Смекни!
smekni.com

Десталинизация в СССР (стр. 3 из 3)

Г.А. Арбатов отмечает, что ресталинизация стала возможна благодаря тому, что на руководящих постах, у рычагов власти оставалось множество людей, приверженцев сталинского порядка, которым трудно было найти себе место в иной системе[11].

Значительная часть общества была не готова к переменам, а потому как только высшее руководство переставало предпринимать меры по десталинизации общества, общественное сознание и общественные институты сами собой возвращались на круги своя.

Арбатов характеризует ресталинизацию как «ползучую»[12], так как она не проводилась каким-либо декретом, а а постепенно обволакивала общественную жизнь.

Одно из направлений ресталинизации – административные меры против тех, кто занимал антисталинские позиции. Это и травля, и высылка за рубеж, и «психушки».

Общая тенденция в руководстве страной нашла отражение и в духовной жизни общества – в науке, идеологии, культуре.

Историческая литература сохранила упоминания о XXсъезде КПСС, правда, без имени Хрущева и без содержания его речи.

Была предпринята попытка сделать вид, что ничего не произошло, и что XX съезда вообще не было. Главным образом была сделана ставка на заслуги Сталина в период Великой отечественной войны. В этом отношении за своеобразную «реабилитацию» Сталина выступили военные. Мемуары участников войны Жукова, Еременко, Ротмистрова, Конева, Баграмяна, Василевского, Яковлева, Голованова были выдержаны в апологетическом в отношении Сталина духе.

С конца 60-х – начала 70-х гг. во внутренних делах ресталинизация неуклонно набирала силу.

Второй виток десталинизации принято связывать со временем Перестройки. В 1987 году манифестации в столицах прибалтийских республик осудили так называемый секретный дополнительный протокол пакта Молотова — Риббентропа. Параллельно там стали нарастать сепаратистские тенденции. На пленуме Верховного Суда СССР (4 февраля 1988 г.) и втором съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) успешно заклеймили Сталина и весь сталинский период. В свою очередь, пятый съезд, проходивший со 2 по 6 сентября 1991 года, инициировал распад Советского Союза, по факту признавший необоснованность включения прибалтийских стран в состав России в 1940 году и объявивший о независимости Эстонии, Латвии и Литвы.

Современный этап

Сейчас слышатся самые разные отклики о Сталине. Противники сталинской политики уделяют основное внимание практике репрессий, сторонники апеллируют к былому статусу сверхдержавы. Сдвиги в сторону реабилитации И.В.Сталина, конечно, объективно присутствуют (предложение президента о переименовании названия города Волгограда на табличке памятника советским войнам, павшим в боях Сталинградской битвы). Целесообразно задать вопрос: «Что значит Сталин для сегодняшней жизни?».

В настоящее время отношение к Сталину встречается как одобрительное, так и враждебное. Казалось бы, сейчас отношение к Сталину должно сложиться объективное, мы должны понять природу сталинизма, выявить основные его черты. Но происходит обратное - с каким-то необъяснимым сладострастием писатели, ученые, кинодеятели снова и снова берутся за изображение натуры Сталина, тончайших проявлений его психологии, его отношений с соратниками, сотрапезниками, женами, любовницами, детьми.

Сейчас в России начинают действовать многие организации сталинистов. Они развивают активную деятельность по восстановлению памятников Сталину, открытию посвященных ему музеев. Во многих городах эти музеи открыты, памятники восстановлены. Деятельность подобных организаций натыкается на противодействие со стороны Организаций, объединяющих жертвы политических репрессий и т.п., но компромисса они пока достигнуть не могут.

Ф.М. Бурлацкий высказывает мнение, что и сейчас традиции сталинизма живы в нашей стране. Основные из них – это 1) Психология вождизма: вождь или, говоря демократическим языком, лидер вправе решать все за народ, не спрашивая его мнения.

2) Господство бюрократии

3)Государственный капитализм.

Сталинская система – как ни горько признавать это – опиралась на народ и народное сознание. И как раз здесь особенно сильны «пережитки сталинизма». Россияне, во многом разочарованные в мечтах о демократии и благоприятных реформах, нередко уповают на сильного человека, на вождя, который «разберется» с элитой и бюрократией и поставит государство на службу народу. Коммунизм как идеология исчез, а как механизм господства все еще сохраняется.

Местами сейчас доходит даже до чрезмерного восхваления Сталина.

В последние месяцы общественное мнение сильно потрясла история с выставлением в верхнем приделе храма Святой равноапостольной княгини Ольги иконы блаженной Матроны Московской, на которой на первом плане изображен Сталин. Прихожане храма посчитали это кощунством, однако настоятель храма отец Евстафий утверждает, что Матрона Московская реально благословила вождя на военные подвиги, поэтому изображение этого сюжета имеет право на существование. «Что бы ни говорили, но для меня Сталин – отец. И я не хочу предавать его», – заявил священнослужитель.


Заключение

Десталинизация – сложный процесс, который был начат Хрущевым, на мой взгляд, необдуманно. Безусловно, ошибки прошлого необходимо было признать, но не в резкой форме.

Десталинизация в стране всегда проходила сверху. Подлинно она произойдет только тогда, когда мы вообще не будем говорить о Сталине. На протяжении долгого времени господствовали различные представления о том, что такое сталинизм. Это репрессии, это ГУЛаг, это трагедия коллективизации, это система во главе с тираном. Но действительно правдой является то, что сталинизм – это реакция на перемены, он начинается тогда, когда общественные устои расшатываются, когда нужно мобилизовать все силы.

Подлинно десталинизация нашего общества еще не закончилась, и на мой взгляд, закончится не скоро.


Литература

1)Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953 – 1964 гг. М., 2004,

2)Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953 – 1985). Свидетельство современника. – М., 1991.

3)Бурлацкий Ф. М. Сталин и сталинизм: прошлое, которое не уходит // Независимая газета, № от 17.02.2006.

4)Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945 – 1991 гг. – Новосибирск, 2000.

5)Пыжиков А. Хрущевская «оттепель» 1953 – 1964. М.,2002.

6)Н. С. Хрущев. Материалы к биографии. М. – 1989.


[1] Пыжиков А. Хрущевская «оттепель» 1953 – 1964. М.,2002, с. 41.

[2] Бурлацкий Ф. М. Сталин и сталинизм: прошлое, которое не уходит // Независимая газета, № от 17.02.2006

[3] Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953 – 1964 гг. М., 2004,с. 178.

[4] Пыжиков А. Хрущевская «оттепель» 1953 – 1964. М.,2002, с. 59.

[5] Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953 – 1964 гг. М., 2004,1с. 174.

[6] Н. С. Хрущев. Материалы к биографии. М. - 1989

[7] Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953 – 1964 гг. М., 2004,1с.339.

[8] Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953 – 1964 гг. М., 2004,1с.341.

[9] Бурлацкий Ф. М. Сталин и сталинизм: прошлое, которое не уходит // Независимая газета, № от 17.02.2006.

[10] Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945 – 1991 гг. – Новосибирск, 2000, с. 321.

[11] Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953 – 1985). Свидетельство современника. – М., 1991, с. 149.

[12] Там же с 150.