Смекни!
smekni.com

Православие как национальная идея (стр. 2 из 4)

Если имеется в виду создание привлекательной для большинства граждан идеологии нации, то важно учесть следующее. Любая идеология, сколь бы привлекательной она ни была и как бы ни пытались придать ей рациональную форму, в своей основе внерациональна и содержит в качестве базовых идеи о принципиально недоказуемых рационально в плане осуществимости или неосуществимых с рациональной точки зрения созданных в сознании идеализированных предметах, которые ее приверженцами мыслятся посредством веры осуществимыми (например, о бесконечной материальной или духовной основе реальности, о совершенном будущем, о "золотом веке" в прошлом, в том числе нации, о счастливом настоящем или будущем, о безусловной правильности курса правления, об абсолютно мудрых деяниях национальных героев, о всемогущем спасителе, об избранности определенных нации, класса, народа, этноса, социальные утопии и др.).

Когда идеология, будучи в основе своей принципиально неосуществимой или недоказуемой рациональным путем на предмет ее осуществимости, становится идейной основой государственного управления, это приводит к бедам, поскольку неразумно осуществлять то, что не поддается осуществлению, и опираться в деятельности на идеи о неосуществимом или рационально недоказуемом.

Нередко идеологию пытаются использовать в современной политике только в качестве средства манипулирования сознанием и поведением отдельного человека и больших масс людей. Поэтому творцам национальной идеи важно выяснить, не предполагают ли заказчики национальной идеи использовать ее в качестве только такого средства влияния в определенных интересах на сознание и поведение людей? Целесообразно учитывать, что если даже государственная власть стремится использовать идеологию только в качестве средства манипулирования людьми, то ей все равно не удастся предотвратить ее использование также в качестве идейной основы государственного управления в целом.

Если творцы национальной идеи отвергают идеологический подход, то они ориентируются на разработку на научной основе исключительно рациональных концепций о Беларуси, о ее прошлом и будущем, о ее месте в современном всемирно-историческом процессе, о ее социальных и этнических отношениях, о ее взаимоотношениях с другими народами и государствами, о наиболее разумном нынешнем ее обустройстве. Следовательно, ими осуществляется выработка научного видения Беларуси и ее нации и построение на его основе социально-инженерных проектов оптимальной организации общественных (экономических, этнических и др.) отношений в Беларуси, ее государственности, ее нации, взаимоотношений с другими народами и государствами в Европе и в мире, определение привлекательных для нации рациональных, то есть принципиально осуществимых ценностных ориентиров, определение эффективно достижимых целей жизнедеятельности Беларуси, ее выхода из кризиса, ее развития, конструирование разумных средств и способов реализации этих целей, то есть создание научно обоснованных социально-инженерных программ эффективного обеспечения высокой жизнеспособности Беларуси, ее нации, конкретных личностей, социальных групп, этносов.

При разработке национальной идеи для Беларуси целесообразно также изначально определить понятие "нация Беларуси". Понимается ли под ней все многоэтническое сообщество граждан Беларуси как возможной единой нации или только самый многочисленный этнос Беларуси – белорусы?

От ответа на эти вопросы зависит, кому будет принадлежать решающее слово в разработке национальной идеи – идеологам, пусть даже формально c учеными степенями, навязывающим принципиально неосуществимые идеализации реальности, утопии, или ученым и социальным инженерам, и будет ли она ориентирована на обеспечение прав человека. В отличие от научного подхода к созданию национальной идеи, обеспечивающего рационально обоснованный объективный взгляд, идеологический подход с необходимостью обусловливает разработку взаимоисключающих концепций национальной идеи. Последнее мы можем наблюдать и в Беларуси, и в России, и в других странах. В рационально-научной национальной идее нуждается власть только деидеологизированного, демократического государства.

Видятся два базовых параметра рациональной концепции национальной идеи для современной Беларуси. Во-первых, это построение на основе прав человека из многоэтнического и частично деэтнизированного населения Беларуси единой многоэтнической и отчасти надэтнической нации "белоруссейский народ", "белоруссейцы" ("белоруссияне"). Во-вторых, это обеспечение ведущей роли белорусского этноса в формировании нации Беларуси при участии всех этнических общностей и деэтнизированных граждан и полноценном учете их интересов.


