Смекни!
smekni.com

Политическая мысль Нового и Новейшего времени (стр. 2 из 5)

Французский либералХIХ в. Алексис де Токвиль известен, прежде всего, благодаря книге «Демократия в Америке». Пробыв в США девять месяцев, он написал книгу об этой стране, ее устройстве. Он пришел к выводу, что в будущем во всем мире неизбежно установится демократия; что французская и американская революции – это не случайные события, а составляющие части единого процесса демократизации. И потому перед людьми стоит не выбор между аристократией и демократией, а между демократией, обладающей порядком и моралью, и демократией, не знающей порядка.

Он искал равновесие между понятиями свободы и равенства. «Равенство желательно, однако оно постоянно угрожает потерей свободы». Токвиль считал, что равенство порождает две тенденции: первая подталкивает к анархии, вторая ведет к закрепощению. «Демократические народы имеют природную тягу к свободе, они ее ищут, любят и болезненно переживают ее потерю. Они желают равенства в свободе, и если она для них недостижима, то они по-прежнему хотят равенства, хотя бы в рабстве». Предпочтение Токвиль отдавал политической свободе, а не политическому равенству.

Демократический либерализм опирался на идею свободного неконтролируемого рынка. Теоретическое обоснование эти новые идеи получили в работах английского экономиста Адама Смита (1723-1790 гг.). Свобода экономической деятельности, по мысли Смита, приведет к тому, что рынки свободной конкуренции превратятся в анонимного правителя, который будет руководить общественной жизнью. Роль государства должна быть сведена к гарантии безопасности личности и сохранения ее собственности. По вопросу о равенстве он сходился во взглядах с представителями аристократического либерализма: имея свободу, каждый человек получает равные стартовые возможности для борьбы за прибыль, собственность и место в обществе. У истоков демократического либерализма стояли Клод Гельвеций (1715 – 1771 гг.) и Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.).

Гельвеций видел будущее государство как совокупность равноправных граждан, которые исполняют одинаковые обязательства перед ним, и ответственны перед единым судом.

Продолжая данную тему, Руссо приходит к мысли о необходимости отказаться от системы народного представительства, на смену которой должен прийти плебисцит – опрос каждого отдельного члена общества. «Участник плебисцита, подавая свой голос, высказывает собственное мнение по поводу поставленного вопроса, и результат подсчета голосов является объявлением общей воли. И если побеждает мысль, противоположная моей, то это свидетельствует вовсе не о том, что голосование не выражает общей воли, а только то, что я ошибся: то, что мною считалось общей волей, таковою не является».

Главная заслуга Руссо состоит в том, что он одним из первых обосновал базовые принципы плебисцитарной демократии, которая стала популярной в ХХ веке.

На формирование концепции либерально–демократического государства XIX в. существенно повлияли идеи английского публициста Джереми Бентама (1748–1832 гг.). Его политическая концепция утилитаризмабыла изложена в первом же его труде «Фрагменты о власти». Главным принципом человеческой жизни он считал принцип полезности. Человек всегда выбирает то, что ему приносит пользу. Из двух характерных для человека чувств – удовольствия и страдания – человек стремится к первому и старается избежать второго. При этом общество – это совокупность индивидов, которые стремятся к счастью и удовлетворению собственных интересов. И потому стремление к личному счастью должно привести к приумножению всеобщего счастья. Для реализации этого необходимо прежде всего рациональное законодательство, которое должно гарантировать гражданам личную безопасность, равенство и достаток.

Таким образом, первой исторической формой либерализма был аристократический либерализм. Наиболее известные представители этого направления – Локк, Вико, Монтескье, Дидро, Гольбах, Кант, Констан и Токвиль - не выходили за рамки конституционального монархизма, парламентаризма, защищали расширенное право частной собственности, равенство всех перед законом. Они выступали за установление определенного минимального объема политических свобод, право свободной конкуренции; исследовали принцип разделения власти и ее равновесия. С их точки зрения, законы должны быть справедливыми, соответствовать принципам, установленным исполнительной властью. Свобода, как и власть, должна иметь определенные границы, установленные правом. В этих правовых границах должен развиваться индивидуализм.

Демократический либерализм в лице Гельвеция, Руссо, Фихте, Бентама, Гамильтона, Конта, Спенсера базировался на идее гражданских прав и свобод, равенстве и плебисцитарной демократии, народовластии, полезности и счастье личности. Характерными чертами демократического либерализма были оптимизм, вера в прогресс, индивидуализм, широкие права и свободы личности, принцип частной собственности как основы свободы, ограничение прав государства и государственного аппарата.

