Смекни!
smekni.com

Социальные общности и политика (стр. 2 из 3)

2. Трактовка классов Максом Вебером

Макс Вебер критиковал одномерность экономического детерминизма теории К.Маркса. С его точки зрения, классы – это группы людей с примерно одинаковыми жизненными шансами, интересами и ценностными ориентациями, общность экономического положения которых отличает их друг от друга и создает возможность классовых конфликтов.

Вебер выделил три типа классов:

- имущие (получающие доход от собственности);

- приобретающие (доход которых определяется от продажи рабочей силы и ситуации на рынке труда);

- социальные (высокая внутригрупповая мобильность).

Он указывал на такие классы: рабочий класс; мелкую буржуазию; не имеющую собственности интеллигенцию и специалистов; класс собственников и лиц, привилегированных в силу своего высокого образования. Последователи Вебера выделяют еще два класса: работники сферы услуг и лица, живущие за счет государственных пособий (пенсионеры, студенты и т.д.).

Базируется на теории Вебера конфликтная концепция классов Р. Дарендорфа. Он выделяет классы, прежде всего, в зависимости от обладания или необладания ими властью и авторитетом. В силу различного положения в системе власти классы выступают потенциальным источником политических конфликтов.

3. Функциональный подход к классам

С точки зрения функционального подхода, классы – это группы людей примерно одинакового социального статуса, определяемого величиной дохода, престижностью профессии, уровнем образования, доступом к власти. Эти классовые параметры проявляются в политическом поведении, единстве класса, общности сознания и образа жизни.

Такое деление полезно для общества, так как оно стимулирует активность и соревновательность индивидов за более высокие позиции в обществе. А это приводит к тому, что наиболее важные для общества посты занимают наиболее талантливые и активные люди.

Исходя из этого, главной задачей политики на современном этапе является обеспечение открытости классовых позиций для каждого человека, создание примерно равных стартовых возможностей.

Особое внимание на сегодняшний день привлекают теории среднего класса (Х. Шельский, Р. Арон, Д. Белл).

Численный рост служащих, интеллигенции, менеджеров, мелких предпринимателей и др., а также сближение доходов, привели к устранению традиционных классовых различий между буржуазией и пролетариатом и образованию новой социальной группы – среднего класса. Он характеризуется в качестве среднего по отношению либо к буржуазии и пролетариату, либо к высшему и низшему классам.

Средний класс рассматривается сторонниками этой теории как главная социальная база и опора демократии. В силу своего положения в обществе этот класс заинтересован в политической стабильности, высоко почитает ценности свободы и прав человека, склонен к компромиссам и примирению политических крайностей, обладает умеренностью политических требований, относительно высокой компетентностью и активностью при принятии электоральных и других политических решений.

2. Социальная стратификация и политика

2.1 Политический аспект социальной стратификации

В любом сложно организованном обществе люди отличаются друг от друга как по врожденным, так и по приобретенным характеристикам. В той мере, в какой они обладают одинаковыми чертами, они образуют группы; различия же между этими группами создают тот уровень общественной дифференциации, который может иметь самые серьезные политические последствия.

Переплетение интересов групп, их различные связи и взаимоотношения оказывают существенное влияние на политические процессы. Характер влияния социальных групп на политику определяется прежде всего теми ресурсами, которыми обладает группа для защиты своих интересов. Неравенство общественного положения групп, расслоение населения является источником политики.

Отношения общественного равенства и неравенства, а также права и обязанности групп, вытекающие из занимаемых ими общественных позиций (статусов), называются социальной стратификацией.

Сам термин «стратификация» ввел в научный оборот социолог Питирим Сорокин, позаимствовав его из геологии. С его точки зрения, совокупность относительно устойчивых отношений различных социальных групп образует социальную структуру общества. Там, где структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, возникает социальная стратификация, при которой расположение слоев-страт напоминает геологические напластования в срезе горных пород.

То есть, социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

2.2 Статусы, мобильность и политика

Положение человека или группы в той или иной иерархии тесно связано с таким понятием, как статус. Статусы бывают приписываемыми (то есть полученными не по своей воле, а в силу рождения – пол, возраст, национальность), и достигаемыми – т.е. приобретаемыми целенаправленными усилиями индивида.

Однако человек одновременно принадлежит к разным социальным стратам, то есть обладает различными социальными статусами, среди которых есть один – главный. Человеку свойственно строить свою жизнь в соответствии с нормами и установками, соответствующими более высокому статусу. Это вызывает сопротивление других статусов и ведет к определенной конфликтности в восприятии своего места в обществе, и как следствие – обостренную политическую реакцию на жизненные ситуации. Таким образом, одна только разница социальных статусов («социальная декомпозиция») способна вызвать социальную и политическую напряженность в поведении человека.

Политически значимым является и то, что граждане и группы стараются преодолеть ограниченность собственных ресурсов и подняться по социальной лестнице.

Повышение статуса одних (восходящая мобильность) часто приводит к понижению статуса других групп (нисходящая мобильность), а иногда и к уничтожению конкурирующей группы. Это вызывает активное сопротивление последней, провоцирует обострение правого и левого экстремизма, вызывает массовое распространение зависти, стрессов, предубежденности.

Возбуждение политических отношений вызывает и восходящая динамика слоев, находящихся на низших ступенях социальной лестницы. Это может привести к перевертыванию статусов. Потому в интересах стабильности общества необходимо идти по пути уменьшения неравенства в доходах.

2.3 Система социального представительства

Каждое общество обладает той или иной социальной структурой, но далеко не каждая группа способна включиться в политику, используя институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения новых статусов. К примеру, многие группы могут строить свои отношения на идеях сотрудничества и соучастия в разрешении тех или иных проблем без обращения за помощью к государству. В тоталитарных обществах значительно сокращается включенность социальных общностей в политику, поскольку они выступают в таких условиях, в основном, в качестве объекта политики, не выступая при этом субъектом власти.

Таким образом, социальная группа с политической точки зрения является потенциальным субъектом. Для того чтобы стать реальным субъектом политических отношений, она должна использовать имеющиеся ресурсы для изменения характера функционирования государственной власти и управления.

Первостепенным побудительным мотивом политической активности группы выступают, как правило, наиболее существенные, т.е. властно значимые, интересы, которые она не может реализовать без привлечения механизмов государственного управления.

Властно значимые социальные интересы, воля групп подаются на «вход» политической системы в виде требований или солидарной поддержки властей с целью оказать воздействие на принимаемые политические решения. Однако не все требования становятся содержанием политических решений. Эффективность воздействия непосредственно зависит от активности тех политических ассоциаций, которые как бы озвучивают и транслируют интересы групп в политическом пространстве (здесь имеются в виду группы интересов, партии, разнообразные институты власти, элитарные объединения и т.д.).

Социальные группы участвуют в политической жизни не непосредственно, а через представительство специальных политических институтов. Эти политические институты, занимая различные политические позиции, выступают посредниками между социальными общностями и государством, информируют государство о проблемах и противоречиях, существующих в обществе, а с другой стороны, способствуют консолидации групп.

Интересы одного социального слоя могут выражать одновременно несколько политических объединений (социалистические и коммунистические партии претендуют на защиту интересов рабочего класса). Эти политические объединения настолько автономны, что могут защищать и отстаивать интересы даже несуществующих социальных групп (национал-социалисты – несуществующей арийской расы, КПСС – советского народа).

ВЫВОДЫ

Многочисленные социальные общности: слои, классы, этнические, религиозные, профессиональные, территориальные и другие группы оказывают влияние на политические процессы в обществе.