающихся политикой и идеологией.

В целом можно сказать, что 20 столетие в развитии политического сознания можно характеризовать большими сдвигами, и одновременно констатировать, что это развитие во многом не востребовано, не осмысленно, инее включено в культурно-политические технологии. Этот разрыв между политическим сознанием и политической практикой порождает массу проблем. Например, в отношении тех событий, которые происходят в этих сферах в России, пока нельзя высказаться однозначно, поскольку интервенция для нас чуждого демократического сознания может сказаться на политической практике самым непредсказуемым образом.

Указанные проблемы решить достаточно сложно. В то же время можно надеяться, что как в мире, так и у нас в России развитие гражданско-политического процесса приведет к росту сознательности большого числа людей, что повысит уровень контролируемости политической сферы и может снизит уровень конфликтности.


Список литературы

1) Политология для студентов технических вузов; под редакцией доктора философских наук профессора Б. И. Кретова; Москва, «Высшая школа», 2002г.

2) Политология учебное пособие для технических вузов; под редакцией М. А. Василика; Санкт-Петербург, «Пионер», Москва, Астрель, АСТ, 2005г.

3) 100 экзаменационных ответов по политологии; И. Д. Коротец; Ростов-на-Дону, издательский центр «Маар Т», 2002г.