Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Политологии (стр. 12 из 19)

3. «Активистская политическая культура » («культура участия») характеризуется ориентацией граждан на активную роль в политической системе.

Сочетание, смешение этих типов политической культуры дает ее различные варианты, преобладающие в истории: патриархально-подданическая, подданическо-активистская и патриархально-активистская. Оптимальный вариант, с точки зрения Алмонда и Вербы, образует смешанный тип политической культуры, который они назвали «культурой гражданина». Это в своей основе активистская культура, интегрировавшая определенные элементы патриархальной и подданической культур. Такая политическая культура, по их мнению, характерна для политических систем США и Великобритании.

Кроме приведенной типологии политической культуры существуют и другие, основанные на иных критериях: способах улаживания политических конфликтов, характере связей внутри политической системы и т.д. Можно отметить, что каждый политический режим – тоталитарный, авторитарный или демократический, если он существует достаточно долго, формирует присущую ему политическую культуру. Для тоталитарного режима характерно стремление к мобилизационной культуре граждан, основанной не только на страхе и подчинении власти, но и на готовности активно выполнять поставленные ею задачи. Авторитарной культуре присуще пассивное подчинение. И, наконец, демократическая культура – это культура активного участия в осуществлении власти.

Политическая культура реализуется лишь через политическое поведение, она является одним из его источников, факторов, позволяет выявить причины специфики поведения отдельных личностей или социальных групп. Это явление не совпадает полностью с политическим сознанием. Политическая культура существует и тогда, когда политическое сознание выражено очень слабо или отсутствует совсем, кстати, тоже проявление политической культуры.

Формирование и развитие политической культуры во многом зависят от ее взаимосвязей с политической системой. Взаимосвязь эта носит сложный характер: с одной стороны, политическая система является порождением определенной политической культуры, с другой стороны: на основе одной и той же политической культуры могут возникать разные модели политических стиснем.

Политическая система благодаря существующим нормам и институционной структуре приобретает относительную независимость политической культуры. В случае возникновения разрыва между ними, например, в результате революций или реформ политических институтов, политическая система пытается изменить политическую культуру, препятствуя реализации одних образцов поведения и навязывая обществу другие. Однако она, как правило, обладает относительной устойчивостью, которая определяется механизмами политической социализации: семейного воспитания и накопления политического опыта в процессе самостоятельной трудовой деятельности.

5 Политическое сознание.

Политическое сознание представляет собой очень сложный феномен, включающий в себя всю совокупность знаний, представлений в области политических отношений. Настроений, стереотипов, предрассудков в этой области. Наиболее важными элементами политического сознания являются идеология. Общественное мнение, политические настроения масс.

Идеология включает в себя все основные политические и социальные ценности общества и через пропаганду ориентирует на них своих членов. Это наиболее систематизированная совокупность взглядов в общественном сознании. Термин ввел французский философ Дестюд Траси в начале ХIХ в. в четырехтомном труде “Элементы идеологии”. Под идеологией он понимал учение об идеях, устанавливающих твердые основы для политики, права, этики

Это понятие (и явление) заняло активное место в политической жизни, и на современном этапе общественное мнение в большинстве случаев оценивает его негативно. Многие западные политологи связывают его с мифологизированным сознанием, Ориентированным на утопию (отсюда требование деидеологизации государственных институтов и системы информации).

Наиболее полное отражение идеологии получают в программных документах политических партий, а также в трудах их идеологов. Самые значительные в ХХ в. идейно-политические доктрины изложены в IV разделе данного пособия. Для того чтобы идеологии были восприняты массовым сознанием, необходима их адаптация (упрощение, популяризация) к уровню масс. Эту роль осуществляет пропаганда – распространение знаний, в данном случае – политических. Выполнение этой задачи происходит через множества каналов движения информации, формирования настроений и мнений в обществе. Самыми значительными среди них являются средства массовой информации (газеты, телевидение, радио), искусство (кино, театр, живопись и пр.), такие публичные действия, как митинги, демонстрации.

