Смекни!
smekni.com

Теоретическая политология Часть 2 (стр. 3 из 12)

Адорно Хабермасвидный представитель немецкой философии. В центре его размышлений лежит понятие коммуникативного разума. Первым шагом в развитии этого понятия была книга Познание и интерес (1968). Своеобразие философской теории Хабермаса заключается в том, что он связал понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной Марксом, Вебером и Парсонсом. Осмысляя структурную трансформацию, переживаемую обществом, Хабермас еще в начале 1960-х годов выдвинул понятие, которое в конце того же десятилетия сделалось ключевым для целого поколения студенческой молодежи. Это понятие – публичность, общественность. Другую важную тему хабермасовских исследований образует взаимосвязь права и демократии. Согласно Хабермасу, формирование национального суверенитета следует понимать как рациональный процесс, включающий в себя выработку общественной воли, которая вне этой рациональной процедуры носила бы анархический характер. Формулировки и понятия Хабермаса оказали заметное влияние на современную политологическую мысль. Продуктивное восприятие его идей ощутимо во многих странах, особенно в США.

Эрих Фромм - известный мыслитель XX столетия. Его популярность во всем мире и влияние его идей на современное сознание значительны. Он дал импульс развитию гуманистического мышления нашего века. Велик его вклад в развитие современной политической философии. Фромм был в числе первых исследователей, обратившихся к диагностике тоталитарного общества, причем не только нацистского, но и казарменно- социалистического. В отличие от многих исследователей, которые считали нацизм случайным отклонением, Фромм показал стойкость и воспроизводимость тоталитаризма как политической практики и типа мышления. Предупреждения Фромма оказали воздействие на изучение феномена деспотии. Опираясь на психоанализ Фромм также активно исследовал исторические типы социального характера и причины самоотчуждения личности, трансформацию потребностей и поведенческих структур.

Карл Поппер - влиятельный современный мыслитель, одним из величайших в ХХ столетии защитников открытого общества. В своем фундаментальном труде "Открытое общество и его враги" (1945) Поппер пытается ответить на главный вопрос - как возможно организовать массы в сообщества без излишнего ограничения свободы личности.
По мнению Поппера, демократия является наилучшей формой государственного устройства. Ее нужно рассматривать как средство защиты свободы, в том числе как средство, которое не срабатывает, если общество, использующее его, еще не приготовлено ценить свободу и толерантность, а только понимает важность этих ценностей. Демократия, то есть воля большинства, может способствовать сохранению и защите свободы, но она никогда не способна сама по себе создавать свободу, если каждого отдельного гражданина это не волнует. К. Поппер рассматривал открытое общество как наилучшую форму общественной жизни, определяя его как общество, "освобождающее критические силы человека". Он противопоставляет открытому обществу закрытое, или "родоплеменное" с его подчинением магическим силам. Государство, по мнению Поппера, должно существовать ради свободного общества, а не наоборот. Именно поэтому мыслитель ратовал за то, чтобы каждый гражданин сочетал свой долг преданности государству с определенной настороженностью, даже некоторым недоверием к государству и его чиновникам, в его обязанности входит наблюдать и следить за тем, чтобы государство не преступало пределов своих законных функций. Ведь институты государства могущественны, а там, где есть сила, всегда существует опасность злоупотребления ею - угроза свободе. В конце концов, заключает Поппер, только традиции свободного общества смогут уравновесить силу государства за счет обеспечения соответствующих средств сдерживания и контроля, от которых зависит судьба всей свободы.
Ральф Дарендорф – представитель немарксистской теории социального конфликта в обществе. Его теория развивается по 5 основным направлениям:

  1. Общество конфликтно, а не равновесно
  2. Социальное равенство не достижимо, теория классового конфликта изображается в либеральных оттенках. Внимание к стартовым возможностям индивида, конкуренции, мобильности, отношениям господства и подчинения.
  3. Общество рассматривается по средствам взаимодействующих социальных групп, имеющих собственные цели и интересы.
  4. Изучение взаимоотношений группы и индивида.
  5. Конфликты в обществе по поводу ресурсов, как противоположность норм и ожиданий.

