Смекни!
smekni.com

Политология как наука 11 (стр. 12 из 14)

XI. Политическая культура. Мораль и политика

Политическая культура — обусловленная ценност­ными представлениями человека о политических явле­ниях и воплощенная на практике совокупность норм, правил поведения, стиля его деятельности как участника политического процесса. Политическую культуру мож­но характеризовать и как ценностно-нормативную сис­тему, которая разделяется большинством населения в ка­честве субъекта политического сообщества.

Критерии политической культуры:

1. Уровень культурного развития личности, соответ­ствующий характеру социальных отношений общества.

2. Понимание природы политической власти госу­дарства и проводимой им политики.

3. Знание политики, идеологии и психологии груп­пы, слоя, класса, интересы которых отстаивает лич­ность.

4. Убежденность в объективности (научности) и правоте политических взглядов.

5. Наличие опыта, навыков политической деятельно­сти.

6. Активное участие в общественно-политической жизни.

Уровни политической культуры личности:

1. вы­сокоактивный;

2. активный;

3. пассивный;

4. аполи­тичный.

Структура политической культуры:

1. политические ценности;

2. информированность носителей политической культуры;

3. политические нормы поведения;

4. средства достижения и реализации политических идеалов;

5. политическая ориентация (готовность субъекта к определенному типу политического действия: радикальному или реформистскому).

Функции политической культуры заключаются в:

1. идентификации, раскрывающей постоянную по­требность индивида в понимании своей групповой при­надлежности и определении приемлемых для себя спо­собов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

2. ориентации, характеризующей стремление чело­века к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

3. адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении в изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномо­чий;

4. интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохране­ния целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

5. социализации, характеризующей обретение чело­веком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

6. коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использова­ния общепринятых терминов, символов, стереотипов и др. средств информации и языка общения.

Диалектика политики и морали Общие черты:

1. обе — формы общественного сознания, действу­ют в сфере индивидуального сознания личности, отра­жают конкретное общественное бытие и обратно актив­но воздействуют на него;

2. опорные понятия политической теории;

3. политика изначально соединяет в себе системы

4. оценок и ориентации человека в отношении с государ­ственной властью: пользы и нравственности;

5. социальность содержания, совпадения общест­венных функций.

Отличительные черты:

1. Мораль — древнейший ("моложе" полити­ки) институт регулирования поведения людей.

2. Разные носители: у политики — большие и ма­лые социальные общности, у морали — весь род люд­ской (общечеловеческая мораль).

3. Различная ориентационная функция: политика предпочитает лучшее, наиболее полезное из возможно­го, мораль - лучшее само по себе.

4. Несхожая реализация своих функций: политика "разговаривает" с обществом языком властных распоряжений, законов и т. д.; мораль — языком апелляции к совести, убеждения, увещевания, заповеди (внеинституционным способом).

5. Императивы морали носят характер идеалов, а требования политики — конкретны.

6. Политика направлена вовне и целесообразна, мораль же оценивает субъективно внутреннее пережива­ние поступков.

7. Политика ситуативна, требования морали в сво­ей основе универсальны.

8. Мораль всегда индивидуальна, политика же но­сит групповой, коллективистский характер.

9. Политика опирается на силу, мораль в принципе осуждает насилие.

10. Политика по сути конфликтна, мораль харак­теризует лишь частные межличностные конфликты, не достигающие политической остроты.

В мировой социальной жизни выделяются четыре подхода к взаимоотношению политики и морали:

1. "морализаторский" — политика должна иметь не только нравственные цели и средства, но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (моральный абсолютизм);

2. "пессимистический" — принцип несовместимо­сти политики (зло) и морали (добро); политика и мо­раль настолько специфичны, что все попытки установить взаимосвязь между ними несостоятельны;

3. "политика вне морали" — автономность: мораль — дело гражданского общества, личной ответственно­сти; политика же — область противоборства групповых интересов, свободна от нравственности;

4. "компромиссный" — взаимодействие морали и политики ставится в непосредственную зависимость от ситуации, в которой она проявляется. Этот подход, пре­обладающий среди ученых и политологов, признает не­обходимость воздействия нравственности на политику и учитывает специфику последней.

XII. Политический процесс

Политический процесс — совокупность действий всех субъектов политических отношений, связанная с обеспечением формирования, изменения, преобразова­ния и функционирования политической системы в про­странстве и времени.

Структура политического процесса включает систе­му политико-властных отношений и политической дея­тельности социальных общностей, слоев, групп и инди­видов. Среди политических процессов выделяются ба­зовые и периферийные.

Единый целостный политический процесс подразде­ляется на следующие четыре стадии:

1. конституирование политической системы (формирование ее органов, институализация);

2. воспроизведение компонентов и признаков политической системы;

3. принятие и испол­нение политико-управленческих решений;

4. контроль за функционированием и направлением развития поли­тической системы.

Крайними позициями в отношении к политическим процессам служат консерватизм (сохранение постоянст­ва, неизменности политической системы, недопустимость ее трансформации) и революционаризм (непре­рывная и крутая ломка форм организации политической жизни). Общим следствием двух крайностей служит не­гативное отношение к политике, государству, рациональ­ной регуляции социальной жизни.

Политические процессы бывают двух типов: внеш­неполитические и внутриполитические. Последние под­разделяются на открытый и теневой (альтернативная официальной политике форма).

Революция — это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразова­ний.

Реформа характеризуется постепенностью намечен­ных преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечение полноты, радикальности и всесторон­ности их, а на доведение до конца, и этому придается ключевое значение.

Восстание — политический процесс, характеризую­щийся некоторым уровнем организованности и структу­ры, большой ролью руководителей, нечеткостью, огра­ниченностью и негативностью целей, направленных не на преобразование политических институтов, а на заме­щение функции господствующей группы в старом обще­стве.

Бунт — массовое действие с неопределенностью по­литических целей, с высокой степенью интенсивности, активности его участников, ограниченное временем про­текания и проблемой, причиной его вызвавшей.

Мятеж — действие с ограниченным числом участни­ков и вооруженным характером, возникающее как ре­зультат продуманной и целенаправленной подготовки определенной группы лиц.

Путч выражается в вооруженных действиях, не опи­рающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуа­ции, ни на продуманную программу

Политический протест — разновидность негатив­ной реакции индивида (группы) на сложившуюся в об­ществе политическую ситуацию или конкретное дейст­вие отдельных органов государства и политических оп­понентов.

Политическая кампания — система коллективных действий, рассчитанная на достижение определенных це­лей, таких как изменение структуры власти в обществе, перераспределение политических полномочий, форми­рование органов власти, достижение тех или иных на­циональных приоритетов и т. д.

Прямое действие в политике. Существует два ос­новных типа политических процессов:

1. воздействие на политическую власть через пред­ставительные органы, которые функционируют в рамках самой политической системы (путем прямой демократии через механизм выборов, референдумов, плебисцитов и т. д.);

2. "прямое воздействие" — непосредственное влия­ние граждан на органы политической власти через ис­пользование разнообразных форм политической актив­ности:

Митинг — собрание людей с неограниченным соста­вом участников, посвященное обсуждению той или иной проблемы.

Демонстрация — массовое шествие сторонников определенной идеи, требования, выражение поддержки или протеста против той или иной акции политической власти.

Забастовка — прекращение работы с целью поли­тического давления, предъявления определенных требо­ваний и настаивание на их принятии.

Политический конфликт — разновидность (и ре­зультат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (индивидов, групп, государств), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.