Смекни!
smekni.com

Исламский мир и Запад: противостояние цивилизаций (стр. 2 из 3)

Сущность данного процесса показала Роза Люксембург в работе «Накопление капитала»[9]. В этой работе капитализм был исследован не как чистый замкнутый тип (что имело место в работах Маркса), а как упорядоченная миросистема. В рамках этого исследования был дан ответ на главный вопрос в ревизионизме Бернштейна: почему при законе снижения нормы прибыли материальное положение рабочих в «развитых странах» не ухудшается, а иногда даже и улучшается? Ответ таков: потому что рабочий в странах капиталистического «ядра» уже не пролетарий, а тоже в определённой мере буржуа, т.к. получает прибыль с эксплуатации наёмного труда в странах так называемого «третьего мира»[10]. С этой позиции, военные операции США в Афганистане и Ираке, война Израиля против Сирии, революционные потрясения в Египте, Тунисе и Марокко – это обострения глобальной классовой борьбы, когда для капиталистической экспансии Запада не хватает мирных средств. Элита Саудовской Аравии, например, эксплуатируя труд внутри страны на основе феодальных отношений, на мировом рынке встроена в капиталистическую миросистему, поэтому во внешней политике всецело сотрудничает с Западом, даже в ущерб своим исламским соседям.

Интересно, что этот же подход был развит в концепции мир-системного анализа, основу которого заложил Ф.Бродель, а развили, в первую очередь, А.Гундер Франк и А.Валлерстайн. Согласно этому подходу, взаимоотношения между странами Запада, куда с недавних пор смогли войти также Япония и Южная Корея, и исламским миром объясняются схемой взаимодействия «центр – полупериферия – периферия», где США и Европа являются, конечно, странами центра. Соответственно, страны исламского мира имеют статус стран полу-периферии, т.е. включённых в капиталистическую мир-систему обществ, являющихся для центра не более, чем новыми рынками сбыта, дешёвой рабочей силы и сырья. При этом взаимоотношения исламского мира и Запада действуют именно в рамках мир-системы, где каждый элемент имеет чётко обозначенную функцию, и выключение этого элемента из мир-системы будет чревато для неё. Например, монархические и религиозные исламские лидеры создают нефтедобывающие производства, где не существует свободного найма и западного права (что и отличает центр от полупериферии), однако нефтепродукты с этих производств являются опорой технологических процессов крупнейших транснациональных корпораций[11].

Мир-системный анализ в понимании А.Валлерстайна пересекается с цивилизационным подходом А.Тойнби, который представлял Запад как единственную глобальную цивилизацию[12]. В таком понимании страны «ядра» постоянно ищут места приложения собственного капитала. Так, когда страны ОПЕК организовали «Нефтяной кризис» 1973 г. и вызвали маятниковое движение капиталов с Запада на Ближний восток, а затем обратно, американской экономике пришлось искать возможности вложения перенакопившегося капитала (тогда их нашли в странах Африки, Азии, Латинской Америки, Восточной Европы и СССР).

Вообще, отношение к нефти, как к важнейшему энергоресурсу, может быть, за всю историю человечества, породило своеобразный подход в политологии и публицистике. Пожалуй, апологетом подобного «ресурсного» подхода можно назвать А.Паршева, написавшего работы «Почему Россия не Америка?» и «Почему Америка наступает?». В них автор показывает, что нефть, прочие энергоресурсы и ресурсы вообще (труд, технологии, техника и т.д.) – это, выражаясь фигурально, «игла», на которой сидит западная вообще и, в частности, американская экономика[13]. Дело в том, что развитое общество потребления, основа западного либерал-капитализма, потребляет примерно половину всех производимых на Земле ресурсов. Журнал «Эксперт» №32 за 2002 г.[14], описывая конференцию мировых политических лидеров и глав ТНК в Йоханнесбурге, называет ещё более радикальные цифры – 10% мирового населения потребляет 75% мировых ресурсов. Бразильский экономист Сельсо Фуртадо ещё в начале 1970-х гг. подсчитал, что если весь мир «подтянуть» по уровню жизни до среднего уровня американцев, то ничто не спасёт мир от мгновенного экономического коллапса[15]. К аналогичному выводу пришли исследования Форрестера-Медоузы в рамках Римского клуба 1971-1972 гг[16]. Другими словами, ограниченные ресурсы не позволят мировому сообществу повсеместно достигнуть уровня «счастливой американской мечты».