Дарендорф выделяет участников конфликта: это господствующие над ресурсами с одной стороны и исключенные из этого процесса с другой. Пути выхода из главного конфликта, раскалывающего общество, он видит в социальной мобильности, которая порождает множество мелких конфликтов, разъединяющих социальные группы, которые в конечном итоге стирают грань основного конфликта и сужают его.

Политическая школа Франции

Состояние современной политической мысли на Западе во многом определяет развитие политологии во Франции. Политическая наука в этой стране сравнительно молода, в ходе своего становления и развития она прошла 2 этапа:

1. Этап - начинается с конца XIX века и завершается Второй мировой войной

2. Этап - Охватывает послевоенный период и продолжается до сих пор.

Наиболее характерной чертой первого этапа является исследование политических процессов в рамках конституционного права. Причем происходило это по 3 основным путям:

1. Путь - связан с политизацией конституционного права за счет включения в него политических вопросов. Начало этому процессу было положено Эсменом, опубликовавшем в 1895 году работу «Элементы конституционного права», в которой наряду с традиционными конституционно-правовыми вопросами исследовался также вопрос об «игре политических сил» в обществе. Еще дальше по этому пути пошли Дюги, Ориу, которые сформулировали понятие института, ставшее весьма важным компонентом политического анализа.

2. Путь - выражался в социологизации конституционного права - в расширении его традиционных рамок за счет усиления позитивистской ориентации, первоначально зародившейся в политической науке США. Именно она не только вооружила исследователей социологическими методами анализа, но и придала социологическую направленность всей конституционно-правовой проблематике. Следствием этого явилось доминирование в системе французского политологического знания представителей политической социологии.

3. Путь - заключался в выходе исследователей за рамки конституционного права вообще.

Радикальные изменения в системе политического знания Франции произошли после Второй мировой войны. В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов (Прело, Баренса, Буррико, Бюрдо, Арона, Дюверже и др.) в которых широко обсуждается как предмет политической науки, так и ее проблематика. В эти годы более четко обозначается и специфика исследований французской школы. Она выражается в акцентировании внимания прежде всего на:

1. Исследовании классов и социальных групп, включенных в политические отношения

2. Изучение социальной сущности власти: взаимодействие субъектов и объектов; рекрутирование правящих элит, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики.

3. Исследовании стратегий политических партий и движений; политических кризисов, социализации различных групп, особенно молодежи.

4. Развитии в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений.

Методы и функции политологии.

В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания» т.е. форма практического и теоретического освоения действительности, конкретный способ приобретения знаний о политике. Методы политологии сложились постепенно. Существует определенная периодизация хода их исторического развития:

1. Классический период до XIX века, связан с логико-философским и морально-этическим подходом в методологии.

2. XIX-нач. XXвв. Институциональный период, на передовые позиции выходят историко-сравнительный и институциональный методы.

3. Бихеовиористский период – на первое место выходит количественный метод

4. Постбихеовиористский период – характеризуется сочетанием традиционных и новых методов. Однако споры о приоритетных подходах продолжаются.

Сегодня принято выделять основные методологические принципы познания и исследования политики:

1. Комплексное применение методов исследования

2. Альтернативность оценок

3. Равноправие первоначальных выводов

4. Приоритет общественного субъекта в политике над личностным.

Среди многочисленных и весьма разнообразных методов, использование совокупности которых способствует превращению политологии в самостоятельную научную дисциплину, можно выделить следующие:

1. Институциональный метод

2. Социологический метод

3. Сравнительный метод

4. Антропологический метод

5. Психологический метод

6. Бихеовиористский метод

7. Коммуникативный метод