2.Основные принципы консерватизма

Консерватизм в обычном понимании – это стремление сохранить старые позиции, порядки. Консерватизм отстаивает такие ценности и принципы, как право на социальное неравенство, гражданское и человеческое достоинство, плюрализм, правовое государство, государственное регулирование экономики, минимальные социальные гарантии трудящимся, стимулирование и поощрение частной инициативы и рыночных отношений, укрепление законности и правопорядка, возрождение традиционных моральных ценностей, прочная семья. Возникновение консервативной идеологии стало ответом на распространение либеральных идей.

Английский мыслитель Эдмунд Берк (1729-1797 гг.) заложил основы политической доктрины консерватизма. В работе «Размышления о французской революции» он писал о нежелательности воплощения теории на практике. Политик в своей деятельности должен руководствоваться только приобретенным нацией опытом и здравым смыслом, а не теоретическими конструкциями. Он отрицал индивидуализм, указывая, что индивид не может быть исходным пунктом для изучения общества. Именно жизнь общества определяет способ мышления и мораль индивида. Берк осуждал рационализм, который ведет к утилитаризму (польза, выгода как критерий нравственности) и атеизму; был противником прогресса, доказывая, что наилучший политический строй в Европе был во времена средневековья; выступал против равенства и свободы. Будущее сильной Европы он видел в иерархическом аристократическом устройстве.

В 1799 г. в революционной Франции национальная крупная буржуазия нашла для себя героя, способного навести порядок в стране, вывести ее из хаоса. Это был Наполеон Бонапарт (1769-1821 гг.). В момент прихода к власти он заявлял: «мы хотим республику, основанную на свободе, на равенстве, на священных принципах народного представительства». Однако постепенно Бонапарт сконцентрировал в своих руках всю власть в республике, не отказался от титула императора весной 1804 г. Общественная жизнь Франции строилась только в интересах империи. Все это сочеталось с культом императора, как символа нации. Именно от бонапартизма начинаются политические доктрины «вождя нации, вождя народа», которые буйным цветом расцветут в ХХ в.

Бонапартизм стимулировал развитие консерватизма, что нашло отражение в трудах Луи де Бональда(1754-1840 гг.), который выступал против разделения властей («земная иерархия является отражением иерархии небесной, и наиболее полно она реализуется в семье и монархическом строе»). Он призывал вернуться к средневековью, где существовали образцовые государства – абсолютные монархии, в которых церковь занимала доминирующее положение. Выступал против политических новаций – Конституций, просветительской литературы. Церковь и монархия, по его убеждению, должны быть уздечками, сдерживающими человеческие страсти.

Одним из самых активных критиков революции был Жозеф Мари де Местр (1753-1821 гг.), который наилучшим государством считал монархию. Он выступал против «чистого деспотизма», и утверждал, что главным условием человеческой свободы может быть «разумный деспотизм». Для безопасности целого нужно правление одного. Благополучие государства может быть обеспечено только там, где руководят близкие к божьему образу люди.

Он признавал возможность разделения властей, но все эти власти должны были выступать от имени единого правителя. Считал, что государство существует столько же, сколько существует человечество. Государственность, цивилизация, культура – это природное состояние человека.

Де Местр выступал против идеи общественного договора, утверждая, что творцом всего является Бог, и он же создал и отдельные государства. И поскольку все создано Богом, то народы не имеют права выбора, и монархи не зависят от воли народа. С его точки зрения демократия в чистом виде вообще невозможна. Она предполагает народный суверенитет, а это понятие метафизическое, поскольку ни один народ не может владеть силой принуждения против самого себя. Если бы в государстве существовала демократия в чистом виде, то в нем вообще не было бы никакой власти.

У людей существует потребность иметь правителя. Люди по натуре - существа коллективные и недобрые. Потому люди должны пребывать в ярме, иначе они находятся постоянно в состоянии войны. Народ не может быть наделен какими-либо правами, поскольку не способен их активно использовать. По отношению к правителю у народа есть только обязательства. Основное из них – верность монарху и беспрекословное выполнение его воли, вера в справедливость его решений. Вносить какие-то изменения в жизнь – это право только Бога. Как только человек начинает действовать сам, его действия всегда приводят к разрушениям. Дух новизны – одна из самых страшных бед. Поэтому власть должна охранять людей от нововведений, и осторожно относиться к реформам, поскольку реформы часто приводят к революциям, а революции приносят больше зла, чем рассчитывают исправить.