Смекни!
smekni.com

Демократическое урегулирование внутригосударственных конфликтов в Судане (стр. 2 из 4)

С 1 июля 2005 г. начался переходный период, который продлится шесть лет. По истечении переходного периода в июле 2011 г. население Южного Судана должно будет в ходе референдума высказать свое окончательное мнение по вопросу о том, останется ли Южный Судан в составе единого Судана или же он отделится от него и станет новым независимым государством Африки. Так предусмотрено подписанным сторонами соглашением.

Для того чтобы лучше понять причины столь длительных переговоров по урегулированию конфликта и сущность достигнутых договоренностей, которые не исключают возможный раздел Судана на два независимых государства, представляется необходимым вспомнить некоторые факты суданской истории.

Прежде всего следует упомянуть о том, что Судан является многонациональным государством. По этническому составу около 55% населения страны составляют арабы, 30% – негроидные народности и племена, населяющие Юг страны, около 15% – нубийцы и беджа. При этом почти 70% населения исповедуют ислам. В Южном Судане проживают христиане (в основном католики) и анимисты.

Независимость Судана была провозглашена 1 января 1956 г. Но еще в августе 1955 г. в г. Торит (Экваториальная провинция Южного Судана) вспыхнул мятеж в военном гарнизоне. Солдаты-южане отказались выполнять приказ командования о переводе их на Север. Волнения вскоре охватили весь Южный регион. В связи с тем, что пришедшие к власти национальные правительства пытались урегулировать конфликт с помощью оружия, он перерос в вооруженные столкновения между правительственными войсками и партизанскими отрядами южан «Анья-Нья», в состав которых вошли и кадровые военные из числа южан. Неготовность центральных властей к поиску компромиссных решений для урегулирования южносуданской проблемы превратила Юг Судана в поле боевых сражений и столкновения интересов различных стран. Безысходность в достижении урегулирования подтолкнула в то время отдельные южно-суданские группировки к выдвижению лозунгов сепаратизма.

В 1969 г. после прихода к власти в Судане группы молодых военных во главе с полковником Дж. Нимейри из организации «Свободные офицеры» суданские власти впервые признали право южан развивать самобытную культуру в рамках единого демократического Судана.

Конфликт между Севером и Югом Судана удалось урегулировать только в 1972 г. при содействии африканских государств. Подписанное в 1972 г. в Аддис-Абебе соглашение между правительством Судана и южносуданскими повстанцами предусматривало предоставление Югу автономии в рамках единого Судана. На Юге были созданы региональные законодательные и исполнительные органы власти. Боевые отряды южан «Анья-Нья» были инкорпорированы в состав суданской армии. Представитель южан стал одним из вице-президентов Судана. Но мир в Судане просуществовал немногим более десяти лет.

Нынешний конфликт, который вновь привел к гражданской войне суданское общество и столкнул в вооруженной схватке суданскую армию и южносуданские повстанческие отряды, возник в 1983 г. Вооруженные выступления южан против правительственных войск начались в ответ на необоснованные действия официального Хартума. В 1980–1983 гг. президент Судана Дж. Нимейри проводит в стране административную реформу. Ее главной целью было раздробление Южного региона и лишение его единства. По республиканскому декрету Юг разделялся на три региона, в каждом из которых формировались собственные правительства. В свою очередь эти регионы разделялись на две или три провинции.

Административная реформа привела к ослаблению власти Южного региона и облегчила центральным властям решение в свою пользу вопросов использования доходов от добычи нефти из месторождений, обнаруженных в некоторых южных провинциях.

Одновременно в рамках административной реформы власти активизировали «арабизацию» и «исламизацию» Юга. На руководящие административные посты на Юге назначались арабы вместо выходцев из южных штатов. Центральная власть стала также активно содействовать распространению ислама в южных провинциях. Все это вызывало рост недовольства среди южносуданского населения, особенно интеллигенции и местной элиты.

В сентябре 1983 г. президент Нимейри предпринял новый шаг в этом направлении. Он объявил о введении на территории всего Судана, включая южные провинции, нового уголовного Кодекса, основанного на мусульманском праве (шариате).

Административная и правовая реформы Хартума были расценены на Юге в качестве действий центральных властей, прямо направленных на подрыв единства Южного региона, аннулирование Аддис-Абебского соглашения от 1972 г., откровенное нарушение Конституции Судана. Протестные выступления южан привели к вооруженным столкновениям с центральными властями. Многие южане вновь ушли в леса и организовали вооруженные подразделения «Анья-Нья–2», которые возобновили конфронтацию с центральным правительством и суданской армией.

