Смекни!
smekni.com

Политическая культура, ее сущность и структура (стр. 5 из 5)

С учетом имеющихся определений политическую социализацию можно понимать как непрерывный процесс освоения отдельным человеком накопленных обществом культурных ценностей, формирования у него необходимых социально-политических качеств, позволяющих ему адаптироваться в принятии социально полезных политический решений.

Политическая социализация применительно к конкретной личности имеет внутренний (личностный) и внешний (социальный) аспекты.

Внутренний аспект включает идентификацию, адаптацию и ориентацию личности. Идентификация означает сознание человека принадлежности его к определенной группе (партии, организации), помогающей осваивать политические нормы и ценности. Адаптация характеризует приспособление индивида к изменяющейся политической действительности, выработку приемов и способов окружающей среды. Ориентация позволяет человеку в соответствии с его возможностями определить свою роль и статус в политической системе, соотнести их со статусами других индивидов. Внутриличностный аспект политической социализации зависит от природно-биологических и социально-психологических качеств человека, он характеризует процесс самосознания, самовоспитания и самоорганизации. Такие внутренние черты человека, как воля, настойчивость, целеустремленность, определяют степень активности и реальность его как политического активиста, лидера.

Внешний аспект политической социализации характеризует общесоциальное воздействие на личность и охватывает обучение, интеграцию и поведение личности. Разумеется, при этом надо помнить, что человек приходит в этот мир с уже заложенными определенными качествами. Обучение это одновременно и политическое образование, и привитие определенных навыков, умений, и воспитание в соответствующих политических традициях. Интеграция означает положительную реакцию социума в отношении индивида, принятие его в свои ряды и воспитание потребности у индивида в сохранении целостности той политической системы, в которую он интегрирован. Поведение в данном случае понимается как отражение взаимодействия целого ряда факторов политической социализации и характеризует активную и сознательную политическую деятельность индивида. Внешнее политическое влияние осуществляется через сложную сеть различных институтов гражданского общества – агентов социализации. Важное, определяющее значение среди них принадлежит семье, образовательным учреждениям, общественным организациям, религиозным объединениям, средствам массовой информации, политическим партиям, государственным структурам.

В политологии различают этапы социализации человека. Первичный этап охватывает детский возраст, здесь сначала на интуитивном, а затем сознательном уровне происходит первоначальная адаптация человека к политическим явлениям. Вторичный этап характеризует уже вполне осознанное восприятие политической реальности, способность к переработке и пересмотру собственных политических позиций, выбору политического поведения.

Политическая социализация выступает в качестве важнейшей составляющей политической культуры в целом и необходимой предпосылкой активного политического участия.


Заключение

Таким образом, мы рассмотрели понятие «политологии» как самостоятельной науки, какие пути и подходы использовались в развитии общества. Частично познакомились с политологами, которые изучали политологию, политическую культуру. Это такие как М. Вебер, Г. Алмонд, С. Верба, Г. Лассуэл, О. Ренни и многие другие.

Политика – неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению, дефицитных благ и по руководству общества в деле достижения общих целей. Политика предстает в контексте структуры общества как его элемент, занимающий свое место и играющий в нем определенную роль – это первый аспект политики. Второй аспект рассмотрения политики связан с ее интерпретацией как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. Третий аспект – определение политики как высший вид человеческого общения. В ходе развития политологии (науки о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством) были выявлены проблемы современной политологии, было рассмотрено, что изучает политология и какие субъекты она исследует в ходе политического развития.

Политология рассматривает такие сферы политики как политическая культура, государственное устройство, политические системы и режимы, формы правления, политические права и свободы граждан и многое другое. Особое внимание в работе было уделено политической культуре, которая является системой ценностей, знаний и убеждений, средств и способов, вырабатываемых человеком и его объединениями в процессе участия в политической деятельности и отражающих их отношение к политической власти. Политическая культура по своей структуре весьма сложное и многоуровневое явление. Она включает в себя политические ценности, современные знания, мышление, идеалы и действия, средства и способы. Ее изучали такие политологи как Г. Алмонд, И. Гердер, Г. Пауэлл, С. Верба.

Г. Алмонд и Г. Пауэлл ввели ее классическое определение, оно звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентиров участников данной политической системы. Эта субъективная сфера, образующая основание политический действий и придающая им значение».

Были рассмотрены типы и функции политической культуры, которые были представлены такими политологами как Г. Алмонд и С. Верба. Они выделили три типа: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданнический, которому присущи сильная ориентация на политические институты и невысокий уровень индивидуальной активности граждан; активистский, где налицо заинтересованность граждан в политических институтах и активное участие в их деятельности. Было выявлено значение культуры, которое проявляется через ее функции. Они таковы: вспомогательная, социализаторская, аксиологическая (ценностная), интеграционная, воспитательная. И эти функции носят объективный характер, они изменяются в ходе исторического развития общественных систем.

В ходе изучения вопроса о политической культуре, было показано, что политическая культура формируется и развивается через усвоение и сохранение людьми определенных норм, стандартов, традиций. Был рассмотрен вопрос о политической социализации, как одной из важнейшей функцией политической культуры. Ее рассматривали и изучали такие политологи как М. Хабермас, К. Луман, Р. Липтон, Т. Парсонс, Э. Фромм, В. Пугачев, А. Соловьев и К. Гаджиев. Они рассматривали политическую социализацию как освоение человеком новых для себя ценностей, процесс обучения человека определенным политическим ролям, внутренний процесс человека, в результате которого происходит политизация чувств, эмоций, взглядов.


Список используемой литературы

1. К.С. Гаджиев Учебник «Введение в политическую науку», Москва, 2000 г.

2. В.Д. Перевалов Учебник для ВУЗов «Политология», Москва, 2001 г.

3. М.А. Василика Учебник «Политология», Москва, 2001 г.

4. Э.Я. Баталов Вестник МГУ «Политическая культура как социальный феномен», 1995 г.