Средства массовой информации активно используются для воздействия на общественное сознание. Существует огромное количество приемов и методов подобного манипулирования, среди них: сокрытие части информации; интенсивная и сверхинтенсивная подача другой информации; введение и активное использование стереотипов (империализм, враг нарда, неоколониализм и др.); комментирование факта; контекст, в котором подается факт, и т.п.

Информация всегда субъективна. Подача «голого» факта, к чему иногда призывают сторонники деидеологизации информации, тоже необъективна, так как огромное число потребителей информации не способны самостоятельно оценить факт, его роль в ряду других и, следовательно, объективного знания не получают. Но, разумеется, существует громадная дистанция между заведомой тенденциозностью всестороннему анализу, с учетом разных мнений. Второе предпочтительней.

Задачей пропаганды является формирование общественного мнения, придание ему нужного для инициаторов информации направления. Пропаганда – субъективный инструмент воздействия на общественное мнение. Есть и объективные факторы его формирования. Так, оно в значительной мере определяется социальным положением. Конкретные социальные группы (классы, слои, сословия и пр.) имеют сходные политические ориентации. В марксизме как одно из фундаментальных положений рассматривается классовый характер идеологии, психологии, настроений. Но и западная политология не отрицает этого, оговаривая ряд особых моментов: а) представители ни одной социальной категории не бывают на 100% за или против чего-либо, и показатель в 60-70% часто рассматривается как достаточно высокий; б) социальных групп, имеющих сходные политические ориентации, много больше, чем классов в любой стране; в) существует немало на первый взгляд парадоксальных явлений, имеющих, конечно, свои причины. Например, в Скандинавских странах социальные классы четко однозначны в своих партийных предпочтениях: рабочие в основном ориентированы на социал-демократическую партию, а интеллигенция – на консерваторов. В европейских романоязычных государствах рабочие отдают свои голоса, как за левые, так и за правые и центристские партии. Испанские политологи отмечают, что состоятельные граждане проявляют более левые политические симпатии, чем их малоимущие соотечественники, а имеющие университетские дипломы склонны к радикальным взглядам.

На общественное мнение значительно влияют пол, возраст, этническая принадлежность, религия и даже регион проживания (Запад и Восток США, например).

В политике общественное мнение выявляется, прежде всего, методом опросов, которые регулярно проводятся с 1824г., когда репортеры американской газеты «Гаррисберг Пенсильваниан» вышли на улицы города, чтобы опросить случайных прохожих, за кого те собираются голосовать на ближайших президентских выборах. Примеру последовали многие другие газеты. За это время методика опросов совершенствовалась. Имеются институты, компании, учреждения, специализирующиеся в этой области, в том числе и у нас в стране. Каналом изучения общественного мнения является обратная связь средств массовой информации (в том числе почта, газеты, радио). Наиболее распространенной темой опросов является определение индекса популярности президента (премьер-министра, канцлера и т.п.), а также выявление отношения населения к значительным внутри- и внешнеполитическим акциям правительства. В нашей стране опыт таких опросов крайне незначителен.

Общественное мнение, таким образом, легко фиксируется. Но оно, в свою очередь, является выражением менее четких, трудно улавливаемых массовых политических настроений, представляющих социально-политическую характеристику общества. Крайне редко бывает, чтобы весь народ или большая часть его населения были единодушны: чаще наблюдается плюрализм настроений. Полное же согласие возникает в периоды экстремальных социальных напряжений и касается отдельных, пусть даже самых важных аспектов политики: настроения патриотизма в период отражения нападения захватчиков, ликование в моменты победы, всеобщее недовольство в кризисной ситуации и т.п. Массовые настроения играют значительную роль в жизни общества. Уверенность и оптимизм способствуют конструктивным действиям; резкое недовольство – разрушительным.

Управление общественным настроением – самый сложный политический механизм, в котором есть малоизученные явления. Так известно, что полярные настроения (восторг - злоба) обладают способностью быстро распространяться в массовых скоплениях людей. Легче усилить возникшее настроение (от недовольства – к ненависти, истерии), чем совершить обратный процесс. Знание этого используется в целях манипулирования настроением и поведением людей, особенно, а государствах харизматического типа, и экстремистскими элементами в ситуациях социально-политической нестабильности.