С точки зрения Паршева, американская власть это хорошо понимает и осознаёт. В подтверждение этому приводится также тот факт, что некоторое количество приобретаемой нефти США консервируют. Таким образом, операции войск США и НАТО в ближневосточном и африканском регионах это борьба за энергоресурсы, в первую очередь, за нефть. Современная война в Ливии с этих позиций легко объяснима – эта африканская страна занимает 9-е место в числе мировых экспортёров нефти. Кроме того, интересно разбирается пример с Ираком. Когда в 1991 году Саддам Хуссейн начал агрессию в Кувейт, он покусился на бесценные для США нефтяные промыслы этой страны, которые к тому времени уже находились в руках западных ТНК[17]. Соединённые Штаты быстро среагировали, направив в Персидский залив 7-й Атлантический флот, таким образом, защитив собственные «нефтяные интересы». Во время второй кампании «Шок и трепет» 2003 года уже иракские нефте-ресурсы оказались под контролем Запада.

Почему же именно нефть имеет столь высокую ценность для мировой капиталистической системы с США во главе? Профессор петербургского университета В.М.Зазнобин считает, что нефть, по существу, является вторым, или «скрытым», инвариантом прейскуранта. Он объясняет это тем, что сегодня мировое производство немыслимо без электроэнергии, а нефть – главный современный энергоресурс[18]. В этом контексте интересна аналогия с Великими географическими открытиями, когда первый «явный» инвариант прейскуранта (золото) начал стремительно увеличивать массу из-за ограбления Нового света, а «неявный» параметр (зерно) остался на прежнем уровне. Об этом же пишет В.Зомбарт, причём он этот процесс называет одной из причин формирования капитализма в Европе[19], в отличие от того же Хантингтона, который этот процесс как причину не выделяет.

В наше время, с точки зрения В.М.Зазнобина, второй инвариант прейскуранта – нефть – стремительно вытесняет первый инвариант, а именно доллар, с 1971-1973 гг. утративший обеспеченность «золотым стандартом». Элита США, под которой подразумеваются банковско-промышленные кланы, слившиеся с правительством, ведёт ожесточенную борьбу за контроль над реально ценными энергоресурсами, стремясь всеми силами поддержать слабеющую долларовую валюту. С точки зрения этого подхода, взаимоотношения Запада и исламского мира – это те же отношения колонизатора и колонизируемого, только в новых формах.

Кроме того, А.Паршев отличает, что нефть – не единственный ресурс, за который Запад ведёт борьбу. Такое специальное указание неслучайно: некоторые страны, где Запад, так или иначе, прямо или косвенно принял участие в организации смены политического курса (например, Афганистан 2001 года и Египет 2011 года) не обладают большими запасами нефте-сырья. Возможно, что на этих территориях находятся другие, не менее ценные для Запада, ресурсы. Можно предположить, что в случае Афганистана – это огромные опиумные поля, производящие наркотики на мировой экспорт, которые талибы начали уничтожать.

Но, в таком случае, что стало причиной революции в Египте, инициированной проамериканскими организациями и молодёжными движениями[20]? Исследователи А.Коротаев и Ю.Зинькина полагают, что наиболее весомой причиной инициации нестабильности в Египте был устойчивый экономический рост этой страны, в первую очередь, рост реального ВВП. На основании этих фактов можно предположить, что Египет, как древнейшая мусульманская страна, а также арабская держава, долгие годы олицетворявшая борьбу исламского мира с израильским сионизмом и западной агрессией, имел все шансы превратится в региональную сверхдержаву, став консолидатором арабской локальной цивилизации. Что не могло не вызвать опасений со стороны Запада, которому объединение арабского мира только мешает. Безусловно, большую роль могут играть и глобальные стратегические интересы, связанные с Суэцким каналом. Итак, завершая статью анализом событий в Египте 2011 года, мы снова воспользовались цивилизационным подходом для решения возникшего вопроса.

Таким образом, мы видим, что те особенности Запада и исламского мира, которые приверженцы цивилизационного анализа называют основополагающими в формировании взаимоотношений этих двух мировых объединений, на деле не всегда являются действительно базовыми параметрами. Чаще всего культурно-ментальные особенности тех общностей, которые С.Хантингтон называет «цивилизациями», оказываются только надстройкой над более основательными социально-экономическими факторами, в первую очередь, над системами мирового производства и мирового распределения. Бесспорно, цивилизационные особенности имеют колоссальное значение в исторических и историографических исследованиях. Тем не менее, отношения Запада и исламского мира вряд ли можно с уверенностью озаглавить как «противостояние цивилизаций». В любом случае, даже если это противостояние действительно имеет место быть, то оно, вне всякого сомнения, основано на более веской и куда более сложной, нежели просто культурно-исторические особенности, платформе производственных и геополитических отношений, в связи с чем сама мировая борьба выходит за рамки лишь борьбы цивилизаций. Поэтому рассмотрение сложных взаимоотношений исламского мира и Запада, на наш взгляд, невозможно без применения различных концептуальных подходов и обширного методологического инструментария.