В конце 1983 г. отдельные боевые отряды «Анья-Нья-2» были объединены в Суданскую народно-освободительную армию (СНОА). У южан, противостоявших правительству Хартума, возникла и политическая организация – Суданское народно-освободительное движение (СНОД), которое возглавил бывший полковник суданской армии Джон Гаранг. Он же стал и главнокомандующим СНОА.

Дж. Гаранг – кадровый военный, получивший военное образование в Судане и Пакистане и экономическое образование (экономика сельского хозяйства) в США, доктор экономических наук. Дж. Гаранг присоединился к повстанцам еще в 1962 г. в ходе первого этапа противостояния Севера и Юга. После подписания Аддис-Абебского соглашения в 1972 г., по которому подразделения «Анья-Нья» вошли в состав совместных вооруженных формирований Севера и Юга, Дж. Гарангстал офицером суданской армии. Он быстро продвинулся по службе, его не раз направляли на курсы повышения квалификации командного состава в Судане и в других странах. Служил в Генеральном штабе армии.

С созданием СНОД и СНОА вооруженная борьба суданских повстанцев приобрела качественно новое содержание. По словам лидера СНОД, за 49 лет своей независимости Судан фактически находился в условиях гражданской войны более 37 лет.

Многолетний опыт борьбы народов Южного Судана за признание их права на уважение и равенство вплоть до подтверждения права на самоопределение поставил перед руководством СНОД задачу добиваться в ходе переговоров с правительством Судана детальной проработки всех вопросов будущих договоренностей. Это касалось и прекращения огня и военных действий, и безопасности, и организации власти в регионе, и решения вопросов развития экономики Юга, и гарантий выделения необходимых средств за счет отчислений от доходов от нефти и других. Поиски взаимоприемлемого решения о будущем Южного региона и Судана в целом потребовали значительного времени для многочисленных встреч, переговоров, взаимных компромиссов между правительством Судана и СНОД. Поэтому переговоры между двумя конфликтующими сторонами проходили в течение нескольких лет. Они нередко прерывались из-за нарушения достигнутых договоренностей о прекращении огня. К концу 2004 г. основные формулировки соглашений были все-таки выработаны, тексты согласованы, протоколы и меморандумы подписаны.

Подписанный сторонами протокол о разделе власти предусматривает, что президент Судана будет иметь двух вице-президентов: первого вице-президента и вице-президента. Лидер СНОД становится первым вице-президентом Судана и одновременно президентом Южного региона.

Места в Национальной Ассамблее Судана будут разделены следующим образом: 52% мест будут принадлежать правящей партии Национальный конгресс (лидер – президент Судана О. аль-Башир), 28% – СНОД, 14% – другим партиям северных районов Судана, 6% – другим партиям Юга.

Президент Судана является одновременно премьер-министром страны и главнокомандующим национальными вооруженными силами. Первый вице-президент Судана, президент Южного региона становится также главой правительства Южного Судана и главнокомандующим подразделениями Суданской народно-освободительной армии.

Распределение мест в составе Кабинета министров Судана определено в протоколе в той же пропорции, что и в составе Национальной Ассамблеи. Первый и второй вице-президенты входят в состав правительства.

Стороны подтвердили, что арабский язык остается основным официальным языком национального уровня, а английский язык – официальным рабочим языком национального правительства, бизнеса и обучения. В соответствии с местным законодательством в регионах может вводится дополнительный официальный рабочий язык на уровне региона.

Границы Южного региона устанавливаются по состоянию на 1 января 1956 г.

В законодательном собрании Южного региона СНОД будет иметь 70% мест, Национальный конгресс – 15%, остальные 15% мест отдаются другим южносуданским политическим партиям.

В правительстве Южного региона портфели будут распределены в таком же процентном соотношении, как и в парламенте Юга.

Распределение мест в законодательных и исполнительных органах отдельных штатов Судана решено осуществить следующим образом: 70% мест в северных штатах закрепляются за ПНК, в южных штатах – за СНОД, 10% – в северных штатах за СНОД, в южных – за ПНК. 20% отдаются соответственно представителям других политических сил: Юга – в южных штатах, Севера – в северных штатах.

Вопросы национальной обороны и защиты национальных границ, внешней политики, выдачи паспортов и виз, гражданства и натурализации, иммиграции, валютного контроля, деятельности Центрального банка и выпуска бумажных денег, вопросы деятельности почты, гражданской авиации, морского сообщения относятся к компетенции центральных властей. Это касается также деятельности таможенной службы, установления и взимания пошлин, национального долга страны, подписания договоров и соглашений от имени Судана, вопросов национального бюджета.