3. Православная идея и ее основные ценности

В Беларуси традиционные базовые ценности неизменно связаны с православием. И хотя оно не содержит в себе какого-то специального кодекса законов о труде или особых предписаний касательно того, как, сколько, где и за какую плату следует трудиться, тем не менее, именно в его духе был воспитан белорусский традиционный "экономический человек". Именно православные, т. е. исконно христианские, ценности заложены в фундамент всей белорусской культуры, в том числе и хозяйственной. Именно православие в течение многих веков привносило в хозяйственно-экономическую деятельность белорусских земель духовное начало и организовывало ее нравственно.

Главная особенность христианского отношения к труду, хозяйствованию, земным благам заключается в том, что христианство в отличие от буддизма, платонизма, различных дуалистических учений не видит в материи зло, а в земной жизни, труде и хозяйстве одно страдание, "дурную бесконечность", которой по возможности нужно избежать. Христианство призывает к спасению мира, а не к спасению от мира.

Православие в отличие от других направлений христианства значительно более опосредованно связано с повседневной сферой жизни. Оно никогда не создавало своей "политэкономии", подобно той, которую разрабатывали в католической Европе схоласты, занимаясь вопросами "справедливой" и "законной" цены, допустимой нормой прибыли, регламентацией торговли, определением добропорядочных форм и видов труда и т. д. Православное богословие вообще на протяжении многих веков было "молчаливо" и как бы разлито по всей шири религиозной жизни.

Православие изначально было хранителем основы основ христианской веры – христологического догмата, согласно которому во Иисусе Христе божественная и человеческая природы соединены "нераздельно и неслиянно", этот догмат и в наши дни является столь же современным, как и в эпоху Вселенских Соборов. В этой вере с православием не расходятся ни католицизм, ни основные протестантские течения. Вместе с тем для православного религиозного сознания наиболее важны божественная природа и преобладающий образ Иисуса Христа – образ Сына Божия "во Славе", воскресшего и поправшего смерть. Потому и самый главный праздник, "всех праздников праздник" – Воскресение Христово, Пасха.

Соответственно, православное религиозное сознание больше сосредоточивается на небесном, абсолютном и вечном. Отсюда его эсхатологизм, устремленность к последнему и окончательному и жажда Царствия Божия. Созерцание, "умное делание", внутренняя духовная жизнь – его высшее призвание. Паря над землей, оно смотрит на землю с высоты небес и решает земные проблемы, памятуя о вечности. Западное христианство, напротив, смотрит на небо с земли. Акцентируя внимание на человеческом в богочеловечестве Иисуса Христа, оно рационально и с практическим расчетом строит лестницу в небо, уделяя значительно большее внимание внешним средствам воспитания религиозной воли личности, земным проблемам, культуре в целом.

Для православия, наиболее важны духовная, внутренняя жизнь человека, внутренние его побуждения. Православная этика воспитывает прежде всего сердце, и именно сердце в православии является мистическим средоточием духовного пространства, в котором происходит сокровенный диалог человека и Бога. Таким образом, все внешнее определяется внутренним, сокрытым, сокровенным.

Утверждая, что внутреннее, духовное определяет внешнее, православие тем самым выстраивает определенную систему ценностей, в которой дух главенствует над материей, духовное обусловливает телесное, вечное определяет временное и преходящее. Восстановление должного соотношения духа и плоти составляет центральный нерв этики труда православия.

Убежденность православного сознания состоит в том, что именно внутренние, духовные качества человека определяют степень его совершенства, вела к формированию идеала "быть", а не "иметь" (по терминологии Э. Фромма). Свобода духа, которую нес в себе монашеский идеал всеобщего трудничества и социального опрощения, предполагала растождествление личности человека с выполняемой им функцией, неприкрепленность к определенному социальному или профессиональному положению в обществе.

Поэтому на Руси так почитается особый духовный тип человека – "странника". Не будет преувеличением сказать, что этот тип "странника", имущество которого умещается в котомке за плечами, есть некий идеальный духовный тип русского человека. Странник полностью свободен от мирских соблазнов и благ. Он есть вечный путник, ищущий невидимого Небесного Града. Душа его поглощена решением конечных, "проклятых" вопросов о смысле бытия, она не удовлетворяется ничем временным и преходящим, но жаждет выйти за пределы "этого мира", этой земли, всего местного, мещанского, ограниченного, самодовольного и "бытового". Однако оборотной стороной странничества, незафиксированности сознания на определенном социальном и профессиональном положении, стремления "отделить" внутреннюю сущность человека от внешнего статуса было, в частности, то, что профессия не связывалась непосредственно с призванием и служением Христу, как было в католических и протестантских странах.