Смекни!
smekni.com

Роль ислама в истории внешней политики Пакистана (стр. 5 из 5)

Новый пакистанский лидер Первез Мушарраф, пришедший к власти в Пакистане в результате военного переворота 12 октября 1999 г., взял курс на ограничение деятельности исламистов в стране, подрывающих основы государственности и дестабилизирующих обстановку в Пакистане. В выступлении по случаю независимости 14 августа 2001 г. Мушарраф обнародовал свою программу развития страны, в которой, в частности, в числе ключевых целей фигурировали борьба с религиозным экстремизмом и терроризмом и регламентация работы медресе, что представляло собой попытку взять под контроль деятельность образовательных центров исламистов. В ходе претворения этой программы в жизнь был запрещен целый ряд наиболее одиозных экстремистских организаций, сбор средств на джихад и вербовка добровольцев-моджахедов.

После начала антитеррористической кампании в программу были внесены коррективы. Пакистан отказался от поддержки режима талибов и выступил на стороне США в военной кампании против талибов и «Аль-Каиды». 11 сентября 2001 г. президент Пакистана выступил с резким осуждением террористических актов в США и заявил, что Пакистан не приемлет терроризма в любых формах и проявлениях. 19 сентября пакистанский лидер выступил с телеобращением к нации. Суть выступления сводилась к тому, что Исламабад поддержал мировое сообщество в борьбе с международным терроризмом, поскольку это отвечает интересам страны.

Подобная политика Исламабада является своего рода показателем прагматичности пакистанского руководства в стремлении реализовать свои цели. Ориентация на Соединенные Штаты, несмотря на значительный спад в двусторонних отношениях с начала 90-х годов, оставалась приоритетом внешнеполитической стратегии Пакистана и в конце XX в. Стремясь расширить сотрудничество с мусульманским миром, Китаем, Россией, новыми государствами на постсоветском пространстве, Пакистан вместе с тем не настроен окончательно сменить вектор своей внешней политики и отказаться от военной и экономической помощи Вашингтона. Действуя с оглядкой на американскую администрацию, Исламабад вынужден лавировать и поступать крайне осторожно, принимая во внимание традиционные антиамериканские настроения в стране и позиции исламистов во внутриполитических процессах. Понимая, какую бурную негативную реакцию вызовет открытая поддержка Пакистаном курса Белого дома, пакистанское руководство сразу же активизировало деятельность на ближневосточном направлении внешней политики страны.

25 сентября 2001 г. П. Мушарраф провел телефонный разговор с эмиром Катара шейхом Хамадом бен Халифой Аль Тани, в ходе которого обсудил роль, которую может сыграть ОИК в разрешении напряженной ситуации в регионе. Председательствующий в ОИК Катар выразил полную солидарность с позицией, занятой президентом Пакистана в противостоянии международному терроризму. Пакистанский лидер также провел консультации с руководителями правительств Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Ирана, Египта, Омана.

26 сентября 2001 г. Генеральный секретарь ОИК Абдульвахед Белькезиз в ходе телефонных переговоров с главой МИД Пакистана Саттаром поддержал позицию правительства П. Мушаррафа и заявил, что «пакистанские мусульмане очень дороги умме, всем последователям ислама в мире, которые озабочены сложившейся ситуацией в стране и безопасностью пакистанцев».

В целом, после событий 11 сентября 2001 г. Пакистан стремится выступать посредником между миром ислама и Западом и в роли проповедника концепции «просвещенной умеренности», основные положения которой были озвучены президентом страны в рамках сессии Генассамблеи ООН в сентябре 2003 г. и на саммите ОИК в Куала-Лумпуре в октябре 2003 г. В ходе конференции в Малайзии П. Мушарраф выступил с рядом инициатив, нацеленных на превращение этой организации в эффективный и динамичный международный форум, который станет важным участником диалога с ООН, Соединенными Штатами и Западом по проблемам исламского мира. Пакистанский руководитель также выступил за ревизию политики, заявив, что она должна быть нацелена на решение задач в области экономики, социальных программ, образования и науки в исламских странах. Новую геополитическую обстановку в мире, сложившуюся после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, Исламабад стремится использовать как важную возможность закрепления за Пакистаном статуса лидера исламского мира и одновременно сохранения доверительных отношений с США.

О посреднической миссии Пакистана говорит и заявление президента страны, сделанное в ходе его визита в Швецию в июле 2004 г. П. Мушарраф выступил с предостережением, что между Западом и мусульманским миром опускается железный занавес, и призвал богатые страны оказать помощь мусульманским государствам в проведении социально-экономических реформ, поскольку именно в экономической нестабильности и социальной напряженности, а не в религиозном экстремизме пакистанский лидер видит причины активизации деятельности международного терроризма, против которого борется Пакистан.

Таким образом, история взаимоотношений Пакистана с мусульманским миром демонстрирует, с одной стороны, приверженность идеологическим установкам, заложенным в правовой системе страны, включая Конституцию, и, с другой стороны, объективную необходимость бороться за претворение в жизнь национальных интересов страны. Такое сочетание находит отражение в прагматической политике пакистанского руководства и в постоянном лавировании между Западом и исламским миром, чьи идеи «исламской солидарности» и братства искусно используются пакистанскими лидерами в своем внешнем и внутреннем курсе. Одновременно из конъюнктурных соображений сохраняется приоритетная ориентация на союз с Соединенными Штатами.

Вместе с тем, проамериканские позиции пакистанского руководства не мешают Исламабаду выступать от имени исламского мира на международных форумах и тем самым поддерживать свой престиж в мире ислама. Так, на специальном заседании Комиссии ООН по правам человека, состоявшемся в Женеве 25 марта 2004 г., по предложению Пакистана от имени ОИК была принята резолюция «Опасная ситуация на оккупированных палестинских территориях», в которой содержался призыв к израильскому правительству соблюдать принципы международного гуманитарного права и воздерживаться от всех форм нарушения прав человека на оккупированных палестинских территориях. Резолюция осуждает серьезные нарушения Израилем прав человека в отношении палестинцев и, в частности, убийство 22 марта с.г. шейха Ахмеда Ясина, лидера исламского движения ХАМАС.

пакистан мусульманство проамериканский руководство


Список литературы

1. Р.М. Мукимджанова. Пакистан и империалистические державы: 70-е – начало 80-х годов. М., 1984, с. 4.

2. В.Н. Москаленко. Внешняя политика Пакистана. M., 1984. с. 30.

3. Н.В. Жданов. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. с. 25.

4. Л.М. Ефимова. Интеграция на основе религии: Организация Исламской конференции. – Восток / Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. М., 2002, с. 261.

5. В.Я. Белокреницкий, В.Н. Москаленко, Т.Л. Шаумян. Южная Азия в мировой политике. М., 2003. с. 102.

6. Л.Р. Полонская. Ислам в исторических судьбах Пакистана. – Вопросы истории, №1, 1988, с. 95.

7. Р.М. Мукимджанова. Пакистан и империалистические державы. 70-е – начало 80-х годов. М. 1984. с. 35.

8. О.В. Плешов. «Исламизация» в Пакистане: мотивы и средства осуществления. – Народы Азии и Африки, №1, 1987. с. 53.